ВСЕ ТЕКСТЫ

Комфортная световая среда: как, кому и зачем стоит учиться работать со светом / Иван Федянин, Артем Явтушенко

СТАТЬИ ОСВЕЩЕНИЕ
Ф: Илья Толстоноженко
Избыточный, как и недостаточный свет является одной из причин, влияющих на уровень стресса в жизни человека в большом городе. Но несмотря на то, что городское освещение — важный фактор формирования благоприятной среды, ответственность за реализацию проектов освещения часто несут специалисты из смежных дисциплин. Архитекторы, дизайнеры интерьеров, девелоперы и даже инженеры освещения не всегда достаточно глубоко погружены в проблематику. При этом грамотное освещение позволяет сделать жизнь более комфортной, а пространство — безопасным и уютным.
Ф: Hasan Albari
Главным шагом в формировании комфортной световой среды в пространстве города становится повышение общего уровня образованности в области освещения. Это важно не только для тех, кто решил связать свою судьбу с профессией светодизайнера, но и для людей, заказывающих и согласовывающих проекты городского освещения. А образованный и насмотренный в этом вопросе формирует спрос на качественную световую среду.

Специалисты, чья профессиональная деятельность напрямую связана со светом — Иван Федянин, светодизайнер, основатель светотехнической компании L1, автор телеграм-канала «Про свет» и Артем Явтушенко, генеральный директор светотехнической компании Aledo — рассказали о своем опыте формирования осознанного отношения к освещению в рамках городских программ и о том, какую роль здесь играет обучение.
Иван Федянин, светодизайнер, основатель светотехнической компании L1 Group, автор telegram-канала «Про свет»
Артем Явтушенко, основатель светотехнической компании Aledo

Искусственный свет в нашей жизни: дом и город

Ф: Matthew Brodeur
Среднестатистический городской житель проводит под электрическим светом больше 90% времени: дома, на работе, в транспорте и местах досуга. Однако пока большинство из нас не научилось «осознавать свет», то есть не просто отмечать для себя, что в помещении не темно, а действительно чувствовать, как организованы световые сценарии и анализировать свои ощущения. Дома вы, конечно, инстинктивно придвинете книгу к лампе, чтобы не портить при чтении зрение, или запахнете пополотнее шторы, чтобы фонарь за окном не мешал спать, но в общественных пространствах такой свободы действий у вас чаще всего нет. Как нет и понимания почему вдруг загудела голова и стало как-то неуютно, хотя причиной тому может быть как раз неправильно выстроенное освещение.

Уличное и фасадное освещение – это мощный инструмент формирования облика города, который отстраивает визуальную иерархию архитектуры и задает сценарии поведения жителей. Как любой инструмент, свет можно использовать экологично, а можно, по незнанию, наоборот нарушить логику взаимодействия человека со средой. Если яркий рекламный экран забирает на себя внимание, оттеняя историческое здание с прекрасной архитектурой, то перед нами – характерный пример нарушения световой иерархии. Таким образом, создание качественного уличного освещения требует особого внимания, а также определенного набора компетенций специалистов как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя проекта.

Как оценить качество городского освещения

Центр культуры "МИРА"
Источник: Светотехническая компания Aledo. Светодизайн: Студия светового дизайна «YARKO».
Очевидно не каждый город может себе позволить выделить необходимое количество бюджетных средств для реализации масштабных проектов по освещению. В большинстве российских городов решены лишь насущные проблемы: по-вечерам не страшно ходить по главным улицам, а освещения хватает, чтобы, как минимум, не спотыкаться. Это базовое ощущение безопасности, которое дает вечернее освещение. Однако свет не просто меняет качество жизни в городе к лучшему, но и повышает его привлекательность как для местных жителей, так и для туристов. Это видно не только из опыта Москвы и Санкт-Петербурга, но и, например, городов Золотого Кольца России.

В населенных пунктах, где уделяется должное внимание свету, не просто освещены дворы, улицы, дороги и пешеходные переходы, обеспечивая базовую безопасность. В них городские власти работают в тесном контакте с профильными специалистами и формулируют свою политику в отношении света. Они контролируют основные параметры освещения как на новых, строящихся объектах, так и в историческом центре, бережно обращаются с объектами культурно-исторического наследия, правильно выделяют световые доминанты. Такое структурное отношение к вопросу дает очень позитивные результаты, которые может оценить как градостроитель, так и простой обыватель.

«Правильный свет не должен бросаться в глаза и громогласно заявлять о себе, — объясняет Иван Федянин, — скорее он транслирует некое общее ощущение комфорта. Некорректно спроектированное освещение может вызвать обратный эффект: свет может стать причиной беспокойства и напряженности. Неприятные ощущения могут возникнуть при использовании на улице однородного света слишком холодного оттенка. А комфортно скорее будет там, где присутствует несколько источников света теплых оттенков, выполняющих разные функции и расположенных на разных уровнях. Можно обратить внимание на то, как, например, как устроен свет в хороших ресторанах, театрах, музеях, как он управляет вашими эмоциями во время приема пищи, просмотра спектакля или шоу.

Плохое освещение редко привлекает к себе внимание мгновенно. Но эффект от него можно сравнить с тем, как ощущается недостаток кислорода, навязчивая дисгармоничная музыка или шум: сложно сказать, что не так с самочувствием, от чего именно гудит голова, но хочется поскорее уйти из такого неуютного помещения.

Важная роль экспертного сообщества состоит в том, чтобы привлекать к вопросу светового комфорта больше внимания, научить людей рефлексировать, относиться к свету так же осознанно, как к выбору качественной одежды или еды.

«Можно выделить общие базовые критерии работы со светом, как в пирамиде потребностей, – говорит Иван Федянин. — Первый критерий — безопасность, когда освещены дороги, пешеходные переходы, дворы, улицы. Второй — работа с объемом: освещение фасадов, малых архитектурных формам и проектов благоустройства. Это то, что делает город субъективно красивее. Власти же могут в свою очередь выдвигать собственные требования и формировать световую политику, уделяя внимание и объектам культурно-исторического наследия, и новым, строящимся зданиям. А третий критерий — привлечение внимания. Свет в данном случае выступает в роли украшения, дополнительного освещения, призванного создавать красивый и комфортный облик ночного города, например, световые инсталляции, гирлянды, ландшафтное освещение».

Качественная световая среда, поясняют эксперты, должна улучшать наше самочувствие и упрощать взаимодействие с пространством в отсутствие естественного освещения, а также помогать решать задачи, которые стоят в проекте с точки зрения концепции. А в таких мегаполисах как Москва необходимо предусматривать в проектах освещения зоны темноты, где человек сможет осознанно отдохнуть от света.

Глобальные тренды и новые технологии

Эксперты считают, что Россия в этом вопросе выступает пока скорее в роли догоняющего, но дистанция постепенно сокращается. Первый важный тренд, волнующий все профессиональное сообщество, это световое загрязнение, что особенно актуально для мегаполисов с их ярким уличным освещением. Второй тренд — устойчивое развитие, использование вторичных и перерабатываемых материалов и возобновляемых источников энергии. По зарубежным выставкам эти тенденции читаются наиболее ярко: например, корпуса многих представленных на них светильников выполнены из вторсырья и других экологичных материалов.

Безусловно есть тренд и на более гибкие, управляемые человеком системы. Такой подход уже активно используется и в городском освещении, и в интерьерах, где диммирование электросветильников уже стало привычной опцией.

Продолжается и тренд на «невидимый свет»: сами осветительные приборы становятся меньше по габаритам, при этом не теряя в технических характеристиках. Такие решения всё чаще можно встретить в интерьерах — когда свет просто есть, а сам его источник остается незаметным.

Проблемы работы со светом и пути их решения

Ф: Jannes Glas
«Теоретически, профессионалам уже не первое десятилетие понятно, что работать со светом необходимо, — комментирует ситуацию в отрасли Иван Федянин. — Однако не всегда ясно, к кому идти со своими проблемами на этапе проектирования. Потому что, с юридической точки зрения, светодизайн не является обязательной частью проектной документации. В этой точке и появилась профессия дизайнера освещения. В России она представлена лишь последние лет 10 и постепенно развивается, интегрируется в ткань в строительной, архитектурной индустрии».

Эта проблема, по мнению профессионалов, требует многостороннего подхода. Во-первых, важно понимать, как, где и в каком количестве обучать специалистов, которые будут работать со светом. Во-вторых, как формировать спрос на результаты их труда. Сейчас индустрия занимается и тем, и другим, но нет ни огромного количества выстроившихся в очередь специалистов, ни гигантского спроса на них.

Новая архитектура все чаще строится не только на эстетике и связи с контекстом, но и включает в себя точно выверенный функционализм, свежие технические решения и грамотную работу со светом. В отношении последнего особенно заметно, как формируется общественное мнение и как корректируется взгляд профессионального сообщества. Есть запрос и на образование: появляются лекции, выступления энтузиастов, формируется повестка, поэтому постепенно рынок подкрепляется новыми специалистами.

Как и где можно научиться создавать качественный свет

Повышать свой уровень навыков работы со светом может быть полезно представителям разных связанных с градостроительством и дизайном профессий. Начать, по мнению экспертов, можно с курсов по светотехнике, по инженерной части работы освещения. Этот базовый уровень позволит создавать более современные качественные проекты.

Для того, чтобы глубже изучить предмет, можно пойти на более комплексные онлайн или офлайн курсы по дизайну света. Это даст возможность ознакомиться со спецификой деятельности светодизайнера, однако настоящий профессионализм рождается в работе. Поэтому оптимальным был бы вариант, когда учебное заведение предоставляет возможность освоить обе стороны профессии – теорию и практику. Такой подход используется, например, в курсе дополнительного образования в школе МАРШ в Москве и в магистратуре Академии Штиглица в Санкт-Петербурге.

«Некоторые архитекторы уже отучились на светодизайнеров и хорошо работают со светом, — отмечает Артем Явтушенко. — Такие специалисты, несомненно, выше ценятся на профессиональном рынке, так как они и лучше разбираются в вопросе, и оптимизируют бюджет заказчика, которому не приходится нанимать дополнительных работников».

Оба эксперта отдельно отмечают позитивный тренд последнего времени, когда все больше архитекторов и светодизайнеров успешно сотрудничают друг с другом и создают интересные, качественные проекты.

С другой стороны, по словам специалистов, нужно повышать уровень осведомленности о работе со светом и у заказчиков, ведь для них это — насущный вопрос финансовой выгоды. Музеи, галереи и даже рестораны, например, продают впечатления, а свет — это инструмент создания впечатлений, существенно повышающий привлекательность любого проекта.

В девелопменте жилья свет — также инструмент продаж, потому что эффектный и комфортный вечерний облик здания или прилегающей территории стимулирует повышение спроса на этот объект. Застройщикам нужно знать, как работает свет, чтобы более продуманно подходить к своим проектам и включать освещение в современный девелоперский продукт, делая его более привлекательным и востребованным.

Насмотренность в свете: где искать примеры

Ресторан "MO friends bar & dining"
Источник: Светотехническая компания Aledo. Светодизайн: бюро THE ViEW. Архитектор: Cedra. Moscow.
Не только системное образование, но и качественные примеры проектов освещения формируют устойчивую базу насмотренности. Специалисты по свету отмечают, что большинство музеев и хороших ресторанов уже давно сотрудничают со светодизайнерами, а значит стоит обращать внимание на проекты в этом сегменте.
Бутик "Botrois"
Источник: Светотехническая компания Aledo. Светодизайн: Влад Обласов, Леонид Ломакин, Дарья Ежевская, Николай Потапов, бюро RAUM. Дизайн интерьера: Екатерина Лашманова.
Не стоит забывать и о выставках, особенно международных. Там можно увидеть в действии многие новые приемы и примерить их на себя. Даже каждый раз, когда мы знакомимся с очередным рейтингом лучших архитектурных или дизайнерских проектов года, не лишним будет поискать их вечерние фотографии. Они позволят увидеть, какие подходы используют в работе с освещением лучшие профессионалы в отрасли.

Почему не стоит бояться конкуренции

«В проекте «Световая среда», мы с 2018 года проводим лекции на тему света со светодизайнерами и экспертами индустрии, – рассказывает Артем Явтушенко. – Изначально идея была в том, чтобы показать, почему необходимо привлекать светодизайнеров в проекты. Кажется, нам удалось позитивно повлиять на ситуацию. Сегодня световой дизайн уже воспринимается как отдельная профессия, специальность, и, хочется верить, в том числе потому, что и мы немного приложили к этому руку».

Эксперты считают, что вопрос взаимодействия со светом шире рамок некоей мнимой цеховой солидарности, когда профессионал боится выдать свои секреты и потерять заказчиков. Световые технологии меняются очень быстро, каждые 5-10 лет появляется что-то новое, что нужно осваивать и внедрять. Разбираться в этой теме нужно и специалистам, и заказчикам. Иначе светодизайнер не будет знать, как выполнить задачи наилучшим образом, а заказчик не будет понимать, зачем ему использовать те или иные решения.

Если мыслить более глобально и ответственно, становится ясно, что свет — это общая зона ответственности заказчиков и исполнителей. Во многих мегаполисах мира из-за неумелого использования света сегодня остро стоит вопрос светового загрязнения. Специалисты считают, что нужно постараться общими усилиями избежать ошибок в будущем и поднять индустрию на новый уровень. Часто говорят, что свет — строительный материал XXI века, но он становится таковым только тогда, когда его умело используют.

«Мне кажется, чем больше профессиональное комьюнити, чем шире поле диалога, тем лучше для индустрии. Выигрывает и заказчик, и мы с вами, как конечные пользователи, как жители городов. Мы все вместе должны работать на улучшение качества световой среды в России и за ее пределами, поэтому должны быть готовы и общаться, и обучать, и обучаться сами» — резюмирует Артем Явтушенко.