ВСЕ ТЕКСТЫ
2023-09-27 16:39

Эволюция коллажного метода в архитектурной графике: 3 часть / Мария Веерпалу

КОЛУМНИСТЫ СТАТЬИ
Ранее мы рассматривали использование коллажа архитекторами в первой половине XX века. Сегодня перемещаемся во вторую половину, когда основные свойства метода существенно видоизменяются.

Первым важным отличием является нарушение привычной иерархии. Прежде архитектура выступала в роли ценного артефакта, теперь основное внимание перемещается на антураж.

Так, в коллажах Archigram люди, машины, экраны формируют окружающую среду города. Теперь это наполнение не просто стаффаж для подчеркивания масштаба или назначения архитектуры, это совокупность образов, создающих города-желания.

Superstudio, Archizoom в своих работах противопоставляют архитектурную абстракцию фотографическому изображению «реального». Но в отличии от Archigram их работы содержат критику культуры потребления.

Отсутствие любого иерархического порядка можно наблюдать и в ранних работах Д. Либескинда Collage Rebus.
Вторая особенность коллажей этого периода - одновременное сосуществование культуры высокой и массовой. Коллаж привлекает всё более широкую аудиторию. Работы наполняют популярные актеры, музыканты… «Всё есть архитектура», - заявляет Ханс Холляйн в номере журнала «Bau» за 1968 год и помещает в свои коллажи помаду, сыр, свечи зажигания и пр…Нильс-Оле Лунд продвигает идею о том, что архитектура не несёт в себе вечных ценностей, иронично показывая негативное влияния архитектуры на окружающий ландшафт.

Еще одна характерная черта коллажа второй половины XX века – дискретность. Отдельные элементы композиции, различные по масштабу, разрешению, перспективе, тону и, главное, смыслу, соединяются друг с другом с ярко выраженным коллажным стыком. Здесь можно опять же вспомнить работы Archigram или ранние коллажи Рема Колхаса «Исход, или Добровольные узники архитектуры». В дальнейшем дискретный коллаж мы увидим во многих работах OMA.
Заключительная характерная черта работ этого периода — использование цитат. Теперь любой фрагмент коллажа выступает в роли объектов–гиперссылок, а зритель сам интерпретирует их и устанавливает взаимосвязи.

Коллаж второй половины XX века все больше напоминает «ризому» (понятие введенное Ж. Делёзом и Ф. Гваттари в 1968 г.) за счет свободной интерпретации, гетерогенности и отсутствия иерархических связей.

В 90-е появляются новые технологии для создания цифрового коллажа. Вначале он копирует методы и приемы бумажного, и требуется время, чтобы выработать свой собственный язык. Об особенностях цифрового коллажа — в следующий раз.

До встречи!