ВСЕ ТЕКСТЫ

Культурно-спортивный центр в природной и городской среде / Сергей Астахов

СТАТЬИ
За последнее десятилетие наблюдается увеличение объектов, ориентирующихся на культурно-просветительскую деятельность, с выразительной современной архитектурой и дизайном в среде крупных городов России и соседних государств. В этом небольшом полевом и камеральном исследовании мы хотели: подсветить наиболее интересные существующие объекты, описать географию, масштаб и конфигурацию новых культурных центров, попробовать спрогнозировать дефицитные локации и функции для их строительства и, главное, спроектировать и показать центр, отвечающий выявленным запросам.

Реновация

В большинстве случаев рассматриваемые объекты связаны с ревитализируемыми зданиями, в основном бывшими промышленными предприятиями. Особенно популярны конструктивистские хлебозаводы в обеих наших столицах. Следует отметить Левашовский хлебозавод №2 в Санкт-Петербурге (ABD architects), Хлебозавод № 9 и Центр Зотов (Хлебозавод №5) (Спич) в Москве. Хлебозаводы-пространства благодаря узнаваемой четкой цилиндрической форме главной доминанты в ансамбле стали брендом для организации культурной жизни горожан. Близкую направленность и форму исторической архитектуры у культурных центров в бывших газгольдерах (например, арт-центр Арма (АМ Сергей Киселёв и Партнёры) со знаменитым клубом Gazgolder) и в Фабрике-кухне завода им. Масленникова в Самаре (сейчас филиал Третьяковской галереи). Нельзя не отметить такие знаковые для своих городов крупные проекты реноваций как ГЭС-2 (Ренцо Пиано) в Москве, Новая Голландия (West 8, творческий конгломерат ландшафтных дизайнеров Линда Берд, МОХ, Ludi Architects, Любовь Леонтьева, Сергей Букин) в Санкт-Петербурге, Пакгаузы (Спич), Арсенал (Гора) и Цех в Нижнем Новгороде, Октава (Orchestra Design) в Туле. Причем ГЭС-2 — это не чистая реновация: в комплексе под продолжением Патриаршего моста от храма Христа Спасителя построены эклектичные мануфактурные помещения с весьма выдающимися кирпичными купольными крышами. Помимо больших культурных центров в крупных городах развиты меньшие по масштабам конгломераты, в основном концентрирующиеся на общественном питании, шоурумах местных производителей одежды, ремесленных мастерских, а также увеселительных, и в меньшей степени просветительских, событиях. Такие центры располагаются в основном во дворах в исторических частях городов. Среди характерных примеров стоит выделить Кластер 52, Циферблат, Вокруг центр и др. в Ростове-на-Дону, Дом 77 в Самаре, Бертгольд-центр и Третье место (DA bureau) в Санкт-Петербурге и др. К их старшим братьям следует отнести более крупные бизнес-торгово-культурные конгломераты: Станкозавод в Самаре, Арт-квадрат в Уфе, Табачка центр в Ростове-на-Дону, Нижполиграф и Красная Слобода в Нижнем Новгороде, Севкабель Порт (Хвоя) в Санкт-Петербурге, Дизайн-Завод, Винзавод и Artplay в Москве, Фабрика и Stamba в Тбилиси. Близкие, но отличные в деталях концепции – в фабрике Алафузова и центре Смена в Казани, в ДК Рассвет, Графите и Фабрике 1830 в Москве и Московской области. Особняком стоит превосходный дизайн и функционал пространства Суперметалл (Мария Яско) в Москве. Прекрасным примером реновации модернистского кафе служит небольшой по площади культурный центр Волна в городе Выкса.

Отдельное явление – культурные институции, обосновавшиеся в реновируемых библиотеках, музеях, культовых сооружениях и, особенно, книжных магазинах. Мы рассматриваем здесь проекты новых культурных центров с выразительной современной архитектурой, но поскольку таких примеров не много, обращаем внимание и на здания как минимум с выдающимся дизайном. Среди ярких примеров: второй этаж Подписных изданий, Маяковка в Севкабель Порту в Санкт-Петербурге; реновированная (Ludi Architects) Республиканская детская библиотека (Иван Маркевич) в Ташкенте; Книги, кофе и другие измерения (CNTRArchitects) в Екатеринбурге; реновированная библиотека Алвара Аалто в Выборге, флигель «Руина» в Музее архитектуры имени Щусева и Усадьба Шервудов (UNK) в Москве. Модернистское здание Донской государственной публичной библиотеки в Ростове-на-Дону (Яков Занис) благодаря своему дизайну, архитектуре и благородно стареющим материалам выглядит современно, а большое число мероприятий (киноклуб, лекции, выставки, семинары, встречи по интересам, концерты и театральные выступления) позволяет ставить ее в пример своей категории на всем пространстве СНГ.
Верхний ряд: кирпичные мануфактуры в проекте реновации ГЭС-2 в Москве (Ренцо Пиано).
Средний ряд слева направо: Станкозавод в Самаре, Арт-квадрат в Уфе, Третье место (DA bureau) в Санкт-Петербурге.
Нижний ряд: Арт Квадрат в Уфе.
Верхний ряд слева направо: конические световые люки в крыше читального зала библиотеки Алвара Аалто в Выборге, место для чтения в Республиканской детской библиотеке в Ташкенте (Ludi Architects).
Средний ряд слева направо: решетка на потолке для проникания света в ДГПБ (Яков Занис), букинист-кафе Academia в Подписных изданиях в Санкт-Петербурге.
Нижний ряд слева направо: Маяковка в Севкабель Порту в Санкт-Петербурге, Городская гостиная «Сообщество» в Новой Голландии в Санкт-Петербурге.
Итак, реновация исторических зданий — это основной механизм создания культурных центров в городах России и окружающих странах. Но напомним, что нас в первую очередь интересуют новые здания и новая архитектура.

Архитектура

Новые здания в России и ближнем зарубежье с авторской архитектурой культурных центров можно пересчитать по пальцам. Чуть ли ни единственный пример – Музей современного искусства Гараж (Рем Колхас), который для многих является храмом не только современной архитектуры во многих ее проявлениях (в том числе и во временных строениях), но и архитектуре модернизма. Музей собрал вокруг и внутри себя сообщество не только и не столько благодаря выставкам и мероприятиям, а благодаря своему издательству и богатейшей библиотеке. Средний по размерам, он является примером для подражания в своей «весовой» категории городских культурных центров.

Отдельного упоминания заслуживает очаровывающее лаконичностью своей формы и использованных материалов здание экстрим-парка Урам (KOSMOS Architects, Legato Sports Architecture) в Казани. Проект действительно уникальный, так как призван сблизить спортивные и культурно-творческие сообщества большого города. Этот объединительный процесс находится пока еще в стадии зарождения, но не развития. Аналогичная задача стояла перед создателями весьма привлекательного и изобретательно выполненного с точки зрения архитектуры большого, но легкого культурно-спортивного центра Nike Box MSK (KOSMOSArchitects, Strelka). Стоит отметить, что на данный момент спорт в таких сооружениях превалирует.
Верхний ряд справа: Экстрим-парк Урам (KOSMOS Architects, Legato Sports Architecture) в Казани.
Нижний ряд слева и верхний ряд слева и в середине: Музей современного искусства «Garage» (Рем Колхас) в Москве.
Нижний ряд справа: Центр Nike Box MSK (KOSMOS Architects, Strelka).
Культурные центры в городской среде это ответ на существующую потребность жителей, в то время как природные ландшафты вдали от культурной жизни привлекают архитекторов с эстетической точки зрения. Желание амбициозного архитектора и покорного инвестора (или, как вариант, авантюрного девелопера) вписать творение в красоту природы – один из двух драйверов создания подобных объектов не в городской среде. Второй, гораздо более экономически обоснованный драйвер — развивающийся туризм в горных и морских локациях в сезонное время — может рождать спрос на культурно-досуговую составляющую отпусков и зимовок отдыхающих горожан.

Совершенно особое место на пространстве СНГ занимает самый большой в Европе Арт-парк Никола-Ленивец с ежегодными фестивалями во главе с Архстоянием. Это совершенно точно самая могучая культурная брекчия из неокатанных культурных обломков и шедевров, в которой средствами малых архитектурных форм созданы и оригинальный номерной фонд, и пространства для лекций, выступлений артистов и даже спортивных мероприятий. А главное — это такой млечный путь идей и снов большой плеяды архитекторов разных поколений и стран с безусловно выдающимся коллективным архитектурным эффектом. Тем не менее, огромный арт-парк в виде культурной брекчии — это не интересующий нас в исследовании центр с выразительной архитектурой единого здания или ансамбля.

Среди вновь построенных культурных центров, отличающихся выразительной архитектурой, расположенных не в крупных городах, а в живописных местностях в РФ и странах СНГ, отметим COAF (Пол Галустян), находящийся в горном селе Дебет, Армения. На момент написания статьи в стадии завершения строительства находятся конференц-центр и спортивный центр COAF, которые демонстрируют единый минималистичный брутально-бетонный стиль. Примечательны в плане архитектуры здания нового огромного закрытого арт-кластера Таврида в Крыму. Но условия проведения мероприятий, высокий забор, пропускной режим и в целом организация работы не позволяют назвать центр общественно-доступным. Медиацентр Олимпиады (Спич), переданный детскому центру Сириус в Адлере, и построенные вокруг него новые спортивные площадки на пляже принимают некоторые события общественного характера. В Адлере стоит отметить пляжную площадку Сочифорния, где видно, как взлетают и садятся самолеты. Там организован киноклуб, изредка проводятся культурные мероприятия. Однако с точки зрения архитектуры на данный момент после всех штормовых разрушений площадка стала маловыразительна.

Следует признать, что кроме описанных выше, других вновь построенных культурных центров с современной и выразительной архитектурой на постсоветском пространстве мы не находим.
Центр фонда «Дети Армении» COAF в селе Дебет в горной Армении (Пол Галустян)

Потенциал

В последние пять лет произошел бурный скачок в строительстве виноделен в Краснодарском крае и Крыму. Примечательны в архитектурном плане винодельни: Скалистый берег, Усадьба Семигорье, в меньшей степени Имение «Сикоры». Следует отметить очень выразительную круглую форму центрального здания в пределах винного парка Мрия (Крым). Авторы проекта (Archea, Марко Казамонти) прославились ранее своей шедевральной сужающейся кверху спиральной лестницей из кортеновской стали в винодельне Villa Antinori (Италия). Жемчужина среди новых построек – здание винодельни Гай-Кодзор (Kleinewelt). Это одно из первых зданий в России, где в полной мере реализована концепция архитектурного бруталистского бетона на фасадах и в интерьере. Но, несмотря на исключительность архитектуры большой турпоток и наличие инфраструктуры, деятельность новых виноделен ограничивается экскурсиями и эногастрономией и пока, не захватывает культурное развитие и просветительство отдыхающих и местных жителей.

В плане нераскрытого потенциала особняком стоит парк культуры и отдыха Кудыкина Гора в Липецкой области. Потенциально это уникальное по архитектуре и дизайну (Megabudka) место (визит-центр) могло бы стать площадкой для проведения конференций и фестивалей, но в настоящий момент ограничено гастрономией и изредка принимая культурные и спортивные события (фестиваль триатлона и сказок).

В Тбилиси построены две медиатеки (Laboratory of architecture #3) и кофейная фабрика Меама (Георгий Хмаладзе), которые, по нашему скромному мнению, по архитектуре и дизайну прекрасны. Но культурная деятельность в медиатеках ограничена редкими немассовыми событиями в рамках активности городских библиотек и явно недостаточна для имеющейся инфраструктуру (летних и крытых залов). А кофейная фабрика, несмотря на потрясающую бруталистскую архитектуру, просторные холлы, которые можно было задействовать, большую территорию вокруг здания, продолжает выполнять по воле хозяев только утилитарную офисную функцию.

В горах объекты с современной выразительной архитектурой – уже событие, не говоря даже о какой-то культурной направленности. Поэтому упомянем современный отель Moon2 в Архызе (Chado), у которого тоже, на наш взгляд, есть больший потенциал, кроме гостиничного и ресторанного секторов, если учитывать растущее количество фестивалей в горах. Схожая, но совершенно иная ситуация с примечательным с точки зрения архитектуры экстрим-отелем Аврора (Fantalis), расположенным на Камчатке в лесу по дороге на вулкан Ключевская сопка, и рядом с Долиной гейзеров. Схожая, потому что тут прекрасная архитектура, ресторан и номера. Иная, потому что в этом малодоступном от туристов месте владельцы изначально были нацелены на создание уединенного клубного отеля. Как нам кажется, здесь есть потенциал для дополнения культурной событийной составляющей, а аттракторами являются уникальные архитектура и природные достопримечательности. Примером того, как уникальная архитектура повышает привлекательность места, является центр гостеприимства Кудыкина гора (см. выше).

Итак, увеличивающийся турпоток в морских и горных локациях и такие проявления деурбанизации, как дауншифтинг, коливинг, номадинг, ведущие к проникновению из городской среды практики постоянных просветительских мероприятий, лекций, образовательных программ, регулярных фестивалей и массовых событий приводят к спросу на современную архитектуру не только гостиничного и ресторанного сектора.
Верхний ряд слева направо: Визит-центр Парка культуры и отдыха Кудыкина гора в Липецкой области (Megabudka), Медитека в Ваке-парке в Тбилиси (Laboratory of architecture #3).
Средний ряд слева направо: Медиатека Надзаладеви в Тбилиси (Laboratory of architecture #3), Отель Moon2 в Архызе (Chado).
Нижний ряд слева направо: Винодельня Гай-Кодзор в Краснодарском крае (Kleinewelt), кофейная фабрика Меама в Тбилиси (Георгий Хмаладзе).

Пример

Несмотря на наметившийся дефицит культурных центров в туристических зонах (особенно в морских локациях) проблема в том, что большая территория здесь недоступна из-за ряда факторов. На первой и второй линиях Черноморского побережья от Анапы до Адлера, учитывая геоморфологию и существующую застройку, практически невозможно выкроить большие пятна для застройки. Для частного инвестора это еще и экономически нецелесообразно. Керченский и Таманский полуострова, горный Крым менее востребованы с точки зрения турпотока для строительства именно больших культурных центров. Поэтому привлекательны небольшие пространства с возможностью круглогодичной активности местных жителей (необходима относительная близость к малым и средним по населению городам, таким как Севастополь, Симферополь, Новороссийск, регион Кавказских Минеральных Вод, Южно-Сахалинск, возможно, Бийск, Златоуст и/или Миасс, Иркутск и/или Улан-Удэ). Архитектура и дизайн центра должны учитывать «запрос» не только туристов в сезон, но и местного населения, например, спортивные сооружения. Именно спортивная составляющая с подходящей для этого атмосферой в природных локациях будет отличать центры от собратьев в городской среде. Распорядок дня и привычки жителей позволяют большинству органично воспринять в городских центрах пока лишь компактный спорт (теннисные столы, настольный футбол и т.п.), тогда как рядом с горами и морем такие активности как, например, петанк, боулдеринговый скалодром, кроссфит-воркаут площадка призваны стать аттракторами для привлечения аудитории в одно место с постоянными культурными событиями.

В Сети можно найти немного примеров проектируемых культурных центров на пространстве СНГ. Определенный интерес с точки зрения архитектуры вызывает проект большого культурного центра в Петропавловске-Камчатском (Totement). Достоин внимания проект культурно-досугового центра на берегу Финского залива (Хвоя). Интересная форма предложена авторами проекта «Идентичность в типовом» (Алексей Боев, Дарья Наугольнова, Михаил Баграмян): концепции модульного культурно-досугового центра в Черкесске. Также следует отметить наличие скалодрома в концепции реновации ДК Электроника в Воронеже тех же авторов. Вообще командой проекта «Идентичность в типовом» проделана большая работа по проектированию культурных центров по всей России. Формой обращают на себя внимание проекты типовых центров культурного развития «Триумф» (Певек), «Чайка» (Магадан), «Снежинка» (Нижний Бестях) и «Диамант» (Кизляр) (ЦНРПМ). Ярким фасадом и интересными консольными объемами при сохранении некоторой архитектурной русскости будоражит выдающийся проект культурного центра «Изба» в Тобольске (Atrium).

С учетом отмеченных выше критериев был спроектирован культурно-спортивный центр Клиф (архитектура – Сергей Астахов, архитектор-консультант – Евгений Кудревич; конструктор-консультант – Артем Краснов; рендеринг – Асаль Амирова), который должен расположиться в Мысхако (Новороссийск) в непосредственной близости от линии прибоя Черного моря. Проект вдохновлен летним кинотеатром Москва в Ереване, который является архитектурным памятником модернизма в Армении и ждет своей реновации, чтобы тоже стать культурным центром после десятилетий забвения.

Концепция подразумевает создание не только культурно-досугового и научного пространства, но и инфраструктуры для такого нераспространенного в подобных местах спорта – скалолазания. В центре запроектированы следующие зоны и помещения: скалодром, летний и зимний кинотеатры-лектории, воркаут-зона, теннисные столы, спейснет-зона, геологический музей, пляж, кафе, очаговая зона.
Верхний ряд: макетирование и визуализация (Агаси Кнтехцян, Ваагн Айвазян, Григор Погосян, Либера Имаджинационе) летнего кинотеатра Москва (Спартак Кнтехцян, Тельман Геворкян) в Ереване.
Внизу: вход в культурно-спортивный центр, с которого сразу доступен для обзора и прохода портальный выход на морскую террасу и переход по лестнице на второй уровень, где расположен геологический музей.
Центр станет домом для базы водных видов спорта (сап-серфинг, джетсерфинг, винд-серфинг, снорклинг, и др.), научного центра, геологического музея, киноклуба, спортивных секций (скалолазание, альпинизм, боевые единоборства, танцы, йога). Здесь будут проводиться научные конференции и семинары, регулярные кинопоказы и ретроспективы, кинофестивали, культурные мероприятия и лекции по архитектуре, геологии и кино. В зимнем лектории расположится библиотека по тематике архитектуры и геологии.

Рельефом участка (глубокий временный водоток) центр разделен на две зоны. Доминанта и центр западной зоны – треугольные скалодромы с акцентом на болдеринг. Геометрический акцент – опора перевернутой трапеции кинотеатра-лектория на малый треугольный скалодром.
Западная часть центра. Научный центр и зимний кинотеатр-лекторий, опирающийся на треугольные скалодромы
Эстетика проекта базируется на зеркальной симметрии острых треугольных выносов вытянутого по длине участка пешеходного пространства на втором уровне с цилиндрическими помещениями с лучеобразной конфигурацией панорамного остекления (музей и зимний спортзал). Это дома заката и восхода. Игра теней в разное время суток должна создавать световые грани и эффекты. При входе в бухту, особенно в ночное время, высокий треугольник скалодрома будет заметен и может стать новой визитной карточкой Новороссийска. Архитектурное градиентное освещение снизу подчеркнет красоту объекта. На стене со стороны моря для этого отсутствуют зацепки и рельефы для скалолазания.
Вид на западную часть центра с востока в ночное время
Среди используемых материалов: фотокаталитический архитектурный бетон; тонированный архитектурный бетон; окрашенный металл, стекло; поликарбонат. Особенностью проекта является полное сохранение озеленения и растительности. Все здания и перекрытия вписаны в существующий на участке растительный мир и рельеф. Между домами заката и рассвета расположена расщелина, в которой будет оборудована площадка для летнего кинотеатра, лекций, семинаров и мероприятий, предполагающих выступления. Над расщелиной расположен мост, соединяющий восточную и западную зоны центра.
Вид на центр в сторону моря (на юг) в ночное время

Резюме

Проведенное исследование раскрывает возможности для развития культурно-спортивных центров в природных локациях с адаптивным под географические и социокультурные условия набором функциональных помещений, летних и зимних зон, которые имеют основные аттракторы для привлечения аудитории: уникальность архитектуры, дополнение перманентной событийной программы спортивной активностью за счет инфраструктуры, заложенной в архитектурных решениях.

Автор выражает признательность за помощь в подготовке статьи Балацкой Надежде Михайловне, Астаховой Наталье Николаевне, Астаховой Анне Александровне. За помощь в проектировании автор благодарен Кудревичу Евгению Игоревичу, Краснову Артему Михайловичу, Зеленковой Анне Филипповне, Амировой Асаль Хасановне, Якушеву Сергею Николаевичу, Крыловой Юлии Александровне.