ВСЕ ТЕКСТЫ

Эволюция коллажного метода в архитектурной графике: 1 часть / Мария Веерпалу

КОЛУМНИСТЫ
Время чтения: 3.5 мин

Сегодня я начинаю небольшую серию статей, посвященных эволюции коллажного метода в архитектурной графике.

Архитектурная графика не существует изолированно сама по себе, она является частью общих культурных процессов. И прежде чем переходить к архитектуре, постараемся разобраться, в чем именно состоит суть этого метода.

Мы часто используем слово коллаж в значении техники, т.е. сборки произведения из различных элементов. Я сама постоянно применяю эту технику в работе. Но не всё, что получается в результате таких манипуляций, есть коллаж. Коллаж как метод – это конструирование новой реальности, созданной из разрозненных гетерогенных элементов, где в результате появляется новый образ со смыслом, не присущим ни одному из элементов композиции. Отличительной чертой такого коллажа является коллажный стык, подчеркивающий инородность фрагментов.

В области визуальных искусств это могут быть контрасты всевозможных материалов, фактур, цвета, разрешения, масштабов, совмещение различных перспективных систем, источников освещения, теней и т.д.

Но бывает, что коллажный стык лежит в плоскости смыслов. Изображение может быть цельным, гомогенным, с соблюдением правил построения единого пространства, при этом содержать смысловой конфликт. Примеры такого замаскированного стыка демонстрируют коллажные работы Макса Эрнста.

Коллаж как метод существует с начала прошлого века. Именно в XX веке, когда эстетические идеалы стали отдалятся от миметического представления реальности, коллаж начинают осознанно применять прежде всего художники (П. Пикассо, Ж. Брак, Л. Махой-Надь, Макс Эрнст и др.) Вскоре этот метод распространяется на все области искусства и становится одним из характерных приемов в творчестве XX века. Различные проявления мы можем встретить у писателей и поэтов (Г. Аполлинер, У.Берроуз, В. Ерофеев, Х. Л. Борхес), музыкантов (Дж. Кейдж, К. Штокгаузен, А. Пярт и пр.), и, конечно же, архитекторов (Эль Лисицкий, Л. Мис ван дер Роэ, Р. Колхас, П. Кук и др.) Этот список можно продолжать практически бесконечно. Для нас важно зафиксировать, что коллаж как метод чрезвычайно распространен и представлен весьма разнообразно. К основным характеристикам коллажа (конфликт фрагментов, коллажный стык, многослойность) во второй половине века добавляется многообразие всевозможных контекстов (цитата, оммаж, пастиш, палимпсест). Коллаж становится одним из принципов художественного мышления. В конце 80-х годов прошлого века К.Роу и Ф. Кеттер создают теоретические основы для города-коллажа.

Отдельного рассмотрения, мне кажется, заслуживает вопрос авторства. Можно ли считать автором художника, использующего готовые элементы? Где заканчивается авторство одного художника и начинается авторство другого? Может ли быть у коллажа авторский стиль? Возможно ли вообще создать что-либо действительно новое? Или, как нам неоднократно говорили в XX веке, Автор умер? И это лишь небольшой список вопросов, касающихся темы авторства в коллаже. Как показывает опыт предыдущего столетия, ответы на эти вопросы весьма неоднозначны. Сегодня, когда распространены цифровые технологии, есть доступ практически к любым изображениям хорошего качества, т.е. коллажный метод доступен практически любому желающему, эти вопросы всё так же актуальны. В следующей статье мы проследим, как эволюционировал коллаж в XX веке. И сделаем это на примере архитектурной графики. До встречи.