По-настоящему пространство может раскрыться только тогда, когда в него «приходит» свет. Именно он придаёт глубину, ритм и настроение, делает здание живым в течение суток, позволяет человеку не только увидеть, но и почувствовать пространство. В вечернее время искусственное освещение становится не просто сопровождением архитектуры, а её полноценным соавтором.
О том, как работает свет в архитектуре и как он может трансформировать восприятие пространства, рассказывает Иван Федянин, дизайнер освещения и партнёр компании L1GROUP.
О том, как работает свет в архитектуре и как он может трансформировать восприятие пространства, рассказывает Иван Федянин, дизайнер освещения и партнёр компании L1GROUP.
Свет как инструмент архитектуры: не декорация, а медиатор восприятия

Ф: Евгений Ханай
Освещение — это одновременно “невидимый”, но мощный инструмент в арсенале архитектора. Оно формирует эмоциональное восприятие пространства, влияет на ощущение человека в нем, направляет и задает ритм взаимодействия с архитектурной формой.
Свет буквально «оживляет» архитектуру, позволяя ей раскрыться в разных состояниях: днём и ночью, в покое и в движении, в тишине и в динамике. Это тонкая работа с человеческим восприятием: тёплый свет расслабляет и сближает, холодный — пробуждает, акценты направляют взгляд, а тени формируют глубину.
Качественный дизайн освещения — это не просто подбор светильников. Это работа с температурой света, направлением, яркостью, цикличностью, цветом, и главное — с контекстом. Грамотное световой дизайн дополняет архитектуру, усиливает её суть и авторский замысел архитектора.
Эти роли наглядно проявились в двух контрастных, но одинаково выразительных проектах на выставке «Арх Москва», освещение которых выполнила команда специалистов L1GROUP: павильоны бюро CHADO и DIAT x p.m. x DDD.
Свет буквально «оживляет» архитектуру, позволяя ей раскрыться в разных состояниях: днём и ночью, в покое и в движении, в тишине и в динамике. Это тонкая работа с человеческим восприятием: тёплый свет расслабляет и сближает, холодный — пробуждает, акценты направляют взгляд, а тени формируют глубину.
Качественный дизайн освещения — это не просто подбор светильников. Это работа с температурой света, направлением, яркостью, цикличностью, цветом, и главное — с контекстом. Грамотное световой дизайн дополняет архитектуру, усиливает её суть и авторский замысел архитектора.
Эти роли наглядно проявились в двух контрастных, но одинаково выразительных проектах на выставке «Арх Москва», освещение которых выполнила команда специалистов L1GROUP: павильоны бюро CHADO и DIAT x p.m. x DDD.
Фрагмент будущего: сакральное пространство и свет в архитектуре

Ф: Евгений Ханай
Архитекторы бюро CHADO сосредоточились на создании пространства, где прошлое встречается с будущим в особой сакральной атмосфере. Их подход — это бережное воплощение будущего через игру материалов и света, где каждый элемент конструкции становится частью живой архитектурной истории.
Макет внутри павильона из выжженных CLT-панелей — не просто выставочный объект, а прототип будущего спа-комплекса в Черногории.
«Мы стремились сделать павильон камерным и сакральным, чтобы зритель мог не просто увидеть макет, а прочувствовать атмосферу будущего пространства, где архитектура и свет становятся единым целым», — Евгений Задорожний, основатель бюро CHADO.
Макет внутри павильона из выжженных CLT-панелей — не просто выставочный объект, а прототип будущего спа-комплекса в Черногории.
«Мы стремились сделать павильон камерным и сакральным, чтобы зритель мог не просто увидеть макет, а прочувствовать атмосферу будущего пространства, где архитектура и свет становятся единым целым», — Евгений Задорожний, основатель бюро CHADO.

Ф: Евгений Ханай
Особое внимание было уделено естественному свету, проникающему через отверстия в потолке. Он меняется в течение дня, оживляя интерьер и создавая ощущение движения солнца.
Задача команды L1GROUP заключалась в том, чтобы показать живую трансформацию архитектуры во времени через свет. Мы взяли географические координаты Черногории и смоделировали движение солнца — от теплого рассветного света до холодного дневного и длинных теней заката. Свет в павильоне циклично меняется, словно оживляя пространство и позволяя зрителю прочувствовать его многогранность и глубину в разные моменты дня.
Задача команды L1GROUP заключалась в том, чтобы показать живую трансформацию архитектуры во времени через свет. Мы взяли географические координаты Черногории и смоделировали движение солнца — от теплого рассветного света до холодного дневного и длинных теней заката. Свет в павильоне циклично меняется, словно оживляя пространство и позволяя зрителю прочувствовать его многогранность и глубину в разные моменты дня.



Atelier: город как подиум архитектуры

Ф: Даниил Анненков
Если CHADO работает с медитативной глубиной, то стенд Atelier от компании DIAT, бюро DDD и бюро p.m. — с эстетикой модного показа. Расширяя границы архитектуры за её традиционные рамки, архитекторы обращаются к смежным дисциплинам — проводя параллели с модой и рассматривая городское пространство как подиум для демонстрации архитектурных образов. Архитекторов и инженеров здесь воспринимают как городских кутюрье.
Экспозиция стенда построена по аналогии с модным домом и включает зоны мастерской, prêt-à-porter и haute couture. Повествование развивается как ткань, которая в руках кутюрье приобретает форму и силуэт — от эскиза в голове архитектора, через мастерство инженера, объединяющего внутренние структуры, до окончательного воплощения в городском пространстве, где улицы и проспекты становятся подиумом для архитектурного показа.
Экспозиция стенда построена по аналогии с модным домом и включает зоны мастерской, prêt-à-porter и haute couture. Повествование развивается как ткань, которая в руках кутюрье приобретает форму и силуэт — от эскиза в голове архитектора, через мастерство инженера, объединяющего внутренние структуры, до окончательного воплощения в городском пространстве, где улицы и проспекты становятся подиумом для архитектурного показа.


Ф: Даниил Анненков
Внутри пространства наша команда реализовала два типа освещения. Статичный свет делал акцент на инсталляции, а динамический сценарий задавал настроение и буквально пробуждал зрителя взаимодействовать со стендом: четыре цвета, циклично сменяющие друг друга, создавали эффект живого, меняющегося пространства. Всё это сопровождалось современной музыкальной композицией: это создало атмосферу модного показа, только вместо моделей — фасады.
«Зеленое платье» из растений — главная модель подиума — стала олицетворением новой технологии зеленых фасадов из живых растений, которую разработала команда специалистов из компаний DIAT, TEGOLA и «ИЛЬБОСКО».
«Зеленое платье» из растений — главная модель подиума — стала олицетворением новой технологии зеленых фасадов из живых растений, которую разработала команда специалистов из компаний DIAT, TEGOLA и «ИЛЬБОСКО».



Ф: Даниил Анненков
Оба проекта наглядно демонстрируют: грамотный дизайн освещения — это не надстройка, а неотъемлемая часть архитектурной выразительности. В павильоне CHADO свет задаёт сакральность и глубину пространства. В стенде DIAT свет строит — драматургию и сценарий взаимодействия, превращая выставочное пространство в метафору модного дома, где архитектура становится своего рода перформансом.
Качественное освещение делает архитектуру не просто видимой, а понятной, живой и незабываемой. И всё чаще — он становится одним из основных факторов того, насколько глубоко зритель сможет прочувствовать пространство, в котором он оказался.
Качественное освещение делает архитектуру не просто видимой, а понятной, живой и незабываемой. И всё чаще — он становится одним из основных факторов того, насколько глубоко зритель сможет прочувствовать пространство, в котором он оказался.