Автор: Аня Немова, архитектор, записываю свои мысли и наблюдения в telegram-канал о городах и весях
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» реализуется с 2018 года, за это время были благоустроены тысячи мест в сотнях городах и исторических поселениях. Отчего же этот факт меня, как архитектора и любителя поездить по этим самым малым городам, не восхищает?
Надо отметить, что я намерено не беру сейчас во внимание проекты благоустройства крупных городов. О насущных проблемах малых городов, думаю, знают все – отток населения, острая нехватка рабочих мест, плохая инфраструктура: транспорт, социальные объекты, здравоохранение и прочее. Читая статьи о проектах благоустройства, нередко встречаешь такие громкие заголовки или тезисы как: «Малые города станут точками роста экономики большой страны», «Как новый нацпроект меняет облик российских городов», «Реализация проектов по благоустройству общественных пространств положительно влияет на демографию, экономику» - какая-то очень большая ответственность возложена на благоустройство, или нет? Как будто вся страна почти десять лет назад бросилась расставлять МАФы и класть плитку, считая это панацеей и спасением тонущих российских городков и сел. Но мне кажется, что благоустройство – это лишь лёгкий способ имитации решения проблем. Оно относительно недорогое, довольно быстро в реализации и, следовательно, есть чем отчитаться о проделанной работе, к тому же собака по дороге может подрасти в плане бюджета и усохнуть (вплоть до возбуждения уголовных дел) в плане фактической составляющей относительно первоначальных визуализаций и смет. Проблемы существующей расселенческой модели и упадок инфраструктурных объектов так быстро не решаются, конечно. А о каких-то столь же масштабных программах/национальных проектах, не касающихся сферы благоустройства, я не слышала. И никогда не встречала статьи, которая бы ставила под сомнение целесообразность такой повсеместной стихийности программы.
Безусловно среда, в которой мы живем очень важна, но как часть комплексных решений. И когда я читаю, что в Гусе-Хрустальном построят хрустальный мост, но закрывается единственный в городе роддом, я не могу отделаться от мысли, что повсеместное благоустройство малых городов – это даже не паллиативная помощь, это салон красоты для покойника, просто чтобы с ним красиво попрощаться. И я рада тому факту, что у сотрудницы музея соли в Тотьме есть работа, но невыносимо жалко слышать, что раньше она работала воспитательницей в детском саду, который закрыли навсегда.
И если уж делать такое количество благоустройства, и эти деньги никак нельзя потратить на ремонт детского сада или фельдшерского пункта, или программу занятости молодежи, или ещё чего-то полезного, то оно должно быть максимально осмысленно, не только на визуализациях, но и в жизни. Я искренне не понимаю зачем Юрьевцу нужна настолько длинная набережная в несколько километров, при этом как будто оторванная от остального города, словно вставная челюсть. Правда в этом году к 800-летию города, было сделан большой объем работ, который вроде как связал-таки наконец набережную с центральной площадью, но возможно было бы более уместно благоустроить только часть набережной, и проложить объединяющий с музеями путь или маршрут от набережной до Бабьего Пупка, например.
Беспощадная и не нужная в такой объеме, на мой взгляд, набережная Юрьевца
Случайно оказавшись в городе Михайловка Волгоградской области, с удивлением обнаружила, что и тут тоже есть современное благоустройство – сделана часть улицы (2-я Краснознаменская) без логики, без начала и конца, почти без деревьев и бессмысленными перголами, выполненными из деревянных реек, которые не дают тени в городе, где несколько месяцев в году царит невыносимая жара, зачем оно тут?
Палящее волгоградское солнце и практически полное отсутствие тени пергол и деревьев. людей, пользующихся этими новшествами, также замечено не было
Недавно побывав в Хвалынске, я осталась в полном недоумении относительно реализованного здесь благоустройства. Город уже несколько раз принимал участие в конкурсе, и суммы на проектирование увеличиваются в геометрической прогрессии (с 56 млн. в 2019 до 80.5 млн. в 2025 и 76.5 млн. в 2026 году, но точные цифры сильно разнятся на нескольких ресурсах). Несмотря на, мягко говоря, не очень удачный опыт, эта эпопея продолжается ежегодно.
«В 2022 году город вышел на реализацию проекта «Улица художника». Подготовка заявки и реализация благоустройства улицы Петрова-Водкина велись кулуарно, подрядчик постоянно срывал сроки и не успел все вовремя доделать. Более того, оставляло желать лучшего качество работ. С большими нарушениями «благоустроили» Маркину горку, срезав плодородный слой земли и кое-как уложив геосетку, засыпали песком, который уже смыло вешними водами. Растения, воткнутые наспех в этот же песок, – тоже были сомнительной затеей, также как и причудливые лавки, якобы для маломобильных групп граждан, присев на которые рискуешь стать еще более маломобильным. Вызывает недоумение задвоенное освещение участка улицы К.С. Петрова-Водкина от ул. Красноармейской до Степана Разина до Степана Разина. И на все это безобразие выпустили табун красных коней в виде недоразвитых форм, названных арт-объектами. Также вызывают вопросы проведенная поверх малых архитектурных форм электропроводка, покрытие смотровой площадки пластиковыми панелями и прочее.
Во время проектирования были нарушены базовые сценарии города, которые складывались веками: торговый центр превращен в рекреационную зону, что осложнило предпринимателям подвоз товара, арендаторы собираются отсюда уходить, женщины не могут теперь забрать мешок сахара с оптовой базы, потому что подъехать на машине теперь невозможно. Все это было предсказуемо, обо всем этом говорилось заранее. Но ведь нужно осваивать и закрывать бюджет!»
— Алексей Наумов, кандидат исторических наук, лауреат Премии имени Алексея Комеча
— Алексей Наумов, кандидат исторических наук, лауреат Премии имени Алексея Комеча
Фото «Улицы Художника», который наверняка бы вздрогнул от сочетания желто-розовой плитки с красным ажурным конем
Самое непонятное место для меня оказалось вот это. Для кого и зачем было предусмотрено это лобное место? Чтобы смотреть и наслаждаться изуродованным домом эпохи модерна (на заднем плане)?
За так себе «Улицей Художника» немедленно последовали сомнительные «Хвалынские истории», не успели ещё с ними доразобраться, как на следующий год уже запланирован проект «Сад Михайловых». При этом в Хвалынске очень странная и неудобная автостанция, запрятанная в жилом секторе в центре города, и если театр начинается с вешалки, то город, добраться до которого, если не на своей машине и такси, в принципе можно только на автобусе (ещё есть порт с теплоходами до Духовницкого, но там дела ещё хуже), по идее начинается с автовокзала. Так если Хвалынск – город-курорт, с прекрасной природой вокруг, горнолыжными трассами, термами, Волгой, ещё с довольно сохранным историческим центром и Петровым-Водкиным, то есть, в теории имеет право претендовать на туристический поток, почему же не сделать ему парадный вход (а заодно как-то наладить транспортную доступность, увеличить пассажиропоток междугородних автобусов), раз уж выделяются деньги на благоустройство? Тем более, есть очень хороший пример такой реконструкции автовокзальной площади, например, в Зеленоградске?
Или, как я заметила, очень много туристических автобусов останавливается у местного ДК, который к тому вобрал в себя невероятное количество функций – тут и музей, и кинотеатр и даже ЗАГС, а само здание, как и пространство вокруг – очень тоскливое и неуютное, только деревянный красный конь горделиво стоит у здания.
Красные кони в разных обличиях в городе используются повсеместно. Конкретно этот экземпляр гордо вышагивает у местного многофункционального ДК.
Конечно, в целом я не против (не могу быть) изменения среды в лучшую сторону, просто странно, что иногда, чтобы дойти до благоустроенного островка, ты можешь в межсезонье по щиколотку утонуть в снегокаше, потому что на дорожно-пешеходную инфраструктуру остального города средств нет.
Но есть и очень положительные, на мой взгляд, примеры благоустройства. Например, в небольшом городе Гаврилов-Посад Ивановской области местные жители по достоинству оценили все нововведения – центральная площадь даже зимой полна людей с детьми, отдельно стоит отметить удобство двух пешеходных переходов через реку. Они напрямую связали два городских микрорайона, соответственно горожанам стало удобнее добираться до школы, поликлиники и других социальных объектов, минуя центр.
Так, местная жительница Снежана рассказала, что город заметно изменился в лучшую сторону. Любимые уголки Гаврилова Посада – Центральная площадь и набережная у Суздальского моста. «Удобно, что теперь можно будет не обходить весь город, а напрямую от Суздальского моста попасть в район Фабрики. Когда гуляешь с детьми, это важно».
Несмотря на то, что я была зимой, народу было довольно много и на центральной площади, и на набережной, видно, что дорожки и пешеходные пути протоптаны, благоустройство служит не только чувству прекрасного, но и вполне утилитарным логистическим целями.
Такая обратная связь о проделанной работе очень важна для всех проектов, чтобы понимать, что получилось, а что нет, что оказалось особенно ценно, а что не очень важным.
Ещё один вопрос, которым я задаюсь - это последующая эксплуатация всех этих тысяч реализованных объектов: грант дается лишь раз – на реализацию проекта, последующее поддержание падает на хрупкие плечи местной службы ЖКХ, бюджет которой небольшой, а арсенал порой скуден. Вот, например, в Белорецке, благоустройство которого я считаю, в целом, очень удачным примером, на детской площадке в парке, когда я там была в этом году, уже было срезано всё оборудование (реализация выполнена в 2022 году), то есть ни одного функционирующего элемента, кроме горки – ни качелей, ни каруселей.
А с годами абсолютно всё благоустройство будет выглядеть только хуже, даже если изначально архитектор подумал об этом и заложил вандалоустойчивые материалы и оборудование, что не всегда так, к сожалению. И если у крупных городов есть ресурс на поддержание и замену, то у малых, как минимум, не у всех.
И пишу я это отнюдь не потому, что мне не нравятся или я хочу обидеть малые города, наоборот, я их очень люблю и считаю, что они заслуживают большего, чем неудобных качелей, бетонных лавочек, разноцветной плитки и металлической ажурной красной лошади.