Автор: Разгулова Анна, архитектор, основатель Dva Kvadrata Studio, автор telegram-канала «Сказ про Dva Kvadrata»
Авторские интерпретации типологической архитектуры – так абстрактно можно было бы назвать исследование, подтверждающее, что архитектор – тоже человек самая гуманистическая профессия после врача. Не будем спорить, что хорошая архитектура не только влияет на человека, но и лечит? Так считала и Мэгги Дженкс.
Концепция центров поддержки онкобольных как «исцеляющих архитектурных объектов» была придумана Мэгги Кесвик Дженкс – художницей, ландшафтным архитектором, писательницей, когда она столкнулась с болезнью в 1990-х, – и разработана ее мужем - известным архитектором, теоретиком постмодернизма Чарльзом Дженксом. «Люди с таким распространенным диагнозом как рак не должны терять радость жизни в страхе смерти», – считал он.
Мэгги, как и многие другие до нее и после, чувствовала психологическое давление больничной среды во время своей борьбы с раком. Она предложила создать гостеприимное пространство вдали от больничной обстановки, укомплектованное профессионалами, у которых есть время выслушать, проконсультировать и дать совет, куда больные раком, их семьи и друзья могли бы обратиться за поддержкой. Всем пациентам полезно активно участвовать в процессе лечения – в этот момент очень важно понимать свою субъектность.
В своих мемуарах «Взгляд с передовой» Мэгги писала: «Просто найти дорогу — это изнурительно… Верхнее (иногда даже неоновое) освещение, внутренние помещения без вида наружу и жалкие сидения у стен — все это способствует крайнему умственному и физическому истощению. Пациенты, которые приезжают относительно полные надежд, вскоре начинают увядать».
Центральным в этике Центров лечения онкологических заболеваний Мэгги является убеждение и цель, что сами здания и окружающая среда становятся частью процесса лечения и ухода. Пространства спроектированы так, чтобы обеспечить «домашнюю» обстановку, позволяющую тем, кто пользуется центром, «быть собой» в расслабляющей и воодушевляющей обстановке - здание должно «обнимать» человека. Окружающая среда рассматривается как центральный компонент в предоставлении ухода.
Каждый Maggie’s — это уникальное место, которое идеально вписывается в окружающую среду — дом вдали от дома, который спроектирован таким образом, чтобы не воспринимать его в контексте больницы со всеми соответствующими ассоциациями.
У фонда Maggie’s есть определенное техническое задание для архитекторов, разработанное на основе оригинального проекта, созданного Мэгги Дженкс. Задание охватывает функциональные потребности зданий, но также позволяет каждому архитектору выразить свою собственную интерпретацию того, что для него означает успокаивающее и гостеприимное пространство. Все объекты должны:
Центры Мэгги строятся и функционируют на пожертвования благотворителей, и помощь там оказывается на безвозмездной основе. Архитекторы проектируют центры бесплатно – и это здания Фрэнка Гери, Рема Колхаса, Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, Захи Хадид и других фамилий из списка лучших представителей второй самой гуманистической профессии.
Концепция центров поддержки онкобольных как «исцеляющих архитектурных объектов» была придумана Мэгги Кесвик Дженкс – художницей, ландшафтным архитектором, писательницей, когда она столкнулась с болезнью в 1990-х, – и разработана ее мужем - известным архитектором, теоретиком постмодернизма Чарльзом Дженксом. «Люди с таким распространенным диагнозом как рак не должны терять радость жизни в страхе смерти», – считал он.
Мэгги, как и многие другие до нее и после, чувствовала психологическое давление больничной среды во время своей борьбы с раком. Она предложила создать гостеприимное пространство вдали от больничной обстановки, укомплектованное профессионалами, у которых есть время выслушать, проконсультировать и дать совет, куда больные раком, их семьи и друзья могли бы обратиться за поддержкой. Всем пациентам полезно активно участвовать в процессе лечения – в этот момент очень важно понимать свою субъектность.
В своих мемуарах «Взгляд с передовой» Мэгги писала: «Просто найти дорогу — это изнурительно… Верхнее (иногда даже неоновое) освещение, внутренние помещения без вида наружу и жалкие сидения у стен — все это способствует крайнему умственному и физическому истощению. Пациенты, которые приезжают относительно полные надежд, вскоре начинают увядать».
Центральным в этике Центров лечения онкологических заболеваний Мэгги является убеждение и цель, что сами здания и окружающая среда становятся частью процесса лечения и ухода. Пространства спроектированы так, чтобы обеспечить «домашнюю» обстановку, позволяющую тем, кто пользуется центром, «быть собой» в расслабляющей и воодушевляющей обстановке - здание должно «обнимать» человека. Окружающая среда рассматривается как центральный компонент в предоставлении ухода.
Каждый Maggie’s — это уникальное место, которое идеально вписывается в окружающую среду — дом вдали от дома, который спроектирован таким образом, чтобы не воспринимать его в контексте больницы со всеми соответствующими ассоциациями.
У фонда Maggie’s есть определенное техническое задание для архитекторов, разработанное на основе оригинального проекта, созданного Мэгги Дженкс. Задание охватывает функциональные потребности зданий, но также позволяет каждому архитектору выразить свою собственную интерпретацию того, что для него означает успокаивающее и гостеприимное пространство. Все объекты должны:
- быть спокойными, дружелюбными и гостеприимными пространствами, полными света и тепла,
- иметь большой кухонный стол, кухня –сердце атмосферы центра,
- предусмотреть виды на природу, обязательно работать вместе с ландшафтом,
- предоставить продуманные пространства для уединения, а также места, где можно собраться вместе группой.
Центры Мэгги строятся и функционируют на пожертвования благотворителей, и помощь там оказывается на безвозмездной основе. Архитекторы проектируют центры бесплатно – и это здания Фрэнка Гери, Рема Колхаса, Нормана Фостера, Ричарда Роджерса, Захи Хадид и других фамилий из списка лучших представителей второй самой гуманистической профессии.
1.
Richard Murphy.
Эдинбург, Шотландия. 1996.
Первый центр открылся в 1996 году в Эдинбурге, где лечилась Мэгги. Она не дожила до его завершения, но участвовала на каждом этапе пути до самой своей смерти.
Здание, спроектированное Ричардом Мерфи, было построено в результате реконструкции старых конюшен на краю территории больницы и сочетает в себе традиционную шотландскую каменную кладку с более современными архитектурными приемами. Открытая планировка способствует эмоциональной открытости, где можно и посмеяться, и погрустить, в то время как более уединенные пространства способствуют тишине и покою. Удалось увеличить площадь центра и сада за счет пристроек, завершенных в 2001 и 2018 годах.
Здание, спроектированное Ричардом Мерфи, было построено в результате реконструкции старых конюшен на краю территории больницы и сочетает в себе традиционную шотландскую каменную кладку с более современными архитектурными приемами. Открытая планировка способствует эмоциональной открытости, где можно и посмеяться, и погрустить, в то время как более уединенные пространства способствуют тишине и покою. Удалось увеличить площадь центра и сада за счет пристроек, завершенных в 2001 и 2018 годах.






2.
Фрэнк Гери.
Онкологический центр Мэгги Больницы Найнвеллс в Данди. Данди, Великобритания.
2003.
Это первый новый онкоцентр им. Мэгги Дженкс и первая постройка Фрэнка Гери на территории Королевства. Акцент здания — кровля из нержавейки. Гери говорит, что он думал о картине Вермеера, изображающей женщину в шелковой шали, когда искал идею крыши, а в поисках образа здания сделал более 20 моделей.
В саду, спроектированном ландшафтным архитектором Арабеллой Ленокс-Бойд, есть лабиринт, вдохновленный подобным в Шартрском соборе, здесь это - аллегория жизни: здесь нет тупиков, но вы должны верить, что найдете путь, даже если часто кажется, что вы идете совершенно не в том направлении.
В саду, спроектированном ландшафтным архитектором Арабеллой Ленокс-Бойд, есть лабиринт, вдохновленный подобным в Шартрском соборе, здесь это - аллегория жизни: здесь нет тупиков, но вы должны верить, что найдете путь, даже если часто кажется, что вы идете совершенно не в том направлении.






3.
Фрэнк Гери.
Maggie's Centre Hong Kong.
Гонконг, Китай.
2013.
Первый международный Центр Мэгги также спроектировал Фрэнк Гери, а над проектом сада работала дочь Мэгги – Лили Дженкс. Мэгги Кесвик Дженкс провела свои молодые годы в Гонконге, а затем вместе со своим отцом основала Фонд Кесвика для поддержки медицинских и социальных проектов в Гонконге и материковом Китае.
Maggie's Centre Hong Kong был спроектирован с учетом взаимосвязи между внутренним пространством и внешним пространством, определяющим форму. Структура представляет собой ряд павильонов с пересекающимися плоскостями крыш. Некоторые зоны полностью открываются ландшафту с окнами от пола до потолка; в других меньшего размера окна и углы пространства подчеркивают интимность небольших участков природы. Сад вдохновлен исследованием Мэгги Дженкc традиционных китайских садов — ландшафтный дизайн сосредоточен на двух ключевых принципах: создание текучей связи между внутренним и внешним пространством и обрамление видов на сад из здания.
Maggie's Centre Hong Kong был спроектирован с учетом взаимосвязи между внутренним пространством и внешним пространством, определяющим форму. Структура представляет собой ряд павильонов с пересекающимися плоскостями крыш. Некоторые зоны полностью открываются ландшафту с окнами от пола до потолка; в других меньшего размера окна и углы пространства подчеркивают интимность небольших участков природы. Сад вдохновлен исследованием Мэгги Дженкc традиционных китайских садов — ландшафтный дизайн сосредоточен на двух ключевых принципах: создание текучей связи между внутренним и внешним пространством и обрамление видов на сад из здания.




4.
Ричард Роджерс / RSHP
Онкологический центр Мэгги больницы Чэринг-Кросс.
Лондон, Великобритания.
2001 - 2003 - 2008.
Роджерс спроектировал «убежище» в массе серой городской застройки, окружил здание деревьями, для создания настроения окрасил его в красно-оранжевый цвет, а главный вход отгородил стеной: посетитель попадает в интерьер, предварительно пройдя по узкому коридору. Внутри - наполненное светом двухуровневое пространство, частично разделенное на небольшие зоны с разными функциями.
Центр задуман как контраст главному зданию больницы. Он одновременно гибкий и легко адаптируемый: может быть прозрачным или непрозрачным, шумным или тихим, светлым или темным. Здание включает в себя несколько маленьких внутренних дворов, в каждом из которых устроен сад. Некоторые из них служат продолжением «гостиной» центра, другие - тихим местом для отдыха. Кухня - сердце здания, ограждающая стена - безопасность, внутренние дворики - уединение, парящая крыша - свет и пространство. Вот такое уравнение.
Центр задуман как контраст главному зданию больницы. Он одновременно гибкий и легко адаптируемый: может быть прозрачным или непрозрачным, шумным или тихим, светлым или темным. Здание включает в себя несколько маленьких внутренних дворов, в каждом из которых устроен сад. Некоторые из них служат продолжением «гостиной» центра, другие - тихим местом для отдыха. Кухня - сердце здания, ограждающая стена - безопасность, внутренние дворики - уединение, парящая крыша - свет и пространство. Вот такое уравнение.






5.
Заха Хадид
Онкологический центр Мэгги больницы Виктории.
Керколди, Шотландия.
2001 - 2006.
Здание Центра напоминает фигурку оригами, сложенную из черной бумаги: в качестве покрытия внешних стен использован черный полиуретан с добавлением блестящих силиконовых включений. Во влажную погоду создается впечатление, что постройка образована из того же асфальта, что и пространство вокруг неë. Основной фасад, обращенный к заросшему старому угольному карьеру (интересно, есть ли связь цветового решения здания с углём), полностью застеклен. В отличие от внешнего облика сооружения - темного объема с острыми углами, в интерьере преобладает белый цвет, обилие света и мягкие изгибы стен.
Это первая реализованная на территории Великобритании постройка Захи Хадид.
Это первая реализованная на территории Великобритании постройка Захи Хадид.





6.
Рем Колхас / OMA
Онкологический центр Мэгги больницы Гэртнэвел.
Глазго, Великобритания.
2011.
Это первая реализованная на территории Великобритании постройка Рема Колхаса – тут они с Захой солидарны. Интерьеры, где перемежаются открытые и более «приватные» помещения, отсутствуют коридоры, широко использовано естественное освещение, должны создавать впечатление «удобной виллы», а не медицинского учреждения. По словам архитектора, он добавил в ансамбль из скучных серых корпусов «немного романтики».






7.
Норман Фостер / Foster + Partners
Онкологический центр Мэгги больницы Кристи.
Лондон, Великобритания.
2015 - 2016.
Норман Фостер спроектировал легкий деревянный и стеклянный павильон. Как сказал сам архитектор: «Этот проект имеет особое личное значение, так как я родился в городе и имею непосредственный опыт диагностики диагноза рака». Тонкие деревянные балки и деревянная решетка поддерживают крышу и помогают зонировать пространство. Мезонин естественным образом освещен от стеклянной крыши над головой.





8.
Кисё Курокава, Ким Уилки
Онкологический центр Мэгги больницы Синглтон.
Суонси, Великобритания.
2006 - 2011.
Первая британская постройка авторства японского архитектора Кисё Курокавы, продолженная бюро ArBITAT architects после его ухода. В плане Центр напоминает спираль - «космический водоворот» или «вращающуюся галактику», как это задумал Курокава.
Высочайшие требования к качеству бетонных работ не только по своей сути становятся основой геометрии проекта, но включают в себя два особенно сложных элемента детализации. Во-первых, форма сужающегося треугольного «карниза» визуально напрямую связывает стены с не менее сложной и точной формой «крыльев», ведущих к центральной конической крыше. Этот бетонный карниз постоянно сужается, меняя сечение по всей своей длине. Во-вторых, в идеально гладкую радиусную поверхность бетона стен встроены сверкающие пластинки титана.
Свет играет важную роль в создании и отражении энергии в здании, проникая как через стены, так и через крышу уникальным образом – через перфорацию оконных проемов, поддерживающую низкоэнергетическую естественную вентиляцию центра и создающую случайный узор. Кроме того, большой окулярный световой люк обеспечивает дневной свет в центральном барабане.
Ландшафтным дизайном прилегающей территории занимался Ким Уилки, - дизайнер, обновивший в Москве Аптекарский огород.
Высочайшие требования к качеству бетонных работ не только по своей сути становятся основой геометрии проекта, но включают в себя два особенно сложных элемента детализации. Во-первых, форма сужающегося треугольного «карниза» визуально напрямую связывает стены с не менее сложной и точной формой «крыльев», ведущих к центральной конической крыше. Этот бетонный карниз постоянно сужается, меняя сечение по всей своей длине. Во-вторых, в идеально гладкую радиусную поверхность бетона стен встроены сверкающие пластинки титана.
Свет играет важную роль в создании и отражении энергии в здании, проникая как через стены, так и через крышу уникальным образом – через перфорацию оконных проемов, поддерживающую низкоэнергетическую естественную вентиляцию центра и создающую случайный узор. Кроме того, большой окулярный световой люк обеспечивает дневной свет в центральном барабане.
Ландшафтным дизайном прилегающей территории занимался Ким Уилки, - дизайнер, обновивший в Москве Аптекарский огород.






9.
Дэниел Либескинд
Лондон, Великобритания.
Изогнутые стены и окна, расположенные «подобно нотам в мелодии», характеризуют облик Центра Мэгги, спроектированного архитектурной фирмой Studio Libeskind для Королевской бесплатной больницы в Лондоне.
Трехэтажное здание Studio Libeskind имеет стальную конструкцию, облицованную сборными деревянными панелями, которая увеличивается и расширяется кверху, что позволяет максимально использовать площадь пола на ограниченном участке.
«Оно [здание] спроектировано изнутри наружу, чтобы обеспечить непрерывность, свет и масштаб, в котором люди будут чувствовать себя хорошо. Речь идет об уровне интимности и той мелодии, которая пронизывает все здание и объединяет его как Maggie's» - Даниэль Либескинд. «Окна были определены, как ноты в мелодии. Вы не можете сказать, почему в арии Моцарта в определенном месте есть си минор. Это необъяснимо, но это просто правильная нота».
«У меня был очень личный подход [к дизайну], потому что Мэгги и Чарльз Дженкс были моими очень хорошими друзьями», — сказал он. «Это, вероятно, последний проект, который мы подробно обсуждали с [Чарльзом]». Либескинд был одним из первых архитекторов, которому было поручено спроектировать Maggie's Centre, когда была основана благотворительная организация, однако до момента реализации прошло много лет – должно было совпасть место и время. Когда было предложено место на территории Королевской бесплатной больницы, Либескинд с энтузиазмом взялся за работу над проектом, несмотря на его неприметное расположение. «Это определенно другое здание, чем то, которое я бы построил 25 лет назад», — добавил Либескинд. «Времена меняются, и ваше понимание архитектуры также развивается. Я думаю, что мое первоначальное здание было больше похоже на коробку, более линейным и более функционалистским».
Трехэтажное здание Studio Libeskind имеет стальную конструкцию, облицованную сборными деревянными панелями, которая увеличивается и расширяется кверху, что позволяет максимально использовать площадь пола на ограниченном участке.
«Оно [здание] спроектировано изнутри наружу, чтобы обеспечить непрерывность, свет и масштаб, в котором люди будут чувствовать себя хорошо. Речь идет об уровне интимности и той мелодии, которая пронизывает все здание и объединяет его как Maggie's» - Даниэль Либескинд. «Окна были определены, как ноты в мелодии. Вы не можете сказать, почему в арии Моцарта в определенном месте есть си минор. Это необъяснимо, но это просто правильная нота».
«У меня был очень личный подход [к дизайну], потому что Мэгги и Чарльз Дженкс были моими очень хорошими друзьями», — сказал он. «Это, вероятно, последний проект, который мы подробно обсуждали с [Чарльзом]». Либескинд был одним из первых архитекторов, которому было поручено спроектировать Maggie's Centre, когда была основана благотворительная организация, однако до момента реализации прошло много лет – должно было совпасть место и время. Когда было предложено место на территории Королевской бесплатной больницы, Либескинд с энтузиазмом взялся за работу над проектом, несмотря на его неприметное расположение. «Это определенно другое здание, чем то, которое я бы построил 25 лет назад», — добавил Либескинд. «Времена меняются, и ваше понимание архитектуры также развивается. Я думаю, что мое первоначальное здание было больше похоже на коробку, более линейным и более функционалистским».




10.
Garbers & James.
Forth Valley Royal Maggie's Centre.
Ларберт, Шотландия, Великобритания.
2015-2016.
Garbers & James сотрудничали с Maggie's в 2011 году, когда реализовали дизайн Maggie's в Суонси по проекту архитектора Кисё Курокавы. В 2015-2016 бюро спроектировало онкоцентр для Королевской больницы Форт-Вэлли. Здание Maggie's выходит на декоративное озеро и водно-болотные угодья, окруженные дикими цветами, ракитником и камышом.
План нового здания имеет форму буквы Y. Вы входите с парковки в небольшое пространство, перед которым находится серая стена, похожая на стойку регистрации, что, кажется, противоречит философии открытости и доступности Мэгги. Однако она скрывает место для сидения у камина перед чугунным камином. Слева от входа находится длинный кухонный стол, центральный элемент всех проектов Maggie's Centre. Помимо стола и кухонной рабочей станции, во всем здании нет ни одного прямого угла.
И Тор Гарберс, и Венди Джеймс работали с Даниэлем Либескиндом над Берлинским еврейским музеем в начале своей карьеры, а затем и в Нью-Йорке; - и это заметно.
Гарберс описывает свое вдохновение для дизайна здания как «трех орлов, расположившихся у водного пути», с остроугольными световыми люками над кухней, представляющими косяки рыб, «приносящих свежую жизненную энергию, цвет и серебристые отблески жизни» и проносящихся по зеленой крыше, которая образует «пятый фасад» здания. «Каждый элемент — это всего лишь одна жизненно важная часть динамичной стаи, которая метнулась в залив и нашла убежище».
План нового здания имеет форму буквы Y. Вы входите с парковки в небольшое пространство, перед которым находится серая стена, похожая на стойку регистрации, что, кажется, противоречит философии открытости и доступности Мэгги. Однако она скрывает место для сидения у камина перед чугунным камином. Слева от входа находится длинный кухонный стол, центральный элемент всех проектов Maggie's Centre. Помимо стола и кухонной рабочей станции, во всем здании нет ни одного прямого угла.
И Тор Гарберс, и Венди Джеймс работали с Даниэлем Либескиндом над Берлинским еврейским музеем в начале своей карьеры, а затем и в Нью-Йорке; - и это заметно.
Гарберс описывает свое вдохновение для дизайна здания как «трех орлов, расположившихся у водного пути», с остроугольными световыми люками над кухней, представляющими косяки рыб, «приносящих свежую жизненную энергию, цвет и серебристые отблески жизни» и проносящихся по зеленой крыше, которая образует «пятый фасад» здания. «Каждый элемент — это всего лишь одна жизненно важная часть динамичной стаи, которая метнулась в залив и нашла убежище».




11.
Крис Уилкинсон / Wilkinson Eyre
Онкологический центр Мэгги Больницы Чёрчилл
Во всех Центрах Мэгги серединное положение занимает кухня, и здание в Оксфорде не стало исключением. От кухни расходятся три «лепестка» неправильной формы: такой план обусловлен окружением – постройка аккуратно помещена среди деревьев рощи на краю территории больницы Чёрчилл.
Роща создает «буферную зону», отделяющую посетителей от больничных корпусов, и она же вдохновила главную метафору проекта – «дом на дереве». Центр поднят на клееных деревянных опорах на высоту в 4 метра, и ко входу ведет пологий пандус. Такое решение – наиболее щадящее для местной флоры и фауны. Окружающая центр снаружи узкая терраса, - единственный компонент постройки, где много металла, - позволяет приблизиться к природе вплотную, кроме того, с нее открываются виды на близлежащую «природоохранную зону».
Интерьер архитекторы сделали подчеркнуто теплым, но в то же время нейтральным: по их мнению, это должно быть переходное пространство между домом и больницей, не играющее в уют, но и далекое от «корпоративного» и «клинического» облика. Стол на кухне-столовой спроектирован Wilkinson Eyre Architects, а дизайн ковра-половика в зоне отдыха выполнила художник Диана Эдмундс.
Роща создает «буферную зону», отделяющую посетителей от больничных корпусов, и она же вдохновила главную метафору проекта – «дом на дереве». Центр поднят на клееных деревянных опорах на высоту в 4 метра, и ко входу ведет пологий пандус. Такое решение – наиболее щадящее для местной флоры и фауны. Окружающая центр снаружи узкая терраса, - единственный компонент постройки, где много металла, - позволяет приблизиться к природе вплотную, кроме того, с нее открываются виды на близлежащую «природоохранную зону».
Интерьер архитекторы сделали подчеркнуто теплым, но в то же время нейтральным: по их мнению, это должно быть переходное пространство между домом и больницей, не играющее в уют, но и далекое от «корпоративного» и «клинического» облика. Стол на кухне-столовой спроектирован Wilkinson Eyre Architects, а дизайн ковра-половика в зоне отдыха выполнила художник Диана Эдмундс.






12.
Эдвард Каллинан.
Онкологический центр Мэгги больницы Фримен.
Эдвард Каллинан сделал свой проект Центра Мэгги для Ньюкасла (больница Фримен) максимально «зеленым», как и все свои работы: на крыше установлены солнечные батареи и коллекторы для нагрева воды, а помещения будут обогреваться с помощью геотермального насоса; зеленая крыша и огибающая постройку насыпь не допустят ее перегрева летом. При этом архитектор обратил внимание на важную проблему программы: женщины участвуют в ней гораздо активнее мужчин, хотя те и другие болеют раком одинаково часто. Поэтому в Центре предусмотрены пространства для занятий, интересные для любого человека, независимо от пола: садоводство (включая посадки на крыше и насыпи, уход за зелеными изгородями), спортзал, боулинг на открытом воздухе и т. д.
Шесть тысяч человек посетили Maggie's Newcastle в течение пяти месяцев после открытия — беспрецедентный случай в истории Maggie's. Центр оказался настолько популярным, что Maggie's попросила спроектировать дополнительное пространство и найти возможность расширить здание, добавив несколько новых зон.
Шесть тысяч человек посетили Maggie's Newcastle в течение пяти месяцев после открытия — беспрецедентный случай в истории Maggie's. Центр оказался настолько популярным, что Maggie's попросила спроектировать дополнительное пространство и найти возможность расширить здание, добавив несколько новых зон.




13.
Snøhetta
Онкологический центр Мэгги Королевского госпиталя в Абердине.
Snøhetta трактовала центр как компактный объем из стекла и дерева, заключенный в овальную оболочку из белоснежного бетона. Последнюю сами архитекторы сравнивают с морской раковиной, дающей своим обитателям передышку и защиту от невзгод. Однако Snøhetta категорически не хотела проектировать «вещь в себе», поскольку одной из самых важных задач Онкологического центра Мэгги является поддержание в своих пациентах интереса к жизни и связи с внешним миром. Вот почему оболочка сделана не сплошной: архитекторы вырезают в ней два больших овальных проема – один оформляет входную зону, второй служит для организации уютного внутреннего дворика.






14.
Стивен Холл
Онкологический центр Мэгги больницы Сент-Бартоломью.
Окружение, включающее средневековую церковную башню и госпитальные корпуса XVIII столетия, затруднило согласование проекта, против работы Холла даже выступила общественность, но со второй попытки местный совет все же утвердил проект – с перевесом в один голос.
Из-за дефицита площади здание, в отличие от других, горизонтальных сооружений этой серии, – компактный трехэтажный объем. Бетонная несущая конструкция включает в себя центральную спиральную лестницу, на крыше устроят небольшой сад.
Как и все постройки Холла, проект Центра Мэгги несет в себе разнообразные аллюзии. Цветные вставки на стеклянном фасаде призваны напоминать средневековую систему записи музыки – невменную нотацию, а также то, что слово «невма» происходит от древнегреческого «пневма» – жизненная сила, дыхание жизни. Выведенная на фасад несущая конструкция похожа на кисть руки, а здание в целом – это «сосуд трансцендентности». Такие ассоциации возникли у Стивена Холла, помимо прочего, в связи с историей места: расположенная рядом Большая церковь Сент-Бартоломью, основанная одновременно с больницей – в 1123, тесно связана с историей музыки.
Из-за дефицита площади здание, в отличие от других, горизонтальных сооружений этой серии, – компактный трехэтажный объем. Бетонная несущая конструкция включает в себя центральную спиральную лестницу, на крыше устроят небольшой сад.
Как и все постройки Холла, проект Центра Мэгги несет в себе разнообразные аллюзии. Цветные вставки на стеклянном фасаде призваны напоминать средневековую систему записи музыки – невменную нотацию, а также то, что слово «невма» происходит от древнегреческого «пневма» – жизненная сила, дыхание жизни. Выведенная на фасад несущая конструкция похожа на кисть руки, а здание в целом – это «сосуд трансцендентности». Такие ассоциации возникли у Стивена Холла, помимо прочего, в связи с историей места: расположенная рядом Большая церковь Сент-Бартоломью, основанная одновременно с больницей – в 1123, тесно связана с историей музыки.







15.
dRMM
Royal Oldham Hospital, Oldham.
Дизайн Maggie's Oldham — это меньше о форме и больше о содержании, своего рода коробка с сюрпризом. Поддерживаемый тонкими колоннами, центр парит над садом, обрамленным соснами, березами и тюльпановыми тополями. Из центрального оазиса дерево растет через здание, принося природу внутрь.
Здание облицовано гофрированным, термически обработанным тюльпановым деревом, а та же древесина переплетена в клееную древесину для создания основной несущей конструкции. Maggie's Oldham — первое постоянное здание, построенное из поперечноклееной древесины тюльпанового дерева. Реечный потолок интерьера был создан из обрезков древесины от процесса изготовления CLT, что гарантирует отсутствие отходов.
Поскольку проходящие химиотерапию иногда испытывают боль при прикосновении к холодным предметам, были использованы дубовые, а не металлические дверные ручки.
Здание облицовано гофрированным, термически обработанным тюльпановым деревом, а та же древесина переплетена в клееную древесину для создания основной несущей конструкции. Maggie's Oldham — первое постоянное здание, построенное из поперечноклееной древесины тюльпанового дерева. Реечный потолок интерьера был создан из обрезков древесины от процесса изготовления CLT, что гарантирует отсутствие отходов.
Поскольку проходящие химиотерапию иногда испытывают боль при прикосновении к холодным предметам, были использованы дубовые, а не металлические дверные ручки.




