Категория: Выставочный проект
Кураторы офортной мастерской: Александр Бродский, Наталья Заровная
Участники: Алина Баталина, Григорий Гусев, Петр Вознесенский, Дарья Карамзина, Алхас Кварацхелия, Арина Клепарская, Дарья Климась, Александра Кузнецова, Юлия Лобинская, Никита Маренов, Алексей Марусик, Анастасия Никонова, Алина Паршикова, Анна Патрушева, Елизавета Пичугина, Мария Пичугина, Мария Стадник, Александра Таранова, Екатерина Тинякова, Анастасия Чистякова
Архитекторы: Александр Бродский, Илья Бедник, Алина Паршикова
Экспозиция: Наталья Заровная, Алина Паршикова, Александра Таранова
Фотографы: Анастасия Самойлова, Алексей Народицкий, Алина Паршикова
Консультанты: Анастасия Болдырева, Евгения Иванова (концепция)
Организатор: Фестиваль «Открытый город»
Год: 2024
Локация: Музей Архитектуры, Москва
Сайт мастерской: https://ofort.moscow/
Ф: Анастасия Самойлова, Алексей Народицкий, Слава Замыслов
Кураторы офортной мастерской: Александр Бродский, Наталья Заровная
Участники: Алина Баталина, Григорий Гусев, Петр Вознесенский, Дарья Карамзина, Алхас Кварацхелия, Арина Клепарская, Дарья Климась, Александра Кузнецова, Юлия Лобинская, Никита Маренов, Алексей Марусик, Анастасия Никонова, Алина Паршикова, Анна Патрушева, Елизавета Пичугина, Мария Пичугина, Мария Стадник, Александра Таранова, Екатерина Тинякова, Анастасия Чистякова
Архитекторы: Александр Бродский, Илья Бедник, Алина Паршикова
Экспозиция: Наталья Заровная, Алина Паршикова, Александра Таранова
Фотографы: Анастасия Самойлова, Алексей Народицкий, Алина Паршикова
Консультанты: Анастасия Болдырева, Евгения Иванова (концепция)
Организатор: Фестиваль «Открытый город»
Год: 2024
Локация: Музей Архитектуры, Москва
Сайт мастерской: https://ofort.moscow/
Ф: Анастасия Самойлова, Алексей Народицкий, Слава Замыслов

В ноябре 2024 года Музей Архитектуры по традиции представил выставку по результатам фестиваля «Открытый город». Помимо основной программы, на последнем этаже, в секретной комнате, были показаны работы выпускников офортной мастерской Александра Бродского и Натальи Заровной.
Тема IX фестиваля архитектурного образования и карьеры «Открытый город» — «Архитектура духа. Новые формы и форматы сакральных пространств».
Цель фестиваля — пригласить профессиональное сообщество к коллективному разговору о том, каким могло бы быть современное «пространство духа» как внутри, так и вне религиозной функции.
Участники фестиваля рассматривали сакральные строения как мощный символ единения людей, а также символ культурной и архитектурной идентичности, предложив новый взгляд на формы и типологии сакральных пространств, возможные стили, направления и практические решения.
Куратор фестиваля 2024 года — архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и Партнеры».
Мастерскую часто называют лабораторией, поскольку офорт – техника, выступающая соавтором художника. Работа с металлом и травлением всегда сопровождается неким экспериментом, не всегда прогнозируемым и контролируемым: даже финальный оттиск с уже готовой пластины получается уникальным, ведь процесс нанесения краски всегда является дополнительным слоем, задающим настроение финальной работе.
«Мы хотим изучать офорт — удивительную, мистическую технику, создающую эффект глубочайшего пространства на плоском листе бумаги»,
– Александр Бродский.

Офортная мастерская просуществовала четыре года: сейчас мы находимся в поиске нового пространства, а предыдущее место на Белорусской оказалось спустя время непригодным по пожарным требованиям.
Идея предложить кураторам фестиваля провести выставку именно в рамках «Открытого города» пришла спонтанно за месяц до открытия: полугодовое затишье мастерской и «сакральный» язык офорта оказались катализаторами процесса. Было страшно в рамках трех недель разбирать с нуля архивы с оставшимися работами выпускников, пробовать связаться с Александром Бродским, но на удивление не было вопросов, ни у кураторов, ни у всех, кто по итогу включился в процесс – а зачем нам это нужно. Полноценный процесс офорта в России – нечастая вещь. К сожалению, у нас крайне мало мастерских, где можно работать со всеми видами техники.
Идея предложить кураторам фестиваля провести выставку именно в рамках «Открытого города» пришла спонтанно за месяц до открытия: полугодовое затишье мастерской и «сакральный» язык офорта оказались катализаторами процесса. Было страшно в рамках трех недель разбирать с нуля архивы с оставшимися работами выпускников, пробовать связаться с Александром Бродским, но на удивление не было вопросов, ни у кураторов, ни у всех, кто по итогу включился в процесс – а зачем нам это нужно. Полноценный процесс офорта в России – нечастая вещь. К сожалению, у нас крайне мало мастерских, где можно работать со всеми видами техники.



Выставка работает на трех уровнях: на первом этаже — свободное пространство с публичной программой и детским треком.
Второй этаж превратился на четыре дня выставки в таинственный сад, объединяющий исследования 13 бюро, проведенных совместно со студентами. Результаты воркшопов представлены в формате книги, фильма и картины. Рядом с садом можно присоединиться к просмотру коротких фильмов, снятых студентами в рамках образовательных программ.
На последнем этаже, вдоль обходной галереи, можно пройти по медитативному маршруту с инсталляциями. И в конце оказаться за стеной, в последнем пространстве, где представлен спецпроект офортной лаборатории Александра Бродского.
Второй этаж превратился на четыре дня выставки в таинственный сад, объединяющий исследования 13 бюро, проведенных совместно со студентами. Результаты воркшопов представлены в формате книги, фильма и картины. Рядом с садом можно присоединиться к просмотру коротких фильмов, снятых студентами в рамках образовательных программ.
На последнем этаже, вдоль обходной галереи, можно пройти по медитативному маршруту с инсталляциями. И в конце оказаться за стеной, в последнем пространстве, где представлен спецпроект офортной лаборатории Александра Бродского.


Цель офортной лаборатории — возрождение офорта как архитектурного медиума, способного создавать эффект пространства на плоском листе. Офорт обретает особую сакральность через ритуальность процесса, открывая возможность для глубокого визуального размышления.


В рамках выставки представлена деятельность мастерской за четыре года: комната является, по сути, хранилищем, вневременным пространством лаборатории. На столе, как в годы, когда двери мастерской были открыты, разложены пробные оттиски, предваряющие печать полноформатных работ, экспонируемых на стенах. Зрителю предлагается отправиться в мир офортной графики выпускников разных лет, получив опыт поэтического языка офорта.


