Вас приветствует Екатерина Рыбакова, автор телеграм-канала канала АрхиФиш и доцент Московского Архитектурного Института. Поскольку мои научные интересы связаны с подходами к реконструкции европейских городов (в особенности немецких) и изучением проблем современной архитектуры в контексте городской среды, хочу поделиться с аудиторией ЛОКУС’а историей создания уникального города Зеннештадт, о котором мало что известно широкой публике.
После Второй мировой войны, когда большинство немецких городов лежали в руинах, архитектор Ханс Бернхард Райхов предложил новаторский подход к их восстановлению.
После Второй мировой войны, когда большинство немецких городов лежали в руинах, архитектор Ханс Бернхард Райхов предложил новаторский подход к их восстановлению.

Архитектор Ханс Бернхард Райхов
В своей книге «Органическое искусство строительства городов: от мегаполисов до городского ландшафта» (1948 г.) (нем. «Organische Stadtbaukunst: Von der Großstadt zur Stadtlandschaft») он поднял дискуссию о новом градостроительстве и планировочных особенностях городов-садов и городов-спутников.

Книга «Organische Stadtbaukunst: Von der Großstadt zur Stadtlandschaft»
Райхов представил концепцию со звучным и при этом абстрактным названием «городской ландшафт» (нем. «Stadtlandschaft»), где город рассматривался как живая, развивающаяся система, тесно связанная с глубинным природным началом.
Критика современного города
Ханс Райхов критиковал современные мегаполисы за утрату их индивидуальности и разрушение социальных связей. Он полагал, что обособление от природы, вызванное индустриализацией, привело к безликому однообразию городской среды и человеческой изолированности.
В ответ на это он предлагал вернуться к природным основам и создать города, где природа, общество, труд и отдых будут гармонично объединены в единое целое. Он верил, что лишь ощущая неразрывную связь с природой, осознавая себя частью ее великого замысла, человек обретает истинное здоровье и гармонию. И именно в созвучии городского ландшафта с природным началом рождается достойная жизнь, расцветают новые силы – как физические, так и духовные.
В ответ на это он предлагал вернуться к природным основам и создать города, где природа, общество, труд и отдых будут гармонично объединены в единое целое. Он верил, что лишь ощущая неразрывную связь с природой, осознавая себя частью ее великого замысла, человек обретает истинное здоровье и гармонию. И именно в созвучии городского ландшафта с природным началом рождается достойная жизнь, расцветают новые силы – как физические, так и духовные.
Что такое «городской ландшафт»?
Ханс Райхов не просто трактовал термин «Stadtlandschaft» как «городской ландшафт». Для него это была целая философия городского развития, охватывающая все мировые теории конца XIX – начала XX века, в основу которых была положена идея города-сада.
Представьте себе листовую пластину с ее характерными прожилками: несмотря на схожий структурный корсет, форма каждого листа уникальна. Эта природная особенность сопоставима и с человеческим телом: имея идентичную кровеносную систему, внешне все мы друг от друга отличаемся, поскольку оболочка обособлена от внутреннего содержания. Рассуждая в этой логике, Ханс Райхов представлял город как гибкий живой организм. Его естественная система ветвления магистралей должна быть отделена от общей внешней формы. Таким образом, архитектура становится сложной экосистемой, где каждый компонент играет свою важную роль в создании целостного и функционального пространства.
Представьте себе листовую пластину с ее характерными прожилками: несмотря на схожий структурный корсет, форма каждого листа уникальна. Эта природная особенность сопоставима и с человеческим телом: имея идентичную кровеносную систему, внешне все мы друг от друга отличаемся, поскольку оболочка обособлена от внутреннего содержания. Рассуждая в этой логике, Ханс Райхов представлял город как гибкий живой организм. Его естественная система ветвления магистралей должна быть отделена от общей внешней формы. Таким образом, архитектура становится сложной экосистемой, где каждый компонент играет свою важную роль в создании целостного и функционального пространства.

Схема Х. Б. Райхова
Термин «Stadtlandschaft» впервые был применен в 1920-х годах в научной географии. Он заменил ранее существовавшее понятие «Stadtschaft» (городской пейзаж, обозначавший комплекс зданий, улиц и площадей). Под этим понятием подразумевалось взаимное влияние городского пространства и природного ландшафта на общую форму города. После 1939 года этот термин стал применим в архитектурной сфере, превратившись из метода географического анализа в концепцию градостроительства.
Органический подход
Райхов считал, что «органическое искусство строительства городов» должно удовлетворять потребность человека в единении с природой и восстановлении связей с прошлым. Он верил, что люди будут здоровы и счастливы, если почувствуют себя частью природы и высшего порядка вещей. Гармония в городском ландшафте – это источник сил и основа достойной жизни.
Структура города будущего
Архитектор Ханс Райхов предлагал строить города, состоящие из трех уровней:
Согласно концепции Ханса Райхова, для достижения гармонии целого необходимо интегрировать в него отдельные составляющие (работа, транспорт, жилье и прочее).
- Градостроительная ячейка.
- Район
- Округ
Согласно концепции Ханса Райхова, для достижения гармонии целого необходимо интегрировать в него отдельные составляющие (работа, транспорт, жилье и прочее).

Эскиз Зеннештадта, арх. Райхов
Идеальный город Ханса Райхова
В основе концепции идеального города лежала регулярная планировка, которая представляла собой гармоничное сочетание линейных поселений, связанных общим компактным центром, где должны быть сосредоточены объекты социальной инфраструктуры.
В самой центральной точке города должна была находиться ратуша, именуемая «городской короной» (нем. «Stadtkrone») – символ общности и связи с традициями. Жилые дома располагались рядами, но их количество не фиксировано, чтобы город развиваться в гармонии с естественным природным ландшафтом. Организация транспортных потоков происходила рационально, в ее основе –модель естественных систем ветвления, подобная «листовой пластине».
В самой центральной точке города должна была находиться ратуша, именуемая «городской короной» (нем. «Stadtkrone») – символ общности и связи с традициями. Жилые дома располагались рядами, но их количество не фиксировано, чтобы город развиваться в гармонии с естественным природным ландшафтом. Организация транспортных потоков происходила рационально, в ее основе –модель естественных систем ветвления, подобная «листовой пластине».

Общий вид г. Зеннештадт
При этом сеть пешеходных и велосипедных дорожек должна быть отделена от автомобильных проездов. Концепция Х. Райхова оказала большое влияние на градостроительство, особенно в послевоенной Германии.
Зеннештадт: Город, воплотивший концепцию Ханса Райхова
В 1954 году Х. Райхову поручили разработать планировку нового города в 10-ти километрах к юго-востоку от Билефельда. Развитие промышленности привело к притоку населения, что создавало реальную угрозу поглощения живописных исторических деревень безликой городской застройкой. Администрацией приняла решение разгрузить Билефельд строительством города-спутника, который именовался Зеннештадт.
Местоположение Зеннештадта было определено пересечением ключевых транспортных артерий — автобана А2, соединяющего Берлин и Рурскую область, железнодорожных путей, и магистрального шоссе А33.
Местоположение Зеннештадта было определено пересечением ключевых транспортных артерий — автобана А2, соединяющего Берлин и Рурскую область, железнодорожных путей, и магистрального шоссе А33.

Пересечение транспортных магистралей. 1- автострада А2 Берлин-Рурская область, 2 – железная дорога, 3 – магистральное шоссе А33
Раскинувшись в живописной местности у подножия Тевтобургского леса, Зеннештадт гармонично вписывался в окружающий природный ландшафт.

Аэрофотоснимок Зеннештадта 1970 г.
Близость фабрики и удобное транспортное сообщение создавали благоприятные условия для развития предприятий легкой промышленности.
«Зеленый крест», образованный долиной реки и заброшенным карьером, разделил город на три округа.
«Зеленый крест», образованный долиной реки и заброшенным карьером, разделил город на три округа.

«Зеленый крест», схема
В каждом округе есть фермерский рынок и своя инфраструктура. На месте заброшенного карьера были организованы спортивные площадки, а речная долина превратилась в живописный парк.
Торгово-административный центр города был размещен в самом центре плана. Оттуда открывался великолепный вид на долину, а река, перегороженная плотиной, образовала живописное озеро. Этот городской центр, который архитектор окрестил «короной города», возвышался на полуострове, уходящем вглубь озера.
Торгово-административный центр города был размещен в самом центре плана. Оттуда открывался великолепный вид на долину, а река, перегороженная плотиной, образовала живописное озеро. Этот городской центр, который архитектор окрестил «короной города», возвышался на полуострове, уходящем вглубь озера.




Центр города Зеннештадт
Уличная сеть, начиная от магистрали и заканчивая подъездами к домам, была организована рационально. При этом учитывалось естественное чувство направленности и ориентации человека в пространстве.

Общая сеть проезжих и пешеходных дорог
В городе нет прямых углов и резких поворотов. Вся транспортная система была устроена в виде дугообразных разветвлений, что способствовало легкой смене направления и обеспечивало непрерывное движение. Каждая улица плавно переходила в дороги более высокого уровня. Даже от самого узкого переулка на окраине можно было без труда добраться до центра города через постоянно расширяющиеся улицы.

Схема пересечения проезжих дорог Зеннештадта
В городе нет перекрестков. Райхов считал их особенно опасными зонами, где происходит значительная часть ДТП (до 50%). Поэтому, в целях повышения безопасности, дорожная сеть, соединяющая окраины города с основными магистралями, была спроектирована без перекрестков, а приоритет движения отдавался транспортным средствам, двигающимся по главным дорогам.

Организация перекрестков
Окраска дорог, выполненная в различных цветах, обеспечивала дополнительную защиту и способствовало ясной ориентации. Водители, движущиеся по улице с желтым цветом, имели преимущественное право проезда.


Цветовая ориентация
В Зенненштадте отсутствуют светофоры. Плавное движение по естветвенно-искривленным траекториям должно было способствовать снижению скорости до 50 км/ч, обеспечивая безопасность и бесперебойный автопоток, а также снижение уровня шума и выхлопных газов. Дорожная сеть расходилась от центрального кольца, образуя лучи, которые соединяли все районы и создавали четкую систему ветвления. Для изменения направления движения были предусмотрены поворотные петли. Гаражи и стоянки для автомобилей были построены ниже уровня улиц (под откосами), что служило дополнительной звуковой защиты для жилых домов, расположенных за ними.
Важным аспектом планировки стала организация обособленной и безопасной сети пешеходных и велосипедных дорожек, которые отделялись от автомобильных зелеными насаждениями.
Важным аспектом планировки стала организация обособленной и безопасной сети пешеходных и велосипедных дорожек, которые отделялись от автомобильных зелеными насаждениями.

Сеть пешеходных дорог

Сеть велосипедных дорожек
В Зеннештадте отсутствовало четкое функциональное зонирование. Предприятия были равномерно распределены по всему городу, однако находились на расстоянии от жилых районов, чтобы минимизировать их негативное влияние на жителей. Х. Райхов разработал «таблицу расстояний», чтобы защитить жилые районы от шума, пыли и выхлопных газов в зависимости от размеров предприятий. При планировании магазинов учитывались как удобный подъезд для автомобилей и парковка, так и доступность для пешеходов. В городе не предусматривались крупные торговые центры и, соответственно, большие парковки; различные торговые предприятия распределялись по районам.
Экологические аспекты играли ключевую роль в градостроительном планировании. Так называемый «Зеленый крест» не только сохранял ландшафт, но и способствовал воздухообмену, создавая комфортные и уединенные условия для пешеходов.
Утопающие в зелени жилые дома разнообразны по форме и высоте.
Экологические аспекты играли ключевую роль в градостроительном планировании. Так называемый «Зеленый крест» не только сохранял ландшафт, но и способствовал воздухообмену, создавая комфортные и уединенные условия для пешеходов.
Утопающие в зелени жилые дома разнообразны по форме и высоте.

Принцип размещения жилья Зеннештадта. Общий вид; макет
Архитектор стремился создать идеальный город, где люди живут в гармонии с природой и друг с другом. Дома располагались под углом к улице, не следуя линейной планировке.

Все они были ориентированы на юго-запад для оптимального использования солнечного света. Две трети территории занимали многоквартирные дома, а оставшуюся часть – индивидуальные дома для семейных. Высотные многоквартирные дома предназначались для одиноких людей и пар без детей, а для семей –дома небольшой и средней этажности. Большинство квартир были ориентированы так, чтобы получать солнечный свет во второй половине дня, когда жители возвращались домой с работы или учебы. Размер квартир был относительно небольшим, исходя из расчета 16-20 квадратных метров на человека. Важное внимание уделялось обеспечению личного пространства жильцов, оптической и акустической изоляции, что предполагало отказ от сдвоенных лоджий и прозрачных перегородок между террасами, расположенными в непосредственной близости друг от друга.









Вариации жилых домов
В Зеннештадте были спроектированы и построены учебные заведения всех уровней. На полуострове в центре города размещались дом молодежи, библиотека, гостиница, протестантская и католическая церкви, а также другие общественные, религиозные и культурные объекты. В рамках разработанной Райховом программы «Искусство в строительстве» произведения искусства органично вписывались в городской ландшафт.


Скульптурные композиции
Особое внимание уделялось созданию инфраструктуры для спорта и игр. Наряду с теннисными кортами, игровыми площадками и спортивными сооружениями были организованы парковочные места. Недалеко от центра была оборудована естественная детская площадка, именуемая «детским заповедником», где дети могли играть на холмах, строить шалаши, лазить по деревьям и заниматься творчеством в окружении природы. Рядом с жилыми домами располагались игровые площадки для детей младшего возраста, что позволяло родителям приглядывать за ними из окон своих квартир.


Площадки для детей младшего возраста
Согласно концепции «Stadtlandschaft», Зеннештадт представляет собой тщательно спроектированную новую модель города, в которой ландшафт и архитектура становятся равноправными элементами дизайна, создавая гармоничное целое. Это отличает его от «города-сада», где наблюдается более случайный синтез городских и природных элементов.
Наследие Райхова
Ханс Бернхард Райхов предложил уникальный взгляд на городское планирование, который актуален в настоящее время. Его концепция «городского ландшафта» призывает нас создавать города, где природа и человек живут в гармонии, где есть место для общения и творчества, где каждый чувствует себя частью единого целого.