ВСЕ ТЕКСТЫ
2024-03-27 11:00

Реконструкция фабрики Алафузова / NOWADAYS office

СТАТЬИ ПРОЕКТЫ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Время чтения: 11 мин.
Архитектурное бюро NOWADAYS office, основанное в 2013 году, наиболее известно проектами, где команда реконструирует исторические постройки и создает для них новый нарратив.

Среди работ бюро — реализация Нового здания Музеев Московского Кремля, реконструкция советских санаториев Орджоникидзе и Волна в Сочи, проектирование Арктического музея современного искусства АММА, стратегия развития музейной среды Томского государственного университета, а также переосмысление наследия заводов ГрафитЭл, Кристалл и Электрозавод. Новый проект бюро — реконструкция территории бывшего льнокомбината, или фабрики Алафузова.

Что это за пространство

Основатель фабрики, Иван Иванович Алафузов, — казанский купец первой гильдии, мануфактур-советник, потомственный почётный гражданин, меценат и благотворитель. Он основал льнокомбинат и кожевенный завод, а также владел ткацкой и льнопрядильной фабриками. Деятельность Алафузова серьезно повлияла на облик современной Казани.

В 1870-х – 1880-х годах ткацкая фабрика Алафузова стала центром текстильной промышленности Поволжья, Урала, Сибири. Ее продукция поставлялась в Персию, Европу и США.

Меценатская деятельность Алафузовых в первую очередь поддерживала наиболее уязвимые группы людей и поощряла разнообразие культур. Например, семья создала фонд стипендий для девочек из мещанских семей, открыла начальное училище с татарско-русским классом и учредила мусульманское отделение библиотеки.

Алафузовы также открыли образовательный дом для рабочих. В нем размещалась библиотека, а также проходили просветительские лекции, концерты и спектакли. По воскресеньям для чтения лекций приглашали преподавателей Казанского университета и Духовной академии.

Вокруг дома разбили сад, где проводились маскарады, танцевальные, музыкальные и литературные вечера, ставились театральные постановки.

Выступали театральные татарские труппы. Здесь ставил спектакли один из основателей татарского театра — режиссер Габдулла Кариев.

Как сложился исторический ансамбль фабрики

Территория площадью 7 гектар расположена в окружении трех исторических слобод на старом русле реки Казанки с видом на Зилантов монастырь. Участок ограничен улицей Гладилова, двумя проездами с севера и юга и старым руслом Казанки.
В комплекс входят два здания — объекта культурного наследия. Одно из них — усадьба 19 века, известная как дом Котелова. Здание построено в 1833 году для купца и кожевенника Ивана Котелова. Сооружение возведено по проекту известного казанского архитектора Петра Пятницкого, автора главного здания Казанского университета. Дом поместился во дворе кожевенного завода. Постройка состоит из каменного этажа со сводчатыми залами и двухэтажного деревянного объема с колоннами и портиком. После продажи земли Алафузову дом остался главной конторой на участке. На первом этаже разместились офисы, на втором — жила семья купца.

Другой памятник архитектуры — здание красильно-отделочной фабрики, построенное в 1833 – 1859 годах. Его розовый фасад с арочными окнами и башенкой с колоколом напоминает итальянский палаццо.
В 1865 – 1891 годах были построены здания дубильного корпуса и пошивной фабрики. Их фасады выходят на ул. Гладилова и образовывают границы квартала. В 1928 – 1937 годах между ними возвели прядильный цех. Вплоть до 2010-х годов на территории возводили различные корпуса — столярные мастерские, цех нетканных материалов, насосно-компрессорная станция, здание очистных сооружений. Все они построены вдоль старого русла реки Казанки и не представляют исторической или архитектурной ценности. Многие находятся в аварийном состоянии.

Всего на территории имеется 26 строений. Здесь много больших и маленьких объемов, заужений и расширений. Команда задумала проект так, чтобы новая архитектура не перекраивала сложное историческое пространство, а вплеталась в его ткань.

Как изменится архитектура бывшего предприятия

Как объясняют в NOWADAYS office, задача проекта — не создать жизнь на пустыре, а настроить архитектурный каркас так, чтобы новая программа перезапустила насыщенный процесс, уже существовавший в этой части города.

Отличительная черта комплекса — его просматриваемость и прозрачность. Они позволяют погрузиться в разнообразие стилей, смешанных в застройке: в ней сохранились элементы деревянной усадебной, индустриальной дореволюционной и советской архитектуры. Теперь к этому сочетанию добавятся новые сооружения.

Из-за большого количества исторических наслоений в облике фабрики сочетается множество материалов, фактур и цветов. Команда NOWADAYS office анализирует сложившуюся палитру, чтобы гармонично встроить в среду новую архитектуру. Эти постройки создадут диалог между желто-белым фасадом дома Котелова, краснокирпичными фабричными цехами с керамической плиткой и стеклянными кирпичами начала прошлого века, а также с деревом и штукатуркой исторических построек.

Архитекторы предлагают разместить в доме Котелова культурный центр — музей семьи Алафузовых и библиотеку. В здании красильно-отделочной фабрики разместится образовательный центр с международной языковой школой и кампусом корпоративных университетов. Ансамбль исторических построек дополнит новый объем — многофункциональный зал на 300 мест с бетонным мостом.
Команда также планирует реконструировать 12 зданий, не представляющих исторической ценности, но ярко формирующих среду. Например, в нежилой постройке рядом с домом Котелова разместится детский центр со своим садом-руиной. Вдоль здания дубильного корпуса команда спроектирует новую улицу с видом на Зилантов монастырь. Там будет находиться гильдия креативных индустрий с шоурумами, кафе и офисами. Оставшиеся 12 строений советской эпохи, находящиеся в нерабочем или аварийном состоянии, будут демонтированы.
В здании ткацкой фабрики появятся бутик-отель и апарт-комплекс с двором, рестораном и спа-центром. В большом конструктивистском корпусе 1937 года постройки создадут офисный центр с коворкингом и залами для временных выставок. Между ним и ткацкой фабрикой архитекторы сформировали двухуровневую площадь с амфитеатром и видом на здание театра.
На фабрике имеется еще одна городская достопримечательность — прядильный цех с надписью «Льнокомбинат имени В.И. Ленина», выполненной в стиле советского модернизма. В этом здании команда предлагает обустроить главный вход на территорию. Надпись сохранят, а часть фасада демонтируют, оставив несущие балки. Так пространство превратится в необычный вход, через который откроется вид на главную ценность территории — дом Котелова.
В центре фабрики будет сформирован новый небольшой природный парк, главной достопримечательностью которого станет Шуховская башня. В Татарстане имелось сразу несколько сооружений архитектора. На фабрике Алафузова находилась водонапорная башня 1927 года — она не сохранилась. Еще несколько башен Шухова находится на территории порохового завода — она закрыта для посетителей. Одну из этих башен можно перенести на территорию нового парка Фабрики Алафузовых и таким образом создать важную точку притяжения.
Комплекс имеет множество панорам. С главной площади комплекса открывается вид на театр. Из окон жилых башен и сформированных ими новых улиц можно смотреть на Зилантов монастырь. Территория фабрики станет пешеходной. На ней появится система общественных пространств, улочек, двориков и прогулочных маршрутов.

Наследие Шелкового пути

Важный аспект проекта — мультикультурный обмен. Эта идея родилась из истории Казани — город на протяжении многих веков был крупным центром на Великом Шелковом пути, местом обмена материальным и культурными ценностями между Востоком и Западом. Концепция обновления фабрики Алафузова вдохновлена этой особенностью Казани.

Фабрика станет центром культурного обмена, объединенным языком эклектичной архитектуры. Такая атмосфера наследует образу оживленного города на Шелковом пути. Чтобы подчеркнуть эту черту, архитекторы используют в конструкциях новых зданий архетипические восточные типологии — своды и арки, аналогичные тем, что были в цитаделях и караван-сараях.

Как отмечает команда проекта, у сооружения большой туристический потенциал. Он основывается на истории фабрики, ее архитектуре и ландшафте — необычном рельефе и близовсти к реке. Увеличить привлекательность места могут новая знаковая архитектура и программное наполнение.

Территорию фабрики превратят в культурный и образовательный центр с языковыми курсами и корпоративными обучающими программами. Кроме того, в комплексе создадут деловой центр для общения со странами-партнерами. Будущее наполнение фабрики предоставляет множество возможностей для коллаборации между странами Восточно-Азиатского региона и Казанью: она может осуществляться через предприятия креативной индустрии, ритейла, спорта, современного искусства.

В обновленном комплексе обустроят разнообразные активности. Например, на фабрике Алафузова появится медиацентр с открытой библиотекой. В ней будет организован обширный каталог книг и медиаресурсов о культуре, технологиях и актуальных исследованиях стран Восточно-Азиатского региона.

Кроме того, на бывшей фабрике появится экспозиционное пространство — галерея имени Алафузова. В ней будут представлены постоянная экспозиция, рассказывающая историю семьи Алафузовых, и временные выставки с работами современных художников из стран Восточно-Азиатского региона. Еще одна культурная инициатива — открытые фонды. На фабрике реализуют помещения, чтобы хранить экспонаты музеев Казани, для которых не хватило места в выставочных пространствах институций.

Помимо объектов культуры, на фабрике Алафузова будут реализованы лайфстайл-активности, такие, как фьюжн-рынок — гастрономическое пространство с деликатесами из Турции, Египта, Ирана, Саудовской Аравии, Азербайджана, Катара, Индонезии и Узбекистана. Также в комплексе построят водно-термальный СПА с бассейнами, уходовыми программами, флоатингом и индивидуальными занятиями спортом.

Город в городе

NOWADAYS office называют свой принцип проектирования «город в городе». Архитекторы используют его для работы с большими общественными объектами. Он предполагает разнообразие типологий и внимание к среде, которую формируют здания.

Фабричный комплекс представляет собой сложное пространство: 26 строений образуют площади, улицы, дворы, переулки. Проект реконструкции усиливает этот естественный рисунок, превращая территорию фабрики в полноценный город в городе.

В этом поселении конструируется новая топонимика, которая рассказывает историю места и задает сценарии его использования. Рельеф земли разбивает главное общественное пространство на два уровня, связанных лестницами. Этот участок архитекторы обозначают как Площадь с балконом. Кроме того, на территории появятся Итальянский палаццо, сад «Руина» и Парк Шуховской башни.

Архитекторы постарались переосмыслить район, чтобы полноценно активировать эту часть города. Важная часть проекта — благоустройство старого русла Казанки. Прямо сейчас идут работы по очищению реки, через нее перебрасываются мосты, а набережная благоустраивается. Таким образом эта зона также сможет стать городским общественным пространством.

Согласно задумке NOWADAYS office, нарратив реконструированной фабрики представляет собой сценарий пути и остановок — поэтому там появится так много пространств с различными функциями.
Текст и изображения предоставлены NOWADAYS office.