ВСЕ ТЕКСТЫ

Архитектура чего? Архитектура всего. / ArchiAll

ЭССЕ
Автор: Команда архитектурного бюро ArchiAll

Статья-манифест о том, что профиль архитектора не обязательно — «жилое» или «общественное». Суть профессии — не в выборе ниши, а в подходе к делу. Главный навык — точный выбор и применение правильного инструмента из множества подходов. Ключ к успеху — не в том, что проектировать, а в том, как: в осознанном выборе и корректном применении нужного приема для каждой уникальной задачи.

I
Архитектор ты или…кто.

Привет, ты практикующий архитектор?
А ты архитектор чего? Занимаешься мастер-планированием, проектируешь ЖК, общественные здания, социальные или промышленные объекты или занимаешься благоустройством... А может ты специалист по ИЖС и коттеджным поселкам? Мы привыкли определять архитекторов через типологию объектов, с которыми они работают. Это удобно для позиционирования, но создает иллюзию, что профессиональная идентичность архитектора ограничена его специализацией.
А что если тебе скажут резко сменить направление объектов проектирования?
Ты не умрешь — это факт. Потому что «пути архитектора неисповедимы». Конкретная ниша — это комфортно, но это не обязательно. Это тактика, а не стратегия профессии.

II
Панацея сегментации.

Среди бюро, архитектурных команд, проектных групп и других организаций, занимающихся проектированием, ходит субъективное мнение о том, что сегментация – ключ к будущему успеху.
Сегодня модно говорить, что будущее — за сегментацией. Стань экспертом в узкой нише — и ты будешь незаменим. Глубже погрузишься в специфику, качественнее сделаешь проект, станешь широко известным в узких кругах. Это логично, соблазнительно и… опасно.
Этот тезис стал своего рода панацеей, успокоительной пилюлей от хаоса рынка. Но любая панацея, принятая бездумно, превращается в яд. Зацикливаясь на «архитектуре чего-то», мы рискуем забыть про «архитектуру как таковую» (то самое «от общего к частному» работает и тут). Вы оттачиваете инструмент для одной операции, а когда мир требует от вас другого инструмента, окажетесь беспомощны. Сегментация создает иллюзию контроля, но мир требует более комплексного подхода.

III
Самое стабильное в наше время – нестабильность.

Единственная константа современности — изменение. И ключевое качество архитектора сегодня — не глубина погружения в один тип объекта, а мобильность мышления и способность оперативно переключаться между контекстами, масштабами и задачами (данное суждение субъективно и не является истиной).
Тут скорее речь пойдет о том, что мобильность в наше время одно из самых главных качеств архитектора. Если у тебя в арсенале много разных навыков и ты умеешь оперативно ими пользоваться, меняя подходы, смотришь на ситуацию с разных сторон, то ты выживешь на рынке. Да, даже без сегментации.
И да, тут возвращаемся к образованию в ВУЗе, когда ты параллельно изучал несколько разных дисциплин и тем и применял при этом разные подходы к решениям разного рода задач. Тогда твой главный навык был не в знании норм для конкретного здания, а в умении проанализировать, структурировать и разбить на понятные составляющие любую, даже самую неподъемную на первый взгляд задачу. Этот навык никуда не делся.

IV
Типология зданий? А может лучше типология скиллов?

Так что с сегментацией?
Не все сегментируются и «с этим тоже живут».
Если вернуться к понятию «типология», то можно рассмотреть ее в ключе типологии умений и навыков архитектора.
Главное конкурентное преимущество – тип мышления. Мы не боготворим профессию, но если вы отучились или еще учитесь на архитектурном, то у вас уже так или иначе сформирован структурный подход к решению задач.
Кейсы могут быть сильно разными, типология объектов, которые вы проектируете тоже.
Но.
Применяя алгоритмы, которым вы научились однажды, вам будет посильна любая задача, независимо от целевой аудитории, типологии объекта, места проектирования и других факторов.

V
А что если я уже не архитектор?

Часто встречается факт выгорания. Да, мы живём в реальности и множество талантливых людей, окончивших архитектурный факультет, выгорают и уходят в смежные поля: дизайн, VR-индустрию, кино, моду, театр.
Более того, не обязательно быть «творцом» или «креатором». Архитектурное образование — это сверхпрочный фундамент для IT-архитектора, предпринимателя, продюсера, продажника. Оно учит видеть систему, управлять сложностью, доводить идею до реализации.
Это ценно, когда человек понимает, что ему интересно, важно и нужно. Вспомните огромное количество гениев, которые взорвали индустрию, но начинали-то, казалось бы, с архфака…
И да, архитектурное образование – очень крепкий фундамент для того, чтобы стартовать и не бояться экспериментировать, если вдруг есть ощущение «не в своей тарелке». Вас никто не останавливает, кроме ваших собственных предубеждений.
Задачи не перестанут быть разными и уникальными. Вы всё так же будете искать индивидуальное решение. И если сегментация на данный момент не в вашем поле интересов и приоритетов, то не выделяйте типологию проектов для себя как определенный спектр.
Выделите спектр ценностей и приёмов, которые станут вашей сильной стороной.
Инфоцыганство круто вселяет в головы людей определенные тренды, тенденции развития, прототипы моделей поведения и понятие «правильности», но архитекторы сами в силе придумать и построить систему ценностей и фактов, которые станут основополагающими в формировании личного бренда команды. Понятие «правильность» — слишком условное. И вы вправе самостоятельно установить границы.
Ваша архитектура — это не архитектура «чего-то». Ваша архитектура — это архитектура «ALL». Архитектура подхода. Архитектура мысли. И это — единственная ниша, которая по-настоящему бесконечна.