ВСЕ ТЕКСТЫ

Мастер-план территории: стратегия, которая меняет города / Амир Идиатулин

СТАТЬИ
В последние годы мы часто видим архитектурные конкурсы на разработку мастер-планов. Это могут быть мастер-планы новых районов, туристических зон, набережных, целых городов. Попросили основателя и главного архитектора IND Амира Идиатулина, в портфолио которого несколько мастер-планов, в том числе и победителей архитектурных конкурсов, рассказать о мастер-планах максимально практически, что туда должно входить, как подходить к созданию такого масштабного документа.
Мастер-план — это документ стратегии развития территории. Его основное отличие от генплана и проекта планировок территорий в том, что мастер-план создает стратегию развития, но при этом не требует четкого исполнения документа, он носит рекомендательный характер, а цель его создания в том, чтобы определить основные векторы развития территории.
Изображение: мастер-план, IND
Допустим, мы говорим о мастер-плане города, первое, что мы анализируем — это его экономическое развитие, какое оно сейчас и каким может быть профиль города. Кстати, именно по причине многофакторности документа мастер-планы создаются обычно в консорциумах, в том числе с бизнес-аналитиками, которые знают все и немного больше об экономическом развитии территорий. Например, был моногород, который зависел от одного производства. Мы видим, что производство стагнирует, как следствие — снижается уровень жизни, происходит отток людей, в этом случае задача мастер-плана — это работа с экономическими вызовами, проанализировать территорию, понять, каким может быть обновленный экономический профиль города. Это может быть, допустим, туризм, тогда мы продумываем варианты привлечения новых инвесторов, или привлечение новых производств. Через создание свободных экономических зон можно, например, стимулировать приход инвесторов и развитие инфраструктуры.
Изображение: мастер-план горного курорта Шерегеш, IND
Здесь я вижу второе ключевое отличие от генплана: мастер-план — это более плотная работа с местными сообществами. Если генплан может создаваться в Москве и архитекторы максимум 2-3 раза приедут в город, то мастер-план — это максимальное погружение в территорию и работа с местными жителями. Горожане активно участвуют в создании концепции (партисипаторное проектирование), привлекаются разные эксперты, которые живут на этой территории: бизнесмены, представители государства, местных сообществ и вместе проводят брейнстормы, воркшопы, которые фасилитируют наши архитекторы или привлеченные эксперты. Так мы собираем целый пул идей и проблем, которые актуальны для территории, исходят от людей, там живущих, которые помогают нам лучше узнать территорию и часть из которых, безусловно, войдет в финальный документ.
Изображение: мастер-план, IND
Целью мастер-плана может быть и развитие человеческого капитала. Допустим, мы сформировали экономическую цель, но для реализации любой цели необходимы, как мы знаем из базового курса экономики, три вида ресурсов: время, материальные ресурсы и человеческий капитал. Соответственно, мы предусматриваем создание новых образовательных учреждений (сейчас в фокусе внимания образовательные кампусы), чтобы люди во-первых, умели работать в новых сферах и развивать их, во-вторых: оставались в городе и не уезжали на учебу в другие города. Не обязательно создавать образовательные учреждения с нуля, это могут быть филиалы университетов.
Мастер-план — это всегда поиск новых идей, новых выходов из сложившихся ситуаций и проблем. В нем мы можем ответить, например, и на экологические вызовы. Мы видим, что в городе растет количество транспорта, сильно падает качество воздуха, ухудшается экология. Сейчас это очень заметно в городах центральной Азии — Бишкеке, Ташкенте, Алма-Ате. Увеличение плотности и высотности привело к увеличению количества транспорта, который, к тому же, использует топливо не всегда хорошего качества. Общественный транспорт использует дизель или солярку. А еще отопление не газовое и электрическое, а углем. Все это спровоцировало очень низкий индекс качества воздуха, особенно в зимний период в момент отопительного сезона. Для этих городов обязательно нужна комплексная программа декарбонизации транспорта и систем отопления. Хорошей пример такой стратегии — это Пекин в Китае. Некогда там был один из самых низких индексов по качеству воздуха. Сейчас же благодаря большой программе декарбонизации воздух стал значительно чище. Среди прочего они развили общественный транспорт на электричестве или газе, а иногда и на водороде; сформировали зеленый каркас города; построили целую сеть датчиков, которые контролируют качество воздуха во всей городской агломерации. Мастер-план может включать транспортную стратегию — развитие общественного транспорта, переформатирование улиц в наиболее загруженных участках, интеграция альтернативного вида транспорта. На основании этой стратегии уже могут быть разработаны детальные планы реализации — транспортное планирование, проекты транспортного каркаса и т.д.
Мастер-план — это ответ на вопрос: “Какой будет эта территория в будущем”. Развитие территории может быть разным. Раньше мы думали, что развитие города — это привлечение в него большего количества людей, территориальное расширение. Сейчас мы стремимся к более высокой активации территорий, мультифункциональности пространств. Если раньше много земли отдавалось под производство, то сейчас производство более компактное и экологическое, соответственно, мы можем проводить редевелопмент “ржавого пояса” городов — бывших индустриальных площадей, и в целом уплотнять жилые кварталы. Чем больше разрастается город, тем сложнее и дороже его содержать. В мастер-плане может быть часть о том, как сохранять границы города (=не расширять его), а иногда и сокращать их, но при этом уменьшить эмиграцию, если она была, а, возможно, и показать положительную динамику прироста населения, улучшив при этом качество жизни жителей.
Мастер-план ставит цели в разной временной перспективе. Мы выстраиваем дорожную карту проекта, в которой есть и краткосрочные цели, которых мы можем добиться небольшими усилиями относительно быстро, например, за два-три года, так и среднесрочные 5-10 лет, и долгосрочные цели, которые требуют уже большего количества времени и инвестиции. Пример краткосрочной цели, так называемой быстрой победы (quick win) — это улучшить благоустройство площади в центре города, убрать мусор и поставить урны, лавочки и посадить кусты — это небольшие затраты, которые, тем не менее, влияют на общее восприятие города и настроение его жителей. А главное — вселяют в жителей уверенность в том, что город хочет и готов меняться. Среднесрочной целью на 5-10 лет может являться строительство филиала университета или оптимизация транспортной системы, а долгосрочной, например, новые городские кварталы, в которых будет реализован принцип 20-минутного города, когда за 20 минут можно добраться до дома/работы/магазина/развлекательной инфраструктуры.
Очень важная часть мастер-плана — это социокультурное программирование территорий. Приведу пример с мастер-планом парка Олений, который мы выиграли в прошлом году. Одной из задач мастер-плана было сделать территорию более привлекательной для туризма. Мы продумали программу времяпрепровождения людей, сделали карту пользовательского опыта. Выделили несколько целевых групп, для каждой из которых продумали ряд активностей: семьи, пары без детей, более старшего возраста, дружеские компании, отдых+туризм. Так, исходя из интересов людей мы продумали разные варианты взаимодействия с территорией: различные школы, детские площадки для детей, арт-парк, конюшня, библиотека, сыроварня, коворкинг, отель, эко-маршруты. Рядом с парком находится национальный заповедник, а значит, мы должны были уделить особое внимание снижению воздействия человека на среду, то есть, например, грамотно работать со светом, чтобы не пугать и не вредить животным. Для этого мы работали вместе с экологами и специалистами по сохранению биоразнообразия. Мы продумали и логистику — как люди приезжают, где паркуются, где останавливаются, куда проходят по прибытию в парк, welcome-зону, расположение отелей, парков, площадок. Все это сведено в единую систему. Безусловно, реализация разделена на фазы, потому что не всегда возможно финансово все сразу реализовать, и, будем честны, далеко не всегда это и необходимо делать одним броском. Последовательная реализация, как я уже сказал, предполагает разное время, что-то можно сделать уже сейчас, чтобы активировать территорию и привлечь первых туристов, постепенно территория будет все больше облагораживаться, дополняться новыми объектами, помимо уже перечисленных мною объектов, тут также будет ресторан, музей, смотровая площадка.
Изображение: мастер-план Парк “Олений”, IND
Мне кажется очень важным держать мастер-план открытым и доступным для жителей. Поэтому желательно создать сайт со всеми аспектами мастер-плана, открыть площадку для обсуждения идей. Так как мастер-план — это гибкий документ, то люди уже после могут привносить интересные идеи, которые органы управления сочтут полезными для города и реализуют их.
Изображение: мастер-план, IND
Один из первых мастер-планов, который мы разработали — был мастер-план развития Дербента. Мы не выиграли в конкурсе, заняли второе место, но познакомились с городом, его жителями, архитекторами, чиновниками. Кстати, позже нам заказали проект развития набережной в Дербенте.
Изображения: мастер-план набережной Дербента, IND
И что произошло с городом за несколько лет я называю “Эффект Дербента”. Когда я впервые приехал в Дербент, это был город, по которому летали пластиковые пакеты, не было благоустройства, люди уезжали. Иса Магомедов, в то время главный архитектор города, и команда провели огромную работу по реализации мастер-плана. Город стал чистым, благоустроенным, эмиграция сократилась, у города появились интересные перспективы, бизнес стал крепчать и бизнесмены стали открывать новые направления деятельности. Я записываю IND Podcast, и гостем одного из выпусков был Иса, рекомендую послушать о реализации изменений в городе из первых уст.

Автор: Амир Идиатулин — основатель и CEO архитектурного бюро IND. У Амира есть блог в телеграме, в котором он рассказывает о разных аспектах жизни и работы архитектора и руководителя.
Некоторые мастер-планы IND: