ВСЕ ТЕКСТЫ

Мне не нравится современная концептуальная архитектура / Александр Торчинов

ЭССЕ
Мне не нравится современная концептуальная архитектура. Она вторична и псевдоинтеллектуальна. Что на западе, что в России происходит одно и то же: архитекторы, паразитируя на однотипных трендах, скатились в бесконечный самоповтор притворно-умных проектов. Они видят себя оппозицией бездушной коммерческой архитектуре. Я вижу их обычными конъюнктурщиками. Почему? Сейчас раскидаю.

Вторичность. Бюро наплодили кучу однотипных модульных концепций, минималистичных бетонных зданий, поликарбонатовых фасадов с обнаженными стальными конструкциями и вот этого всего. Если убрать лого фирм типа cobe и effect, то их будет не отличить друг от друга как добрый колу от черноголовки. Твердолобое стремление быть не как все привело концептуалистов в тупик: их проекты в России, США, Европе, Японии потеряли идентичность. В чем тогда отличие от коммерческих компаний? Тем что концепция проекта дома в Хабаровске основывается на хокку и поэтому в нем три окна? Ну ерунда же.
Псевдоинтеллектуальность. В архитектуре укоренился тренд на высасывания смыслов из пальца ради придания объекту ореола уникальности. Например, практически каждый конкурсный проект иностранного бюро в России — отсылка к авангарду 20-х. Как будто номинальный и самый топорный тезис прописывается в контракте с заказчиком для успокоения сторон. У нас чуть с задержкой, но тоже приняли тренд концепции ради концепции. Это делается, чтобы выгоднее продать работу тусовке 'архитектурных умников' и чтобы тусовка тебя признала.
Конъюнктура. Архитекторы взяли на вооружение сложные смыслы и нетипичные концепции, чтобы аскетично проповедовать свое видение искусства ради идеи. Это неправда. Ребята делают это, чтобы заработать одной рукой, а другой показать всем, что они не такие как все. В сравнении, коммерческая архитектура выглядит намного честнее. Там люди не скрывают, что хотят много денег за квадратные метры. Концептуалисты тоже хотят денег, но боятся произнести это вслух, потому что тогда воздушный замок скрытых смыслов и философских подтекстов развеется и останется нищая бумажная архитектура. Так что если речь зашла о глубоком тайном смысле проекта — проверяй карманы.
Вывода нет. Пока люди думают, что искусство может быть только сложным, искусства не будет. Желаю всем стать проще и больше думать о друг друге.