АРХ Москва — крупное мероприятие в области архитектуры и дизайна, которое проводится ежегодно с 1995 года в Москве. До 2018 года выставка проходила в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском Валу, после чего переехала в Гостиный Двор (ул. Ильинка, д. 4).
В этом году выставка-форум проходила с 22 по 25 мая в Гостином Дворе. Авторы проекта и многолетние кураторы выставки — Василий Бычков, основатель и генеральный директор компании «Экспо-Парк», Барт Голдхоорн, архитектор и архитектурный критик, а также Илья Мукосей, архитектор и основатель бюро Mukosey. В рамках мероприятия проходят семинары и мастер-классы, лекции, профессиональные дискуссии, посвящённые современным тенденциям российской и мировой архитектуры, градостроительства и благоустройства городской среды. Участники и посетители выставки могут ознакомиться с инновационными проектами, обсудить актуальные тенденции отрасли, а также найти деловых партнеров и клиентов. АРХ Москва является площадкой для обмена опытом и идеями между профессионалами строительной и дизайнерской индустрии.
За фестивалем АРХ Москва всегда стояла кураторская поэтика — главная тема, над которой дискутируют все участники форума. Последние два года изучали витрувианскую триаду «Прочность, польза, красота». Два пункта — красоту и прочность — уже отрефлексировали, но к третьему приступить так и не смогли. Прежде чем подумать над пользой, нужно оценить перспективы. В данной статье мы делимся с вами одними из самых ярких впечатлений от выставки, которые подготовили совместно с агентством Plan The Best.
BASIS + MR GROUP
В разделе «Девелопмент/Строительство» диплом I степени за лучший стенд получила коллаборация архитектурного бюро Basis и компании MR Group, которые представили инсталляцию по мотивам проекта набережной City Bay, которую за 4 дня работы выставки посетили более 3 000 человек. Очередь из посетителей не заканчивалась до самого конца работы павильона.
Иммерсивная инсталляция была сформирована на стыке реального проектного предложения и современных визуальных технологий. Ее целью стало стремление раскрыть благоустройство с чувственной стороны, вырвать посетителей выставки из их ежедневной гонки и напомнить о важности и удовольствии взаимодействия с природой. У них была возможность почувствовать атмосферу, расположившись на качелях, понаблюдать за игрой бликов на водной поверхности, за сменой дня и ночи, созерцая историю, которую повествует неспешное течение реки.
«В основе благоустройства, проектом которого занимается наше бюро — стремление создать максимально природную среду, вписанную в существующее окружение и взаимодействующую с ним. Именно природа, а не амбиции архитектора, часто препятствующие подлинному контакту человека с природой, занимает в проекте главенствующую роль», — рассказал Охапкин Иван, главный архитектор бюро Basis.
Ф: Анастасия Самойлова
Игра в тезисы
Творческое объединение «Цех» (Saga, Хора и NOWADAYS office) представило «Игру в тезисы» — коллективное исследование «о пользе архитектуры».
Главным объектом стал общий стол, представляющий собой и экспозиционную плоскость, и место для дискуссии одновременно. Проект артикулирует важность разговоров и разнообразия мнений в ответ на нехватку критики и коммуникации. Его экспозиция станет материализацией кулуарных обсуждений и их трансляцией на более широкую аудиторию.
Ф: Даниил Анненков
Практикум «Дома А—класса»
Лучшим общественным пространством на выставке был назван Практикум «Дома А—класса».
Образовательный проект «Дома А—класса» в четвертый раз собрал на своей площадке экспертов индустрии и трансформировался от площадки для делового нетворкинга до коммьюнити профессионалов в области архитектуры дизайна и проектирования. Это уникальное пространство, где происходит обмен идеями и опытом между лидерами мнений сегмента частного премиального домостроения и профессиональной аудиторией проекта.
Образовательный проект «Дома А—класса» в четвертый раз собрал на своей площадке экспертов индустрии и трансформировался от площадки для делового нетворкинга до коммьюнити профессионалов в области архитектуры дизайна и проектирования. Это уникальное пространство, где происходит обмен идеями и опытом между лидерами мнений сегмента частного премиального домостроения и профессиональной аудиторией проекта.
Практикум «Дома А-класса» вместе с приглашенными экспертами переосмыслил услуги, продукты и архитектуру премиум-сегмента, выйдя за рамки простой функциональности и последовав от пользы к смыслам. За 4 дня, с 22 по 25 мая на площадке лектория Дома А—класса прошло 36 лекций и дискуссий на которых выступило более 120 профессионалов из индустрии архитектуры, дизайна и строительства.
Среди хедлайнеров мероприятия были: Александра Федорова, архитектурное бюро Fedorova Architects, Лия Бабаянц, архитектурное бюро Babayants Architects, Айя Лисова, архитектурное бюро AIYA bureau, Евгений Задорожний, архитектурная студия CHADO, Родион Праздников, архитектурное бюро MODUL AB, Шамсудин Керимов, архитектурное бюро KERIMOV Architects, Ангелина Асланова, архитектурное бюро ASLANOVA Architects, Борис Уборевич-Боровский, архитектор, член Союза московских архитекторов, Екатерина Панова, бизнес-консультант и основатель коммуникационного агентства Plan the Best.
На Практикуме также выступил приглашенный иностранный эксперт — немецкий архитектор Кристоф Вуп (Christoph Woop).
На Практикуме также выступил приглашенный иностранный эксперт — немецкий архитектор Кристоф Вуп (Christoph Woop).
Инсталляция Wowhaus
Лучшим архитектурным высказыванием секции «Мастера» на АРХ Москве 2024 стала инсталляция бюро Wowhaus.
Архитекторы посвятили свою инсталляцию подвижности города и его взаимосвязям. Город — уравновешенная структура, он растет и находится в непрерывном изменении. Здесь, как и в любой хрупкой конструкции, необходим баланс. Задача архитектора — уравновесить конструкцию, чтобы она оставалась устойчивой и мобильной.
Архитекторы посвятили свою инсталляцию подвижности города и его взаимосвязям. Город — уравновешенная структура, он растет и находится в непрерывном изменении. Здесь, как и в любой хрупкой конструкции, необходим баланс. Задача архитектора — уравновесить конструкцию, чтобы она оставалась устойчивой и мобильной.
В качестве медиума команда бюро выбрала кинетическую инсталляцию. Мобиль — будь то детская игрушка или конструктивистский объект искусства, в совершенстве воплощает идею о динамике, взаимосвязи и равновесии. Лепестками мобиля стали объекты Wowhaus, разработанные в разное время.
Ф: Алексей Лифанов
Свет в городе
Свет — один из важнейших элементов архитектурного опыта. Он воздействует на наше восприятие окружающего пространства и играет важную роль в формировании архитектурного ощущения.
Куратор направления «Свет в городе» Иван Федянин создал стенд, позволяющий задуматься об осознанном отношении к освещению и созданию качественной световой среды. В лучах направленного света, разрезающих тёмное пространство экспозиции, можно было увидеть 22 проекта освещения городских объектов, созданных светодизайнерами и отобранных командой кураторов направления. Для стенда «Природа в городе», бюро GAFA, TEGOLA и команда Ивана Федянина создали иммерсивную зону с имитацией леса и лучами солнечного света, пробивающимися сквозь плотную крону деревьев, где освещение — неотъемлемая часть эмоционального и тактильного опыта взаимодействия с пространством.
Куратор направления «Свет в городе» Иван Федянин создал стенд, позволяющий задуматься об осознанном отношении к освещению и созданию качественной световой среды. В лучах направленного света, разрезающих тёмное пространство экспозиции, можно было увидеть 22 проекта освещения городских объектов, созданных светодизайнерами и отобранных командой кураторов направления. Для стенда «Природа в городе», бюро GAFA, TEGOLA и команда Ивана Федянина создали иммерсивную зону с имитацией леса и лучами солнечного света, пробивающимися сквозь плотную крону деревьев, где освещение — неотъемлемая часть эмоционального и тактильного опыта взаимодействия с пространством.
Ф: Пресс-служба L1
Чтобы увидеть, как свет работает в разных условиях, взаимодействует с пространством или становится самодостаточным высказыванием, было задумано исследование «Свет. Город. Архитектор». Для исследования были выбраны семь московских локаций разных типологий, которые вплетены жизнь автора и в его восприятие города. Каждая из локаций исследована в формате одной архитектурной прогулки, но с фокусом не на пространстве и зданиях, а на феномене света. Такой формат позволил открыть авторам город с новой стороны и дал новые инструменты для исследования пространства. По итогам, совместный проект получил диплом II степени как лучший проект-исследование.
Команда проекта:
Автор исследования — Абдуллах Ахмедов — архитектор-исследователь
Оператор и режиссер монтажа — Константин Матюк — архитектор, фотограф;
Автор идеи, продюсер — Иван Федянин — светодизайнер, автор телеграм-канала «Про свет», основатель светотехнической компании L1.
Команда проекта:
Автор исследования — Абдуллах Ахмедов — архитектор-исследователь
Оператор и режиссер монтажа — Константин Матюк — архитектор, фотограф;
Автор идеи, продюсер — Иван Федянин — светодизайнер, автор телеграм-канала «Про свет», основатель светотехнической компании L1.
Креативный подход бюро FANTALIS
Бюро FANTALIS — архитекторы, создающие проекты на Камчатке, получили I премию выставки за креативный подход в проектировании этнических курортов. Они представили не только художественные фото своих объектов (экстрим-отель Аврора, SPA-отель Лагуна, ресторан MISHKA, гостиничные апартаменты VILLAGE и др), но и тщательно проработанный макет экстрим-отеля Аврора, который открылся на Камчатке совсем недавно. А всем посетителям павильона дарили на память брелок с чёрным вулканическим песком.
Ф: Пресс-служба Fantalis
Павильон бюро Chado
Стенд бюро Chado жюри отметили специальным дипломом lll степени, как лучшая экспозиция в разделе «Архитектура».
Павильон из кортена или атмосферостойкой стали образует стены из дугообразных вогнутых и выгнутых пластин. Внутри – макет строящегося в Черногории ресторана. Архитекторы стремились показать, как природа и архитектура могут гармонично дополнять друг друга. Бетон и натуральные материалы ресторана плавно переходят в горный ландшафт. Реалистичность макета позволяет с разных сторон оценить, как объект будет выглядеть после реализации.
Павильон из кортена или атмосферостойкой стали образует стены из дугообразных вогнутых и выгнутых пластин. Внутри – макет строящегося в Черногории ресторана. Архитекторы стремились показать, как природа и архитектура могут гармонично дополнять друг друга. Бетон и натуральные материалы ресторана плавно переходят в горный ландшафт. Реалистичность макета позволяет с разных сторон оценить, как объект будет выглядеть после реализации.
Ф: Инна Каблукова
Медитативное пространство бюро А4
Архитекторы Бюро А4 создали камерное медитативное пространство. Центром композиции стала инсталляция, отсылающая к образу ткацкого станка. Скопление тонких нитей заключает в себя макет, стоящий на постаменте из разноразмерных фактурных кубов-блоков, символизирующих потерянное и покинутое наследие города, скрепленное новой красной нитью, артерией кластера. Макет будто вырастал из постамента: руин забытой архитектуры прошлого.
Ф: Дмитрий Чебаненко
АРХ Москва, уже утвердившаяся в самостоятельности и авторитетности, приобрела новые черты — респектабельность, статусность и размах. За годы своего существования фестиваль действительно стал настоящей «Меккой» для всех людей, приобщающих себя к архитектурному сообществу.
Автор: Семён Голубчиков & агенство Plan The Best