ВСЕ ТЕКСТЫ

Город внутри города: как ТЦ заменили нам городские улицы /Анастасия Лавренова

Автор: Лавренова Анастасия, автор тг-канала Балясина с каннелюрами

Где с большей вероятностью вы найдете себя в этот выходной день? На городских улицах или же в торговом центре? Мне кажется, что ответ вполне очевиден. Культура потребления, где шоппинг — это одно из наивысших удовольствий, берет свое. Ведь мы зарабатываем деньги, чтобы их тратить... тратить в торговых центрах!
Если верить открытым источникам, то первые торговые центры появились в американских пригородах в 50-х - 60-х годах прошлого века, и родоначальником этой типологии явился архитектор Виктор Грюн. Первые ТЦ-эшки были сформированы вокруг больших продовольственных супермаркетов (основной арендатор), которых сопровождали маленькие магазинчики. В 90-е гг. многие из них пали жертвами экономического кризиса, что заставило архитекторов и градостроителей в первый раз начать пересматривать подходы к размещению торговых центров в городской сетке, а также к их наполнению.
Типичный американский шоппинг центр с бескрайней парковкой

Всё в одном

Виктор Грюн предложил использовать концепцию торгового центра как базовую единицу городского планирования и многофункциональный центр города. Но значит ли это, что торговые центры являются нашими новыми общественными пространствами, сродни городским улицам? Вовсе нет. “Улицы” и “площади” торгового центра только создают такое впечатление, на самом деле, любой ТЦ — это частное пространство, которое различными способами контролирует поведение своих потребителей и ограничивает их передвижение, а также пытается любыми способами удержать посетителя в своих стенах. Последнее стремление породило новую типологию современных шоппинг моллов, в которых, кроме, магазинов, может находиться практически все, что угодно — рестораны, бары и другие возможности для отдыха и развлечений.
Футбольный стадион на крыше торгового центра в Белграде
В 2001 году одна из крупнейших библиотек США переехала в торговый центр Crossroads Mall в округе Ист-Кинг, этот опыт вскоре был перенят и другими центрами. Также в Америке есть некоторые галереи, которые ютятся в стенах торговых гигантов, например, Венгерский музей культурного наследия в Erieview Mall.В Белграде пошли еще дальше: торговый центр разместил у себя на третьем этаже настоящий стадион футбольного клуба Вождовац, построенный в соответствии со всеми стандартами УЕФА на 5000 зрителей. А Дубай Молл, один из самых крупных ТРЦ в мире, вообще вмещает в себя целый океанариум (конечно, тоже один из самых больших) и ледовый каток.
Стремление удерживать посетителей во что бы то ни стало, приводит к тому, что концепции новых торговых площадок иногда просто шокируют публику. Например, анонсированный в прошлом году проект ТРЦ в форме куба Мукааб в Эр-Рияде обещает нам в интерьерах огромные голографические проекции, которые будут создавать у зрителей ощущение нахождения в абсолютно других реальностях.
Рендеры будущего кубического ТРЦ Мукааб в Эр-Рияде

Как город, но не совсем

На что только не идут маркетологи и продуктологи, чтобы заманить покупателя к себе. Один из растиражированных и безотказных приемов — это Венеция! В самом большом торговом центре Макао, The Grand Canal Shoppes, вас ждут не только пародии на венецианские каналы и улицы, но и даже имитация голубого неба на потолке. А еще своя маленькая торговая Венеция есть в Лас Вегасе, а также в городе Тагиг на Филиппинах (Venice Grand Canal Mall под открытым небом).
Не Венеция – ТРЦ The Grand Canal Shoppes в Макао
Не Венеция – ТРЦ The Grand Canal Shoppes в Лас-Вегасе
Тоже не Венеция — Venice Grand Canal Mall под открытым небом на Филиппинах
Впрочем, и у нас есть примеры похоже маркетинга – ТРЦ Июнь в подмосковных Мытищах предлагает вам очутиться на всех европейских улочках разом и даже посмотреть на Эйфелеву башню.
Мытищинский ТРЦ «Июнь»
Впереди планеты всей в плане создания новых смыслов на поприще развлечений и шоппинга идут еще и в Китае. Прямо рядом с будийским храмом Даци в городе Чэнду расположился целый комплекс розничной торговли и развлечений Тайку Ли Чэнду, имитирующий старый город. Архитекторы из The OvalPartnership пишут: «Цель застройщика — воссоздать атмосферу городских магазинов и развлекательных заведений в центре города на целый день, предоставив в одном комплексе всё, что может понадобиться или захотеть современный китайский потребитель, сохраняя при этом атмосферу тихой улочки с бутиками».
Тайку Ли Чэнду
Исходя из всех вышеописанных примеров, однозначно можно сделать вывод, что концепт торгового центра непобедим в нашей современной культуре потребления, где люди, во-первых, хотят иметь физическое, а не виртуальное место для общения, а во-вторых, стремятся потреблять все в одном месте.
А где вы проведете эти выходные? Выйдете погулять в город или поедете на шоппинг в торговый центр?