Выставка «Парадокс береговой линии»
Когда: 19 сен 2024 – 12 янв 2025
Где: Галерея С7, Дом культуры «ГЭС‐2», Болотная набережная, 15
Кураторы:
Ярослав Алешин, Сергей Бабкин, Александра Киселева, Александра Тумаркина
При участии:
Татьяны Бобиной, Филиппа Крикунова, Галины Луппо, Антона Морозова, Ёлы Морозовой (Зикратовой), Варвары Чучалиной
Куратор публичной программы:
Галина Луппо
Дом культуры «ГЭС-2». 2023. Фото: Даниил Анненков
19 сентября в Доме культуры «ГЭС-2» в Москве открылась выставка «Парадокс береговой линии», которая подводит итоги одноименной публичной дискуссионно-практической программы, прошедшей весной 2024 года в Петропавловске-Камчатском. Эта программа является частью масштабной инициативы «ГЭС-2: Города», в рамках которой Дом культуры реализует проекты с художниками и городскими сообществами различных регионов России. Механика выставки следует тому же принципу, что и программа: проект состоит из пяти сменяющихся волн-частей, предлагая различные ракурсы осмысления камчатского контекста.
Что такое «Парадокс береговой линии»? Это феномен из области географических наук. Дело в том, что невозможно вычислить точную длину побережья — она меняется в зависимости от способа измерения. Феномен парадокса береговой линии стал удачным выражением для размышлений кураторов. Что такое место — просто точка на карте или нечто большее? Как формальные и символические границы влияют на восприятие региона?
Мы обратились к одному из кураторов выставки, Ярославу Алешину, чтобы подробнее расспросить про скрытые смыслы, метафоры и личные ожидания от проведенной работы.
Экспозиция выставки «Парадокс береговой линии». Фото: Даниил Анненков
Как вы пришли к идее выставки, и что стало основным источником вдохновения?
Концепция и основные сюжеты выставки стали результатом нашей программы в Петропавловске-Камчатском весной этого года. Она также называлась «Парадокс береговой линии» и была посвящена обсуждению и практической проработке нескольких основных линий осмысления локальной ситуации в регионе, его истории и будущего в форматах различных культурных проектов.
Как метафора вулканического пляжа соотносится с темой выставки? Почему вы решили рассматривать изменение береговой линии как образ для осмысления жизни на Камчатке?
«Вулканический пляж» из описания выставки имеет реальны прообраз. Это Халактырский пляж близ Петропавловска-Камчатского — место примечательное не только своими великолепными видами, в которых встречаются (скорее даже сталкиваются) величественные горы и океанские волны, вечнозеленые стланики и черный вулканический песок, морские животные и обитатели суши (ряд этих сопоставлений можно было бы продолжить…). Там, среди прочего, зародилось и продолжает развиваться старейшее в России сообщество сёрферов, представители которого, создатели школы «Snowave», стали нашими сокураторами. Идея поиска и сохранения динамического баланса различных, зачастую противоборствующих, контекстов и тенденций, из которых, как мы смогли убедится, и состоит Камчатка, ее культурно-историческая матрица, родилась за наблюдением скольжения по волнам — еще одного парадокса этого места. Ведь, на первый взгляд, этот спорт, даже образ жизни, родом из совсем других мест, с Гавайских остров. Но если вдуматься, эти края, расположенные на противоположных концах земли, во многом похожи. И историей колонизации, и логикой существования в качестве последнего фронтира большой цивилизации перед огромным океаном, и принадлежностью к одному «огненому кольцу», опоясывающему этот океан, а в силу данного обстоятельства — и тем самым черным песком.
Таким образом, метафора береговой линии, которую, как говорят географы, невозможно измерить точно (чем меньше «шаг» измерения, тем длиннее она оказывается из-за своих особых, фрактальных свойств), стала для нас образом, позволяющим организовать, как бы смонтировать вдоль нее, очень разные темы и сюжеты.
Таким образом, метафора береговой линии, которую, как говорят географы, невозможно измерить точно (чем меньше «шаг» измерения, тем длиннее она оказывается из-за своих особых, фрактальных свойств), стала для нас образом, позволяющим организовать, как бы смонтировать вдоль нее, очень разные темы и сюжеты.
Экспозиция выставки «Парадокс береговой линии». Фото: Даниил Анненков
Как выставка структурирована и какие основные волны-подтемы вы выделяете? Какие работы или художники представляют каждую из частей выставки?
Выставка состоит из пяти частей, которые не существуют одновременно, а сменяют одна другую. Подобно тому, как волна, накатывая на берег, перемещает и перемешивает все, что на нем лежи — что-то приносит с собой, что-то забирает — таким же образом каждый из этих выставочных блоков прособирается из одних и тех же экспонатов, чтобы подсветить то одну, то другую тему проекта: «Жизнь не здесь», «Изъять нельзя оставить», «Остров Камчатка», «Язык на грани» и «Огненное кольцо». «Жизнь не здесь» посвящена стратегиям жизни на Камчатке. «Изъять нельзя оставить» рассказывает о процессах и логике потребления различных ресурсов, о последствиях их изъятия и моделях устойчивого развития, которые могут поддержать баланс. «Остров Камчатка» осмысляет, как формируется локальная идентичность и каковы способы ее представления. «Язык на грани» сосредоточивается на вопросах существования языка на рубеже с природой, другими языками и культурами. «Огненное кольцо» предлагает поразмышлять, как наука и культура существуют в экстремальных природно-климатических условиях.
Нельзя сказать, что у этих частей есть какие-то отдельные флагманские работы или экспонаты. Как я уже сказал, все они так или иначе остаются элементом повествования, лишь меняя свое место и роль. Однако несколько произведений и экспонатов на выставке выделить все же стоит. Во-первых, это работа Филиппа Крикунова «Композиция №2», рассказывающая историю об исчезновении стеллеровой коровы — морского млекопитающего, полностью истребленного человеком — и попытках собрать ее полный скелет, которые предпринимались на Камчатке уже в наши дни. Во-вторых, работы художника Сергея Лонгинова Итэнмэна — представителя одного из коренных народов полуострова, ительменов. В своем творчестве он также обращается к теме поисков баланса между деятельностью человека и жизнью природы, между современностью и традиционными укладами. Кроме того, на выставке представлено много интересных музейных предметов. Например, гипсовый слепок могилы Витуса Беринга, сделанный российскими исследователями после ее долгожданного обнаружения в 1991 году. Или замечательная скульптурная композиция художника Дмитрия Шаховского «Камчатские рыбаки», созданная в 1959 году после поездки автора на Камчатку и ставшая одним из ярких образцов так называемого «сурового стиля» в советском искусстве.
Нельзя сказать, что у этих частей есть какие-то отдельные флагманские работы или экспонаты. Как я уже сказал, все они так или иначе остаются элементом повествования, лишь меняя свое место и роль. Однако несколько произведений и экспонатов на выставке выделить все же стоит. Во-первых, это работа Филиппа Крикунова «Композиция №2», рассказывающая историю об исчезновении стеллеровой коровы — морского млекопитающего, полностью истребленного человеком — и попытках собрать ее полный скелет, которые предпринимались на Камчатке уже в наши дни. Во-вторых, работы художника Сергея Лонгинова Итэнмэна — представителя одного из коренных народов полуострова, ительменов. В своем творчестве он также обращается к теме поисков баланса между деятельностью человека и жизнью природы, между современностью и традиционными укладами. Кроме того, на выставке представлено много интересных музейных предметов. Например, гипсовый слепок могилы Витуса Беринга, сделанный российскими исследователями после ее долгожданного обнаружения в 1991 году. Или замечательная скульптурная композиция художника Дмитрия Шаховского «Камчатские рыбаки», созданная в 1959 году после поездки автора на Камчатку и ставшая одним из ярких образцов так называемого «сурового стиля» в советском искусстве.
Каждая выставка — диалог между куратором и зрителем. Какой эмоциональный отклик вы хотите вызвать у посетителей выставки?
Мне кажется главный эффект, которого мы старались добиться (в первую очередь самой экспериментальной формой нашей экспозиции) состоит в ощущениях динамики и баланса. А также, конечно, в представлении о том, что привычные, на первый взгляд вещи, могут оказаться чем-то иным, стоит нам лишь немного изменить ракурс взгляда; приметы места, которые казались сугубо локальными, неожиданно могут оказаться способом описать и понять контексты и сюжеты из самых разных частей света.
Экспозиция выставки «Парадокс береговой линии». Фото: Даниил Анненков
Как вы видите связь между Камчаткой и другими регионами, которые упоминаются в выставке? Есть ли общие темы или опыты, которые объединяют эти места?
Пожалуй, самой яркой связью, которую мы подчеркиваем в этой экспозиции, стала символическая параллель между Камчаткой и курортными регионами нашей страны. Связь эта возникает как в практической плоскости — в рамках так называемого «северного сценария», характеризующего социальные стратегии многих жителей дальневосточных регионов нашей страны и, конечно, Камчатки. Согласно ему жизнь и работа на полуострове — это лишь подготовка к некой желанной, «настоящей жизни» в теплых краях, у моря, которая может наступить, если ее надлежащим образом подготовить: скопить денег, набраться сил и уехать, например, в Краснодарский край. В то же время на юге, где всегда хватало своих проблем, которых с притоком новых жителей и туристов становиться не меньше, люди тоже мечтают о некой «настоящей жизни», прообразом которой, например, становится казачье прошлое региона. Жители разрастающихся столиц, тем временем, все чаще задумываются о «дауншифтинге» — жизни рядом с природой, диком туризме, первозданных красотах. В итоге поток туристов на Камчатку год от года только растет.
С какими трудностями вы столкнулись в процессе подготовки выставки?
Главной трудностью стала, конечно, ситуация, о которой прежде шутили на советском телевидении: «в Петропавловске-Камчатском полночь». Девятичасовая разница во времени между городами в ситуации, когда делаешь проект в сотрудничестве с местными коллегами — серьезное испытание. Как, разумеется, и джетлаг после 9-часового перелета.
Экспозиция выставки «Парадокс береговой линии». Фото: Даниил Анненков
Какие форматы взаимодействия с широкой аудиторией запланированы (вне стен ГЭС-2)? Планируете ли вы проводить лекции или дискуссии в рамках выставочного проекта?
Параллельно с выставкой будет реализована довольно насыщенная публичная программа, в ряду событий которой хотелось бы отметить серию показов проекта «Рябиновый лес / Мычг’аломкын». Проект был придуман командой программы "ГЭС-2: Города" в диалоге с основательницей Ассоциации учителей родных языков, литературы и культуры коренных малочисленных народов Камчтаского края Маргаритой Килик. А воплощен — режиссером Полиной Кардымон, драматургом Егором Зайцевым и оператором Михаилом Морозом в форме театральной видеочитки. Он посвящен проблеме сохранения языков малочисленных народов Севера и Дальнего востока. Учителя родного языка и деятели культуры поселка Палана перевели фрагменты текста пьесы Антона Чехова “Вишневый сад” на корякский и приняли участие в его читке как актеры. Показы состоятся несколько раз. За ними последует ряд публичных дискуссий, посвященных проблемам сохранения и репрезентации культуры малочисленны народов Дальнего Востока, подготовленный нами в сотрудничестве с коллегами из Лабораторией социогуманитарных исследований Севера и Арктики НИУ «Высшая школа экономики».