ВСЕ ТЕКСТЫ

Студенческие протесты во Франции как попытка утвердить место архитектора в современном обществе / Марфа Полякова

КОЛУМНИСТЫ СТАТЬИ ОБРАЗОВАНИЕ
Время чтения: 10 мин.
Ренн, акция протеста студентов. Надпись на плакате: «Архитектура на грани краха» / 14.04.2023

Всем привет, меня зовут Марфа! Я учусь и живу во Франции почти два года. Меня интересует тема подхода к преподаванию архитектуры и искусства в разных странах, роль архитектора в обществе.
Французы всегда бастуют, так что же делает прошлогодние протесты такими особенными? В этом месяце исполнилось четыре года движению архитектурных школ за права учащихся. Что вы слышали о мобилизации архитектурных школ? Французы же всегда бастуют, что такого необычного в том, что в этот раз их не устроило что-то в обучении? Разве протесты вообще работают? Особенным стало всё: масштаб, результаты протестов, изменение позиции администрации, освещение в СМИ. Кстати, даже французы сомневались в успешности того, что мы делали, и не думали, что мы чего-то добьёмся.

В 2020 году студенты французских архитектурных школ начали выходить на улицы, чтобы привлечь внимание министерств культуры к недостатку средств на обучение и прочим проблемам студентов, однако это совпало с пандемией COVID-19 и карантином, который во Франции был гораздо строже, чем в России, движение сошло на нет из-за антиковидных мер. Протесты возобновились в марте 2023 года, в феврале движение запустила Высшая Школа Нормандии, всего за месяц к ней подключились остальные 20 школ. Прежде чем мы перейдём к подробной хронологии протестов и объяснения структуры обучения во французских архитектурных школах, я предлагаю вам погрузиться в контекст протестов.

РЕТРОСПЕКТИВА. ЧТО ТАКОЕ ФРАНЦУЗСКИЙ ПРОТЕСТ?
Современную историю французских протестов можно начать с событий 1968 года. С мая по июнь того года по всей стране прошла волна митингов со стороны леворадикальных студентов, которые выступали против капитализма, консумеризма, голлистского правительства и патриархата. Одним из способов давления на правительство была забастовка, в тот период к ней прибегли почти 10 миллионов французов. Эти волнения привели к отставке правительства Шарля де Голля. Также, что больше касается нашей тематики, результатом этих волнений стало отделение архитектуры как дисциплины от комплекса предметов, которые преподавались в Высших Художественных Школах, и создание отдельных школ архитектуры. Протесты 1968 года утвердили забастовку, жжение покрышек, блокирование уроков и делегации к министерствам как основные рычаги давления на правительство. Конечно, прошло уже 56 лет, но влияние этих протестов до сих пор не сошло на нет.

Как раз поэтому прошлогодние митинги против повышения пенсионного возраста часто сравнивались СМИ с протестами шестьдесят восьмого года по масштабу и по применяемым техникам протеста. Студенты архитектурных школ присоединялись к этим митингам своими кортежами, чтобы привлечь больше внимания к своим проблемам и поддержать движение против повышения пенсионного возраста.

КАКИЕ ЖЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМЫ В АРХИТЕКТУРНЫХ ШКОЛАХ ФРАНЦИИ?
Сегодня во Франции существует двадцать два высших учебных заведения, по окончании которых можно получить диплом архитектора. Двадцать из них — Высшие

Государственные Школы Архитектуры (École Nationale Supérieure d’Architecture), другие два — Специальная Архитектурная Школа (École Spéciale d’Architecture, частное учебное заведение) и Высшая Национальная Инженерная Школа в Страсбурге (École Nationale Supérieure des Ingénieurs).

Несмотря на сложный процесс поступления в любую из архитектурных школ (и так мало желающих проходить через всё это), последние пару десятков лет министерства культуры как будто бы последовательно саботировали обучение в школах. Они упразднили некоторые учебные программы и включили предметы, которые изучаются на тех программах, в список того, что обязательно знать и уметь архитектору. Также длительность учебной программы была сокращена с шести лет до пяти, тем самым усложнилось обучение. И так невероятно интенсивный ритм обучения стал ещё более интенсивным. Это сказалось на статистике прироста учащихся — прироста нет, количество учащихся стагнирует. Например, учёбу на первом курсе начинают 100-120 студентов, но до получения диплома доходит меньше половины из них, потому что из-за чрезмерной нагрузки и стресса многие отчисляются.

В архитектурных школах часто усложняется процесс возвращения на учёбу из-за нехватки административного персонала и преподавателей. Министерства каждый год обещают увеличить финансирование, но ничего не меняется. На учащихся не хватает и места для учёбы. Говоря о конкретных примерах: в ENSA Paris-Malaquais (Высшая Национальная Школа Париж-Малаке) на 1 студента приходится 3 квадратных метра для учёбы, это вся площадь школы поделенная на количество учащихся, в ENSA Grenoble (Высшая

Национальная Школа Гренобля) начало занятий было задержано на три недели, а в школе ENSA Paris La Villette (Высшая Национальная Школа Париж Ля Виллет) на потолках растёт чёрная плесень.

Вопрос финансовой дискриминации архитектурных школ стоит особо остро. На обычного студента-инженера Министерство Культуры выделяет около 15000 евро в год, на студента архитектора до 8000 евро в год. Подобное распределение бюджета нельзя назвать справедливым. Проблемы с бюджетом в школах проявляются в самых разных сферах работы учебного заведения: неспособность оплачивать счета за отопление помещений, недостаток оборудования и мест для обучения, неспособность нанимать необходимый административный персонал.
Ренн, акция протеста студентов. Надпись на плакате: «Архитектура на грани краха» / 14.04.2023

КАК ПРОХОДИЛА МОБИЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ?
Как я уже говорила, первая попытка поднять студенческое сопротивление была организована в феврале 2020 года, однако это неудачно совпало с эпидемией COVID-19, и движение не успело развиться до национального масштаба. Второй раз всё завязалось в начале 2023 года в ENSA Normandie, в Руане. Местная школа архитектуры расположена на территории переоборудованного под школу завода. Из-за плохой теплоизоляции счета на отопление такого большого здания превысили допустимый максимум, и у школы не оставалось денег на дальнейшее финансирование учёбы, дефицит бюджета составил около 650 000 евро. Шестого февраля ученики ENSA Normandie на общешкольном собрании проголосовали за blocage (блокирование, в данном контексте забастовку или бойкот учёбе). Занятия для всех учащихся были прекращены. В школе была объявлена мобилизация на митинги. В ателье вместо макетов теперь разрабатывали лозунги и делали плакаты.
Ecole Nationale Supérieure sans Argent = Высшая Государственная Школа без Денег — обыгрывание названия, замена Architecture на Argent

Budget Disparu — Archi dans la Rue ! = Бюджет исчезает — Архитекторы на улице!

Archi pauvre ! / Archi colère ! = Архи (тектор) бедный! / Архи (тектор) злой!

Avec Macron vos maisons sont en carton ! = С Макроном ваши дома из картона!
— протест против политики макроновского государственного аппарата

Plus d’étudiants — Plus de maisons ! = Нет студентов — Нет и домов!
— призыв к стимуляции интереса к изучению архитектуры
Руан, акция протеста студентов. Надписи на плакатах: «Без архитектуры — Анархия!», «И достаточно!», «Картонные макеты скоро станут вашими домами», «Архитектурные школы; Министерство Культуры» /март’23

Студенты организовывали митинги и акции, блокирование улиц, генеральные ассамблеи с обсуждением проблем. А самое главное — агитировали другие школы на подключение к борьбе за свои права, за повышение финансирования, за повышение внимания к проблемам в преподавании такой важной дисциплины. В считанные недели к движению присоединились все школы Парижа, школы в Лилле, Ренне и несколько школ с юга Франции. К концу четвёртой недели все двадцать государственных школ присоединились к борьбе. Шестое марта — дата общей мобилизации всех архитектурных школ Франции.

Каждую неделю организовывались общие собрания, где ученики голосовали за следующие акции, за представителей, которые поедут выступать в министерстве, за то, будут ли занятия на следующей неделе. Каждую неделю кортежи школ присоединялись к митингам против повышения пенсионного возраста. Это привело к необходимому резонансу в соцсетях и в СМИ: о том, что происходит в архитектурных школах, наконец-то написали широко тиражируемые газеты: Le Monde, Ouest France, Le Télégramme.
Ренн, акция протеста студентов. Личный архив.

Прошлогодние протесты смогли прервать двадцатилетние попытки министерства урезать финансирование и не уделять достаточное внимание архитектурному образованию в стране. Добиться всех специальных пособий для архитектурных школ стало возможно во многом благодаря общественному резонансу. В ход шло всё: мемы с котами, песни, которые мы пели на митингах, крашеные макеты, раскиданные по городу, блокирование дорог и перформансы на главных площадях.

Я учусь в Бретани, это регион на Западе Франции. Наша школа одна из самых уважаемых, маленьких, с самым большим процентом отчисления студентов и с кучей других проблем. Мы регулярно ругаемся на администрацию, глухость преподавателей по проекту, недостаток финансирования, и поэтому во время протестов мы были одной из самых активных школ. На Генеральных Ассамблеях присутствовало по 150-200 учащихся из 600 во всей школе.

Мы добились закрытия долгов и дополнительной дотации в размере 200 000 евро. Эта дотация смогла помочь нанять новых специалистов в администрацию, организовать несколько постов для работы студентов внутри школы, даже профинансировать некоторые докторские исследования, поездки и небольшие наборы для первокурсников.

В различных источниках встречаются разные данные о том, какого же дополнительного финансирования добились студенты. Что более важно, так это освещение всех митингов в СМИ, так как мы присоединялись к протестующим против пенсионной реформы. Мы определенно смогли привлечь внимание к проблемам и донести главную мысль — то, что происходит в школах сейчас, через десять лет будет с вашими домами. Кажется, протесты всё-таки помогли.

Pas d’archie. Anarchie!
Без архитектуры будет только анархия.

Источники изображений:
  1. https://www.instagram.com/p/CrBfuFCtADi/?igsh=dTN1Zmo0ZHlicmoy
  2. Личный архив
  3. https://www.instagram.com/p/CoZnEx-ouOW/?igsh=MmI1N3FqejM5Y2Zk
  4. https://www.instagram.com/p/CoZnEx-ouOW/?igsh=MmI1N3FqejM5Y2Zk
  5. Личный архив