ВСЕ ТЕКСТЫ

О майоликовом панно, летящем в небеса / Алина Гаврилова

КОЛУМНИСТЫ ЭССЕ
«Если нам повезло быть живыми, то почему бы нам не стать счастливыми? Даже если цена этого счастья ‒ жизнь...»
Михаил Александрович Врубель (слева), Эдмон Ростан (справа)
Михаил Александрович Врубель сотворил невероятной красоты и нежности полотно «Принцесса Грёза». Написанная Эдмоном Ростаном история любви — любви безусловной, исцеляющей, невозможной и столь далёкой, устремлённой в небеса, — расцвела в сердце художника и запустила новый виток в его творческом бытии.

Сюжет пьесы сплетает судьбы молодого принца и поэта Жофруа Рюделя и восточной принцессы Мелисинды в единую нить. Юноша, узнав от пилигримов о прекрасной девушке, что живёт в городе Триполи, отправляется на корабле в опасное и долгое путешествие во имя встречи, ставшей мечтой. Израненный и ослабший после крестовых походов он смело следует за рассеянным светом надежды.
Майоликовое панно «Принцесса Грёза», Михаил Александрович Врубель.
Гостиница «Метрополь», Театральный пр-д, 2, Москва.
Источник изображения: https://lavrus.tretyakov.ru/publications/printsessa-greza-mikhaila-vrubelya/
Майоликовое панно, ставшее душой гостиницы «Метрополь», поселилось на главном фасаде здания. Глубинный символизм сказочного сюжета художник выразил посредством колористического решения — полотно изобилует нежными оттенками голубого, синего, лилового и белого, подобного мягкой облачной глади.

Стремление пышных и изящных морских волн к небесам повествует о служении высшим ценностям и идеалам, о незыблемом и вечном. Любовь в истории героев подобна миражу, что усталые, измождённые путники видят вдали, отстранившись от мирской жизни. Это чувство являет собой мечту... Мечту несбыточную, хрупкую, но столь чистую, столь совершенную.
Источник изображения: https://barucaba.livejournal.com/216233.html
Поэт, озарённый светом любви, в последние мгновения жизни исполняет песнь, посвящённую прекрасной златовласой деве. Звуки этой музыки способны оставить след даже в испачканных сердцах людей. По сюжету драмы Ростана, Жофруа и его друг Бертран (на панно расположен в красном одеянии около мачты) оказываются на корабле, захваченном пиратами. На полотне разбойники изображены справа от принца — склонившись, они внимательно слушают дивные звуки арфы. Их позы повествуют о внешнем напряжении и внутреннем переломе, который происходит под воздействием улетающей в небеса песни.

Принцесса, олицетворяющая совершенную красоту и чистоту, ждёт своего возлюбленного — она, словно ангел-хранитель, желает следовать за ним, оберегая.

Герои спешат навстречу друг другу вопреки всем невзгодам.
Источник изображения: https://mirputeshestvij.mediasole.ru/princessa_grza_v_tretyakovke
В глазах принца живёт отблеск ускользающего счастья — он осознаёт, какую цену необходимо будет заплатить, достигнув столь желанного идеала. В глазах принцессы разливаются моря, подобные неисчерпаемой вере и надежде, — Грёза, словно сочинённая из ветра и света, также предчувствует неизбежность скорой разлуки.

Композиционное решение, выраженное в нарочитом отведении взгляда поэта от своей музы, акцентирует внимание на драматизме встречи — она невозможна на земле. В то время, как Грёза с трепетом склоняется к изголовью принца, он смотрит в небесные дали, смиренно прощаясь с земной жизнью. Взгляды героев встретятся лишь на мгновение... Но истинное чувство способно обратить в райский сад даже самые мрачные декорации.

Земному и небесному бытию однажды суждено соединиться, превратившись в единое целое. Освобождаясь, души покидают плен материального мира во имя несбыточной мечты.
Источник изображения: https://cool-readers.ru/foto/mixaila-vrubelya-printsessa-greza
Михаил Александрович бережно, с чуткостью и трепетом вплетал в свои полотна цвета, отражающие чувства людей и их истинную суть. Художник по крупицам собирал эмоции и добавлял их в палитру — воссозданные им сюжеты уникальны и чувственно откровенны.
Источник изображения: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/3022-princessa-greza-mihail-aleksandrovich-vrubel-opisanie-kartiny.html

Возвращаясь к истокам

Майолика — разновидность керамических изделий, изготовленных из обожжённой глины с пористым «черепком». Предметы сперва покрывают особой цветной глазурью, а затем расписывают и обжигают.
Первые изделия в технике майолики появились в Древнем Египте, Финикии и Месопотамии. Мастера создавали большие панно и картины, которыми украшались стены во дворцах и домах. Далее появилась майоликовая посуда.

Особенное внимание майолике уделялось на территориях, где люди исповедовали ислам, так как религия запрещала использовать посуду из серебра и золота. С целью имитации драгоценных металлов гончары покрывали предметы люстром — особой разновидностью глазури, которая создавала на поверхности предметов эффект радужной плёнки.
В Средние века изделия из майолики арабские торговцы начали привозить и в Европу. В большинстве случаев они останавливались на испанском острове Мальорка, а оттуда уже европейские купцы развозили керамическую посуду и иные предметы быта по континенту. Именно поэтому подобные изделия из арабских стран стали именовать «мальоркой», а уже затем – майоликой.
С XIV века майолику начали производить в Европе — особенную известность она обрела в Испании и Италии. Мастера создавали сложную роспись на керамических изделиях, отдавая предпочтение изображению библейских и исторических сюжетов.
В России майолика стала популярной в XVIII веке. Первый завод был открыт в 1724 году в Москве купцом Афанасием Гребенщиковым. Впоследствии появились мастерские в Гжели и Ярославле.
В начале XX века благодаря заказам купца Саввы Мамонтова интерес к майолике увеличился. Савва Иванович привлекал для создания уникальных произведений известных художников, таких как Виктор Васнецов и Михаил Врубель.
Автор: Алина Гаврилова, автор телеграм-канала Литературная мансарда.