ВСЕ ТЕКСТЫ
2025-01-23 20:49

Бесшовная архитектура, или чего город хочет от архитектора / Сергей Сенкевич

Автор: Сергей Сенкевич, партнёр и главный архитектор проектного бюро АПЕКС
Москва, если рассуждать не научно, город сумбура и беспорядка в подходе своём к организации повседневной жизни. Под беспорядком понимаем мы не оставшийся с вечера мусор на широкой мостовой, отделанной благородным гранитом, а хаос в головах населяющих мегаполис горожан.

1.
Вид на современную Москву – сочетание хаотичного ритма жизни с архитектурным разнообразием.

Вечно спешащие и меняющие на ходу планы, желающие заработать все деньги мира, мирящиеся достатком, утоляющие жадно свои амбиции и тешащие тщеславие - вот они какие аборигены. Это характеризует, безусловно, в той или иной мере всех жителей всех городов-звёзд, а не только одной Москвы.

Но как всё сказанное соотносится с архитектурой, градостроительством и другими смежными дисциплинами в Белокаменной?

Пожалуй, в отношении к окружающему. Задумав какое-либо строительство в столице, девелопер в отсутствии чётких правил, распространяющихся на весь город, возжелает с большой вероятностью зававилонить на арендованной земле все свои тайные и явные желания, презрев контекст и взмыв для набора желаемых цифр продаж на недосягаемые доселе высоты.

2.
Концептуальный проект – демонстрация возможностей бесшовной архитектуры в жилом строительстве.

Лишь инсоляционные ограничения в редких случаях могут остановить его, иное же можно передвинуть, перезакопать или же вовсе снести. Принцип «пришёл, увидел, получил разрешение на строительство» актуален ввиду дефицита свободных земельных участков всё более и более. Договариваться с соседями как-то уже давно не принято, нужно быстрее бежать «в стройку», посадив с помощью архитектора проектируемое здание максимально выгодно лишь для себя, всенепременно обратив на смежно примыкающую территорию не суровый брандмауэр, а великолепную стену, усеянную окнами, лишив в будущем визави возможности встать рядом стройным рядом или того хуже – нормативно проинсолироваться.

И город, надо сказать, так или иначе всегда потакал амбициозно-эгоистическим желаниям девелоперов, позволяя наращивать плотность городской ткани и вместе с ней высотность. Сказать, что в каком-либо мегаполисе можно провернуть вышеописанное уплотнительно-обогатительное действие гуманными и человеколюбивыми методами, не представляется, пожалуй, возможным.

Посему продолжим, как архитекторы, сеять контролируемый хаос в виде вдохновляющих шедевров.

Город достаточно быстро понял, что параллелепипедное уплотнительное жилое строительство не только ржавого пояса, но и территорий, расположенных ближе к Кремлю, не несёт ничего хорошего для будущих поколений как в части продукта, так и в части знаменитых московских силуэтов.

3.
Строительная площадка в городе – пример плотной застройки с учётом современных требований.

Если ещё пять лет назад требовалось всего лишь держать объёмами проектируемых зданий фронт улицы, уверенным периметром закрывать дворы, и не растекаться двором урбан-блока в неконтролируемую бесконечность, то недавно мы пришли к тому, что растущая плотность и дефицит пятна застройки заставляют карабкаться застройщиков всё ближе к Солнцу, пробивая верхушками нижний край облачности. Для начала можно было насыщать облик кирпичных тучерезов скромными деталями: шпилями, небольшими подсчечками и сдвижками, эркерами и развитыми консолями парапетов, подсчитывая маржу свою на растущем рынке.

Нынче же наступила эра полной бесшовности в архитектурном нашем бытии. Жилые многоквартирные здания, будучи по природе своей самым утилитарным, что есть в архитектурной функции, более не могут быть утилитарными настолько, чтобы заказчики могли себе позволить проектировать и строить их с минимальными для себя эстетическими затратами и максимальной финансовой выгодой.

4.
Многофункциональное здание с интеграцией жилых, рабочих и развлекательных пространств.

Москве нужно сделать качественный рывок, столь необходимый любому городу-звезде, вступив запоздало в гонку по насыщению зданиями-иконами как старых, так и новых территорий. Больше нет периферий, а есть желание сделать «ух-ты» (или же wow) в каждом московском районе. И с этим должны смириться все, пересобрав заново свои финмодели, перетряхнув базы знаний и мобилизовав в известной мере смекалку.

Что же такое бесшовная архитектура?

Подобно хирургу (иногда и пластическому), архитектор аккуратно разрезает сложившуюся городскую ткань, внедряя чаще либо что-то сильно отличное от окружения, либо что-то более или менее соответствующее.

Задача его – максимально аккуратно зашить рану, исключив впоследствии рубцы и фантомным боли.

При этом следует нынче особенно аккуратно соединять свой проект с городской тканью, обеспечивая арендным нежилыми фондом кровоснабжение будущего здания, зашивая непременно продуманное благоустройство, переваривающее разные сценарии использования, и самое главное - стараться изо всех сил обеспечить вместе с девелопером мультифункциональную среду, где работает не только сердце - жилое пространство, но и подключены иные важные функции: офисы, магазины, кафе, спорт. Лишь в этом случае проектируемый организм будет работать чётко и слаженно, успешно развиваясь и радуя окружающих.

5.
Крупный план фасада здания с бесшовным дизайном – плавные линии и современные технологии.

Для визуального облика, если переводить с медицинского на архитектурный, бесшовно - это значит всё чаще что-то воздушно-параметрическое и иконическо-гуманистическое. Чтобы не было видно грубых швов в отделке фасада, чтобы крупноузловая модульная панель вытеснила сборку по месту, чтобы крышки доселе плоских парапетов закрутились, подобно подхваченному осенним ветром листочку, а стилобаты обзавелись сложной геометрией и развитой пластикой.

Ортогональные строго-лапидарные формы уступают место плавным линиям или же нарочито авангардным решениям, подразумевающим интересное объёмно-конструкторское решение.

Достичь качества и бесшовности можно только одним способом – развитием новых строительных технологий: модульных и витражных систем, упорядоченным подходом к срокам проектирования и стройки, и самое главное – пониманием, что лёгкого обогащения в девелопменте и архитектуре больше не будет. Качество решений и качество их исполнения – залог нового бесшовного будущего.

Бесшовные стеклянные сопряжения с двояковыпуклыми поверхностями, столь аппетитно-воздушные и невесомые на картинках, обрастают житейскими подробностями в виде стоек, ригелей, стемалитовых вставок и противопожарных поясов. Задача архитекторов, конструкторов и строителей знать наперёд, как и из чего это сделать. От рисования красивых картинок для города к проектированию реальных фасадов с ещё более реальными функциональными планировочными решениями мы должны прийти как можно быстрее, захватив по пути лучшие практики и оставив компромиссы за бортом этой истории.

А что же с хаосом и амбициями? Об упорядочивании и причёсывании византийско-восточного стиля освоения земельных наделов думать, пожалуй, не стоит, а стоит задаться целью делать лучше, выше, качественнее и интереснее, чем у соседа, по-прежнему вскакивая первым на подножку поезда, идущего в светлое архитектурное будущее. Главное – эгоистически не замечать никого вокруг себя, не испытывать сожалений и боли при снятии швов. Города-звёзды могут прощать ошибки девелоперам в их желании быть первыми, но плохо реагируют на грубо наложенные архитектором швы и незаживающие рубцы на городской ткани.