ВСЕ ТЕКСТЫ

Эволюция коллажного метода в архитектурной графике: 2 часть / Мария Веерпалу

КОЛУМНИСТЫ
Время чтения: 3,5 мин
В прошлой статье мы разобрали основные свойства коллажа как метода. Сегодня посмотрим, как проявляется коллаж в первой половине XX века и, наконец, обратимся к архитектурной графике.

Одними из первых в этом направлении принято считать П. Пикассо и Ж. Брака. Вслед за кубистами коллаж начинают использовать дадаисты, русские футуристы, конструктивисты и супрематисты, итальянские футуристы. В начале прошлого века, когда формируется новая картина мира, происходит отход от традиционного миметического изображения реальности. Также характерной чертой искусства этого периода является эстетика крайностей.

Коллаж как метод выступает в качестве важного способа репрезентации нового мировоззрения. Развитию коллажа также способствует появление доступных технологий фотопечати. Так, например, дадаисты (Д. Хартфилд, Р. Хаусман) практически полностью отказываются от живописи, используют вырезки из журналов и газет, желая выглядеть скорее инженерами, механиками, а не художниками. Фотомонтаж (как разновидность коллажа) в Советском Союзе развивает прежде всего А. Родченко. Вскоре этот метод начинают применять и архитекторы. В прошлой статье я отмечала, что одним из важнейших признаков коллажа, является коллажный стык (визуальный или смысловой). Любопытна с этой точки зрения работа Эля Лисицкого «Горизонтальные небоскребы» на Никитской. Автор виртуозно вписывает спроектированный объект в фото улицы, делая утопию невероятно правдоподобной. Думаю, мы (люди из XXI века) не можем в полной мере оценить смысловой контраст этого коллажа. Для нас и проект, и фото города — что-то далёкое из прошлого. Для Лисицкого и его современников — это столкновение настоящего и будущего.

Но чаще в работах художников и архитекторов авангарда визуальный стык выражен ярко. Так, Казимир Малевич, используя коллаж в проекте небоскреба в Нью-Йорке, совмещает несопоставимые ракурсы проекта и окружения. А Густав Клуцис выстраивает свои фотомонтажи так, что это напоминает его собственную авангардную живопись, дополненную влиянием Лисицкого и Малевича, например, в «Динамическом городе».й
В это же время в Германии основывается школа Баухаус, объединяющая все дизайнерские дисциплины. Эль Лисицкий, являясь посланником Советского Союза в Германии, становится связующим звеном между архитекторами и художниками обеих стран. Подобно русскому авангарду, художники Баухауса часто используют минималистичный коллаж. В 30-е годы директором школы становится Мис ван дер Роэ, коллажи которого оказывали и продолжают оказывать огромное влияние на архитекторов и художников до сих пор.

Вынужденный оставить Баухаус, Мис ван дер Роэ продолжает свою работу в Америке. Архитектор применяет коллаж на протяжении всей своей карьеры. Постепенно складывается узнаваемый почерк. В его работах много белого листа. Характерный прием — диалектическое противопоставление абстракции (линии архитектурных объемов, сетка перспективы) и реализма (вид из окна, мебель, предметы искусства). Всё это создаёт ощущение пространственной глубины, выстраивает соотношение материалов и, главное, демонстрирует отношение между пространством внутренним и внешним. Мис ван дер Роэ оставался верен коллажу, используя его не только как способ репрезентации проекта, но и как дополнительный инструмент поиска и оттачивания идей.

Но если говорить об общей тенденции, то после 30-х интерес к коллажу постепенно ослабевает. Связано это прежде всего с политической обстановкой в мире. В 50-е происходит новый расцвет коллажа как метода. Художники поп-арта и архитекторы-постмодернисты, отрицая модернистскую абстракцию, переосмысляют значение коллажа. Но об этом в следующий раз.

До встречи.