Конкуренция за людей: города, страны, отели
Современный рынок гостиничной недвижимости в России и в мире кардинально меняется. Сегодня идет борьба не только за туристов, но и за резидентов, цифровых кочевников, представителей новой экономики. Города и отели становятся элементами конкурентной стратегии регионов. Чтобы привлечь гостя, отель обязан быть не просто функциональным пространством, а предоставлять эмоциональный и ценностный опыт.
Эти изменения происходят на фоне стремительного роста внутреннего туризма в России. По данным газеты Ведомости, количество туристических поездок в России в 2024 г. составило около 92 млн, что стало рекордным показателем внутреннего туризма за всю историю. В 2023 г. эти цифры находились на отметке 78 млн. Агентство стратегических инициатив отмечает, что интерес к путешествиям по стране вырос с 77% в 2023 году до 87% в 2024 году.
Развитие внутреннего туризма стало одним из приоритетов государственной стратегии. Президент Владимир Путин поставил задачу увеличить вклад туризма в ВВП страны до 5% и довести количество поездок с размещением в гостиницах до 140 миллионов в год к 2030 году . Это предполагает активное строительство новых отелей, кемпингов, горнолыжных курортов и парков развлечений.
Архитектурные бюро, в том числе MAD Architects ежедневно работают над улучшением отечественной гостиничной инфраструктуры. Проектирование отелей, которые не только удовлетворяют функциональные потребности, но и создают уникальный эмоциональный опыт для гостей, становится ключевым фактором привлечения туристов. Особое внимание следует уделить созданию пространств, отражающих культурные и природные особенности регионов, что позволит укрепить идентичность мест и привлечь внимание к их уникальности.
Современные тренды в проектировании российских отелей направлены на создание не просто мест для проживания, а пространств, предлагающих ценностный и эмоциональный опыт, соответствующий ожиданиям современных путешественников и поддерживающий стратегические цели развития внутреннего туризма в стране.
Экономика внимания: архитектура, которая вовлекает

Ф: Mitul Shah, License: Creative Commons
В условиях переизбытка визуальной информации и гиперконкуренции за внимание пользователя выбор все чаще основывается на эмоциях, визуальных якорях, ассоциациях и «узнаваемости» бренда или места. Потенциальный гость пролистывает десятки предложений — и в этом потоке именно архитектурный образ может сыграть решающую роль: привлекательный фасад, нестандартный объем, выразительная деталь или интуитивно притягательная атмосфера.
Современный отель — это уже не просто здание с номерами. Это точка притяжения, часть личного нарратива гостя, фрагмент его визуального и эмоционального опыта. Именно поэтому архитектура отеля должна обладать моментальной читаемостью и эстетической глубиной. Здесь важно соблюсти баланс: с одной стороны — визуальная сила, способная «схватить» внимание мгновенно (будь то через форму, свет, материал или цвет), с другой — смысловая насыщенность, которая делает пребывание запоминающимся, а фотографии — достойными соцсетей и возвращения к воспоминаниям.
Запоминающееся пространство формирует впечатление на уровне «места, где было по-другому». Это может быть эффект парения, игры света, взаимодействия с ландшафтом или многослойной интерьерной метафоры. Так отель перестает быть просто фоном для поездки — он становится её смысловой частью, поводом для рассказа, селфи, возвращения и рекомендаций друзьям.
Новые тренды: одиночество, серебряная и халяльная экономика

Ф: Brodie, License: Creative Commons
Современное домохозяйство становится всё более разнообразным по структуре и запросам: растёт количество одиночных путешественников, пар без детей, людей старшего возраста и гостей с особыми культурными потребностями. Эта фрагментация напрямую влияет на архитектуру отелей будущего, задавая новые стандарты гибкости, индивидуальности и приватности.
Во-первых, развитие серебряной экономики тесно связано с ростом медицинского туризма, что требует переосмысления архитектурной среды: она должна не просто обеспечивать базовый комфорт и безопасность, но создавать полноценно доступное и эстетически привлекательное пространство для пожилых путешественников, приезжающих за медицинскими и оздоровительными услугами. Это активные, взыскательные люди, ожидающие высокого уровня сервиса, понятной навигации и продуманного дизайна — не утилитарного, а достойного их образа жизни.
Во-вторых, развитие халяльной экономики означает не просто соблюдение пищевых или поведенческих норм, но и создание архитектурных условий, уважающих культурную идентичность. Это может включать отдельные зоны отдыха, приватные СПА, раздельные тренажерные залы и бассейны, а также медитативные пространства и молельные комнаты, интегрированные в общий сценарий пребывания без конфликтов с остальными функциями. Кроме того, важно учитывать, что такие путешественники часто приезжают большими семьями, поэтому востребованы номера-коннекторы и гибкие форматы размещения, обеспечивающие комфорт всей группе.
Таким образом, отели будущего — это не только про комфорт, но и про инклюзивность, адаптивность и эмоциональную безопасность. Архитектура становится интерфейсом, через который каждый гость считывает: это место создано для тебя — независимо от того, кто ты, откуда и в каком ты возрасте.
Внутренний туризм: новые сценарии отдыха
Статистика последних лет демонстрирует: внутренний туризм в России не просто растет — он становится всё более многообразным по форматам и мотивациям. Наряду с традиционными путешествиями на курорты и в культурные столицы, стремительно развиваются направления делового, образовательного, событийного, экотуризма и ретрит-туризма. Это означает, что один и тот же регион — и даже один и тот же отель — должен быть способен предлагать сразу несколько сценариев пребывания, адаптируясь под разные типы гостей.
Именно поэтому архитектура отеля больше не может быть линейной и однозначной. Она должна создавать условия для переключения — между работой и отдыхом, одиночеством и сообществом, городом и природой. Проекты будущего — это не просто здания, а платформы для опыта, которые умеют «впитывать» и отражать разные, времена года и события.

Ф: Brodie, License: Creative Commons
Сценарный подход в проектировании: кейсы MAD Architects

Ф: MAD Architects
Kravt Innopolis — городской отель в инновационном центре, который транслирует архитектурным языком ценности цифровой эпохи. Это не просто гостиница в технограде — это архитектурный манифест нового типа жизни, работы и путешествий, где основными ориентирами становятся функциональность, адаптивность и технологичность.
Проект опирается на принципы, близкие цифровому обществу: минимализм как визуальное освобождение от шума, умные интерфейсы вместо визуального изобилия. Архитектура отеля продолжает логику самого Иннополиса — города, где всё подчинено логике технологического развития, но с человеческим лицом. Каждый элемент — от планировки до текстур — продуман для эффективного использования времени и пространства.
Металлизированные поверхности, кастомныесветильники, интегрированные системы хранения, звукоизолированные комфортные номера и общественные пространства, которые легко трансформируются. Вместо стандартного «отельного лобби» — сценарная платформа для общения, встреч, случайных инсайтов и будущего ресторана-пивоварни.
Kravt Hotel Innopolis не имитирует город будущего — он его строит. Это отель, в котором не просто удобно жить, а хочется оставаться дольше, потому что пространство настроено на концентрацию и творчество. Это «умная база» для креативных и технологичных людей, где архитектура становится продолжением их стиля жизни.

Ф: Metrium
Grand Cascade Сочи — курортная архитектура нового типа, где расслабление достигается через глубокую работу с контекстом, светом и материалом. Гостиничный комплекс расположен на Курортном проспекте Сочи — в месте с сильным историко-культурным кодом. Вдохновившись историей имения Мамонтовых и южной архитектурной традицией, мы создали образ, сочетающий интеллектуальную роскошь и биофильную интуицию. Вместо чрезмерной декоративности — теплота и внимание к фактуре, вместо привычных курортных решений — архитектура, которая дышит и говорит тихо.
Пространства Grand Cascade наделены чувственностью: тактильные материалы (текстурированный камень, дерево, декоративная штукатурка), приглушенный свет, мягкие формы и текучие линии. Всё это не только создает визуальную гармонию, но и усиливает ощущение телесного, физического комфорта — будь то в интерьере номера, на балконе с видом на море или в спа-зоне. Использование панорамных окон и открытых видов на южный пейзаж делает архитектуру частью окружающей природы, расширяя границы пребывания.
MIR Spa & Beauty, интегрированный в комплекс, воплощает принципы биофильного дизайна — а это уже язык современного оздоровительного курорта. Здесь тело и пространство не отделены друг от друга: водные каскады, натуральный камень, свет и тень становятся участниками архитектурной драмы, направленной на одно — глубокое расслабление без театральности и пафоса.
Grand Cascade — это уединенный оазис в центре города, работающий с идеей отдыха через ощущение уместности, такта и уважения к истории места. Его эстетика — это не имитация «юга», а продуманная интерпретация культурного юга XXI века: утонченного, природного, свободного от формальных клише.

Ф: Humphrey Muleba, License: Burst Some Rights Reserved
Отель в Истре — новый формат природного ретрита, где архитектура не соперничает с ландшафтом, а буквально растворяется в нём. Вместо «вписывания» — дизайн как продолжение пейзажа, вместо ярких архитектурных жестов — минималистичные виллы, которые скрыты в лесу и открывают окружающую природу как экспозицию.
130 гектаров лесного массива позволяют создать ощущение абсолютной приватности: каждая вилла, дом на дереве или общая зона спрятаны так, что гость чувствует себя наедине с миром, но при этом связан с инфраструктурой. Это тот случай, когда фрагментация аудитории (пары, соло-путешественники, компании) учитывается на уровне планировки: никто никому не мешает, сценарии проживания продуманы под каждый тип гостя.
Это не про люкс и не про показной экодизайн — это про архитектурную тишину: натуральные материалы, мягкие очертания, стекло, в котором отражаются сосны, скрытые дорожки, ведущие к приватным СПА. Здесь уместна метафора «архитектура как интерфейс» между человеком и природой.
Гибкость сценариев — ещё одна важная черта: одна и та же вилла может быть местом медитации, пространством для удаленной работы или семейного отдыха. Это отражает тренд на микроархитектуру, где каждый модуль — самостоятельный организм.
Истра — ответ на растущий запрос на длительные ретриты и внутренний туризм, когда гости ищут не просто отель, а опыт «жизни в лесу» с городским уровнем комфорта. Этот проект демонстрирует, как российские архитекторы переосмыслили биофильный дизайн и создают новые форматы гостиничной инфраструктуры, которые работают на уровне эмоций и внимания.
От функции — к опыту
Проектирование российских отелей выходит за рамки создания комфортабельного жилья. Это работа с эмоциями, вниманием, ценностями гостей. Архитектура становится инструментом вовлечения, формирования впечатлений и развития локальных территорий. Бюро MAD Architects видит в этом основную задачу — создавать не здания, а живые истории для новых поколений путешественников.

Ф: MAD Architects