Архитектура и внутреннее устройство театральных пространств в том виде, в котором мы к ним привыкли, с разделением на сцену и места для зрителей, сложилась еще в VI веке до н. э. в Древних Афинах, была перенята римлянами и распространилась впоследствии на все города античного мира. Сегодня каменные амфитеатры мы можем встретить как на территории Греции и Италии, так и в Великобритании, Турции, Сирии, Тунисе и любой другой стране, бывшей некогда даже самой отдаленной провинцией колоссальной Римской империи. В России, например, греческий амфитеатр находится на территории Херсонеса Таврического, то есть современного Севастополя.
Считается что театрон — расположенные рядами на разной высоте зрительские места, появились потому, что изначально представления разыгрывались в условиях естественного рельефа, у подножия холмов, а зрители сидели на его склонах. Со временем холмы заменили искусственные стены, менялась форма площадки для выступления артистов – орхестры, варьируясь от круга и овала до полукруга, появилась скена – палатка для переодевания актеров, которая превратилась затем в достаточно сложную конструкцию «задника» с подсобными помещениями и проходами. Усложняются декорации, появляется разнообразная театральная машинерия, и в итоге уже в античности театр, по сути, формирует все черты, которые мы увидим в нем в последующие эпохи.
От барокко к модернизму
В России первые театральные представления разыгрываются при царском дворе еще в XVII веке, однако полноценные здания появляются только во второй половине XVIII века при Елизавете Петровне, издавшей указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра. Поэтому первые театры в России – это барокко и классицизм, золото и бархат, ставшие эталонными символами театральной торжественности.
Несколько иными становятся здания театров, построенные в начале XX века. Это, например, сдержанные и элегантные МХТ им. А.П.Чехова по проекту Фёдора Шехтеля и здание по проекту Иллариона Иванова-Шица, где сейчас размещается Ленком. Эксперименты эпохи авангарда доказали, что театр может располагаться и в зданиях новой типологии — многофункциональных Домах культуры, таких как ДК ЗИЛ по проекту братьев Весниных или ДК Русакова работы Константина Мельникова, в котором сейчас находится театр Романа Виктюка. Эпоха модернизма дает еще один тип театральных зданий – простые кубические формы железобетонных конструкций с остекленным фасадом и просторным светлым фойе, как в здании МХАТа на Тверском бульваре по проекту Владимира Кубасова.
Современные театры
Сегодня, пережив эпоху экспериментов «капиталистического романтизма» в 90-х – начале 2000-х годов, театральная архитектура проходит очередной этап, связанный со сменой подходов к театральной постановке как таковой. Развитие новых технологии создания декораций и спецэффектов и возникновение иммерсивного театра, стирающего границы между актерами и зрителем, дало толчок к переосмыслению функциональности и эстетики театральных пространств. О том, какие подходы задают тон в театральной архитектуре сегодня, расскажут авторы и руководители нескольких самых ярких проектов, реализованных в последние годы.
Дарья Ионова, архитектор, руководитель проектной группы бюро Wowhaus
— Мы в бюро стремимся расширять функции театра. Сегодня театрам приходится бороться за зрителя не столько друг с другом, сколько конкурировать с торговыми центрами, парками развлечений и интернетом. Путь, который позволит сохранить зрительский интерес к театрам, — это превращение театрального пространства в многофункциональное «третье место», способное удовлетворить все запросы новых активных горожан.
Один из первых опытов бюро в создании театрального пространства нового типа — это театр «Практика». Он занимает площадку в подвале жилого дома в центре Москвы, и, конечно, ему там в какой-то момент стало тесно. Перед нами стояла задача организовать своеобразную гостиную во дворе жилого дома. Нужно было сделать так, чтобы днем это была некая «приглашающая площадка», тот самый Московский дворик, в котором всем найдется место, где посидеть и передохнуть. В то же время гостиная должна была стать площадкой для проведения мероприятий, как для театра, так и для жителей.
Эту идею мы развили и в Электротеатре Станиславский. Он располагается в историческом здании в центре Москвы. Когда-то это был кинотеатр, а все кинотеатры в начале XX века назывались электротеатрами. Само это слово очень понравилось Борису Юрьевичу Юхананову, художественному руководителю театра, и он решил, что эта «электрическая мысль» задаст импульс всему, что будет там происходить после реконструкции. При этом мы бережно подошли к сохранению исторического наследия театра, насытив его новыми смыслами и функциями.
По окончании всех работ театр существенно увеличился по площади. В его восстановленных корпусах расположились производственные цеха, появилось отдельное здание малой сцены, а в основном историческом здании – большая сцена и просторное фойе с выставочным пространством. Главной изюминкой стал внутренний двор, который, как и все помещения театра, открыт в течение дня для посещения – он стал новым общественным пространством города.
В Казани сейчас достраивается новое здание Театра Камала, архитектурный проект которого Wowhaus разработал вместе с японским бюро Kengo Kuma and Associates. Там также реализован принцип театра как третьего места: это открытое, многофункциональное, максимально гостеприимное пространство, прозрачное и трансформируемое под нужды актеров, зрителей и горожан. Не менее важно и то, что эти качества уже были заложены в конкурсном задании заказчиком – Театром и городской администрацией.
Новое здание театра стало своеобразным продолжением улицы и органично вписалось в облик набережной озера Кабан. Треугольники фасада перекликаются с формой старого здания Театра Камала, которое расположено на противоположном берегу. Театр Камала 70-х годов был инновационным и футуристичным для своего времени. Мы продолжаем эту традицию — создаем современный театр, который отражает дух времени.
Здесь также будут находиться экспонаты, рассказывающие об истории театра. В театральные мастерские в новом здании Театра Камала можно будет прийти, познакомиться с искусством национального театра и процессом создания спектакля. Таким образом традиции режиссуры, актерской игры и сценографии национального татарского театра будут передаваться в формате лабораторий и воркшопов.
Новый Театр Камала — это культурный центр, то самое «третье место», приспособленное не только для театральных постановок, но и для самых разнообразных активностей — от встреч в кафе до лекций, выставок, фестивалей.
Михаил Кричевцов, архитектор, руководитель проектов концерна «КРОСТ», автор проекта театра в составе жилого комплекса «Театральный квартал»
— Прежде чем приступить к работе, мы задавались вопросом, чем же сегодня является театр? Разумеется, в современном контексте большое влияние на него оказывает не только эволюция театральности как рода искусства, но и научно-технический прогресс. На требования времени театр отвечает изменением форм постановок и репертуара, сменой характера взаимодействия со зрителем и усложнением технического оснащения, которые, в свою очередь, диктуют новые требования к объемно-планировочным решениям.
Сегодня мы живем даже больше в виртуальном мире, чем в реальном, а театр становится местом некоего синтеза этих двух пластов. Молодые творческие команды диктуют сейчас новый подход к театральным постановкам: они расширяют арсенал театральных приемов и открыты к таким нововведениями как виртуальная, интерактивная реальность.
Ярким примером новой театральной реальности является иммерсивный театр, который вовлекает зрителя в непосредственное участие в постановке. В связи с этим формируются новые требования и к зрительному залу, и к остальным решениям. По сути дела, в новом формате театра мы убираем «четвертую стену», которая традиционно отделяла актеров от зрителей. Зритель в таком случае может стать участником процесса, дотронуться до декораций, подержать реквизит, произнести реплику, поучаствовать совместно с актёрами в действии и даже повлиять на ход самой пьесы и изменить ее.
Интерактивный театр вовлекает зрителя чуть менее активно, но также дает возможность сказать какую-то фразу, ответить на вопрос актера, хотя его ответ или действие не изменит сути постановки.
Помимо новых типов театральности, современный театр обрастает и новыми функциями. В здании театра могут располагаться коммерческие площади, кафе, арт-галереи. К счастью, при работе над нашим объектом мы отталкивались не от возможностей и габаритов помещения, как это бывает при реконструкции исторических зданий, а от запросов театральной труппы, которая будет формировать задачи и условия своего нового помещения. Хотя есть примеры и удачного преображения театра, когда сохранив традицию, он перерождается в нечто новое, как, например, «Электротеатр Станиславский».
Олег Карлсон, руководитель театра «Пространство Внутри»
— У нас очень маленький театр. 300 кв м, коробка 6 на 12. Мы выжали из ограниченного пространства всё, что смогли. Отдельные мужскую и женскую гримерку, буфет, зрительскую «гостиную», совмещенную с выставочным пространством. Места, конечно, не хватает. «Пространство Внутри» думает расширяться.
Думаю, современный театр должен хорошо заботиться об актёрах. Они столько энергии отдают зрителем, им и самим нужна подзарядка. Идеально, когда удаётся предоставить артистам максимум удобств: комфортабельные гримерные с душевыми, детская комната с услугами няни, столовая с разумными ценами. Репетиционные залы, оснащённые всем необходимым оборудованием, а также места для отдыха: массажный кабинет, сауну. Директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок реализовал подобную программу. Пример для подражания.
Главное, считаю, что актёры не должны быть голодными. Хорошие гонорары артистам – ключевой момент, которому руководство театра должно уделать внимание, наравне с устройством театральных помещений.
Юлия Стаборовская-Ардабьевская, архитектор, сооснователь бюро Saga
— Говоря о новом подходе к созданию театральных пространств, стоит обратить внимание на то, что в последние 10 лет изменилось само целеполагание театральной жизни. Театр сегодня — это люди, и несмотря на то, что многим по привычке он кажется неким герметичным пространством, важно раскрыть его городу, наладить взаимодействие с реальными живыми людьми.
Исходя из этого посыла, два года назад мы создали городскую гостиную в театре им. Маяковского — многофункциональное пространство, где могут проходить как постановки, так и другие мероприятия. Мы хотели, с одной стороны, сохранить в ней традиционный дух театра, а с другой — придать ему современный импульс.
Владимир Кузьмин, архитектор-дизайнер, руководитель проектной группы «Поле-Дизайн»
— Работа с театральными экспозициями оказалось совершенно невероятной по объему и масштабу Вселенной. Например, среди практически 500 институций, связанных с театром в России, почти каждая имеет коллекцию исторических материалов, которые в восьми случаях из десяти не заслуживают особого внимания. Это огромное количество черно-белых, плохо напечатанных фотографий актеров и безынтересных с точки зрения дизайна программок, однако и среди них попадаются абсолютные жемчужины. Например, афиши и эскизы потрясающих художников, которые работали в региональных театрах в течение всего Советского времени. Это существенный пласт важных для исследования материалов, который ранее был исключен из активного музейного и научного оборота.
К счастью, в 2023 году была учреждена Ассоциация театральных музеев, в которую вошли порядка 100 институции. С ее помощью ряд региональных театров получил возможность участвовать в программе создания театральных музеев, проходить обучение в «Школе музейного дела» и более активно работать над сохранением, исследованием и популяризацией отечественного театрального наследия.
Так в этом году мы работали над созданием театральных музее в Курске, Махачкале, и Кинешме. С одной стороны, в наших проекта есть определенная типизация оборудования, которая однако дает возможность вариативного использования в зависимости от особенностей помещения и коллекции экспонатов, и позволяет существенно упростить процесс создания музея. Причем во многих регионах коллекции ценных экспонатов невелики, но это с успехом дополняется предметами из фондов Театрального музея.
Таким образом, материальный след театральной деятельности — это не только сам спектакль, но и огромное количество объектов и субъектов визуальной культуры: это люди, художники и сценографы, это память о тех актерах и актрисах, которые создавали эти спектакли. Это, например, и поразительные лица людей, которые создавали русский провинциальный театр в XX веке, их невероятная красота и одухотворенность, которую запечатлели фотографии того времени.