ВСЕ ТЕКСТЫ
2024-12-19 11:24

ИДЕЯ. КОНЦЕПЦИЯ. ОБРАЗ. / ЛОКУС 1 / Пётр Иванов

СТАТЬИ
Как часто мы слышим и употребляем слова, в значении которых мы не уверены до конца? Почему важно знать их истинный смысл? Давайте найдём ответы на эти вопросы на примере понятий идея, концепция, образ.
Эти слова часто встречаются в архитектурных дискуссиях. Однако далеко не всем они могут быть понятны. Раз услышав, мы порой и сами начинаем употреблять их в разговоре с друзьями, преподавателями и заказчиками, далеко не всегда понимая их истинный смысл. Из-за этого мы не можем использовать всю силу этих выражений, излагать свои мысли по-настоящему ясно для собеседника. Эта статья призвана подтолкнуть читателя к поиску истинных значений тех понятий, которые имеют довольно размытое толкование. И в первую очередь это нужно для того, чтобы сформулировать своё мнение о них. Ведь таких слов в нашем «архитектурном» языке множество.

ЧТО ТАКОЕ ИДЕЯ, КОНЦЕПЦИЯ И ОБРАЗ?

Обратимся к словарю С.И. Ожегова за подсказками. «Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь». Соответственно, архитектурная идея определяет основной замысел работы. Именно с неё начинается процесс проектирования.
Концепция — это уже не просто мысль или замысел. Это целый комплекс взглядов, которые образуют взаимосвязанную систему. Можно сказать, что концепция — более проработанная идея вашего проекта. А что насчет образа?
Образ, с точки зрения философии, — это отражение предметов и явлений материального мира в сознании человека. Если перенести эту формулировку на архитектуру, можно предположить, что образ — это художественно обработанное отражение наших идей и функционального назначения здания. Но все это лишь определения из словаря. Чтобы лучше разобраться с этими понятиями, изучим подробнее каждое из них.

ИДЕЯ

Откуда появляются идеи в голове у архитектора? Без ответа на этот вопрос мы не сможем понять, что такое вообще архитектурная идея. Как правило, идея появляется на основе анализа “контекста” места, в котором будет расположено будущее здание. Как формируется идея?
Контекст места диктует архитектору условия, которые одновременно ограничивают и помогают в разработке идей для нового проекта. Таких условий множество: от климата местности и освещенности сооружения до ориентации его на местности. Значимым условием можно считать понимание памяти места и пресловутого “Zeitgeist” — духа времени. Ведь любая наша идея существует в его контексте: она обусловлена событиями, явлениями культуры эпохи. Задача любого архитектора — выразить своё видение этого контекста в проектах. Как пишет Мария Элькина в книге “Архитектура. Как её понимать”:
«Всякий творец взаимодействует именно с тем миром, который его окружает, и чем тоньше и проницательнее он его ощущает, тем более убедительным будет в конце концов созданное им».
Не менее важным считается соответствие идеи типологии проектируемого здания, то есть его назначению. Тут стоит вспомнить знаменитую мифологему Луиса Салливана: “Форма следует за функцией”. Действительно, у каждого типа здания, будь это концертный зал или библиотека, есть важные отличительные признаки. По ним человек может с лёгкостью определить, какого именно назначения та или иная постройка.
Последний фактор, который влияет на идею так же, как и на концепцию, — это задание на проектирование. Иными словами, бриф проекта. Он составляется на начальной стадии проектирования в соответствии с намерениями клиента и оговаривает все его пожелания: от облика до бюджета будущего здания. Можно сказать, что идея рождается вместе с первым впечатлением от местности, когда наш разум ещё ясен. Поэтому стоит сразу же зафиксировать это свежее, непредвзятое отношение к месту. Таким образом, в голове архитектора рождается идея. Но именно тщательный анализ всех условий приводит к эволюции идеи до концепции.

КОНЦЕПЦИЯ

Концепция формирует основу дизайн-проекта. Пожалуй, это единственная его часть, которая тянется с самого начала и до завершения. Поэтому необходимо, чтобы ключевая идея или концепция сохраняла свою первоначальную целостность на протяжении всего процесса проектирования.
Также существуют универсальные идеи и концепции, которым следовали архитекторы всех времён. По книге Л. Фарелли “Фундаментальные основы Архитектуры” они группируются по трём категориям: геометрия, форма и маршрут. Из этих всеобъемлющих концепций черпают свои идеи и современные архитекторы.
Геометрия. Геометрия здесь понимается как совокупность систем, упорядочивающих пространство. К ним относятся симметрия (вилла Ротонда, А. Палладио) или метод пропорционирования (вилла Стейн, Ле Корбюзье). Благодаря этим подходам к проектированию архитекторам удается достичь гармоничности облика всего здания и задать определённый ритм, подчинённый выверенной системе. Форма. Архитектурная концепция может быть выражена и в форме здания. Зачастую таким постройкам предшествует одна из идей: либо «форма преобладает над функцией», либо «форма следует функции».
Особым подходом к пониманию формы здания и его внутреннего пространства отметился Луис Кан. Он ввёл понятия “служебных” и “обслуживаемых” пространств. Идеальный пример использования такой концепции — Медицинский центр Ричардса в Филадельфии. «Служебные» помещения лабораторий со стеклянными стенами «обслуживаются» отдельно стоящими кирпичными трубами.
Маршрут. Архитектура — это, прежде всего, впечатление, а первое впечатление, которое человек получает от здания, — это путь к его входной двери. Она является своеобразной точкой перехода между мирами: внешним и внутренним. Другими словами, порталом.
Портал в архитектуре — это один из примеров устойчивых форм, в лице которого архитектор сталкивается с тысячелетней историей. Точно описал это свойство архитектуры Адольф Лоос:
«Если, гуляя по лесу, вы увидите насыпь длиной шесть футов и шириной в три и увидите, что почва сложена в форме пирамиды, вас охватит мрачное настроение и вы поймёте, что здесь кто-то похоронен. Это и есть архитектура.»
Именно с помощью точного маршрута архитектор создаёт нужное ему впечатление у посетителей здания. Так, Ле Корбюзье использовал в интерьере виллы Савой такие пандусы и лестницы, которые смогли бы объединить внутреннее движение с видами и перспективой извне. В идею маршрута также входит работа с уровнями. Хорошей иллюстрацией может служить библиотека А. Аалто в Выборге.

ОБРАЗ

Продолжим наш путь трансформации из концепции в образ. Чаще всего образ здания можно описать несколькими словами. Например, опера в Сиднее по проекту Йорна Утзона похожа на сложенные друг на друга морские раковины. Такое сравнение рисует в нашей голове образную картину этого сооружения. Может быть, это связано ещё и с тем, что опера стала своеобразной визитной карточкой Австралии.
Так из чего же складывается архитектурный образ? Он является воплощением содержания здания как социально-культурной среды, носителем его эстетического смысла, его идеей. Безусловно, архитектурный образ — результат художественной деятельности архитектора как творца.
Но как тогда быть с образами, которые появились естественным путём в результате тысячелетнего развития архитектуры? архитектора как творца.
Образами, которые не нуждаются в дополнительных объяснениях, можно считать пирамиду, колоннаду или портал. Для их обозначения архитектор Альдо Росси предложил понятие «форма-тип». Его идея заключалась в том, что замок не перестаёт быть замком, если в нём не живут рыцари. Поскольку он представляет собой набор атрибутов: толстые стены, маленькие окна, башни и т.д.
Ответ на наш вопрос довольно прост — все эти «форма-типы» могут быть составными частями архитектурного образа нашей постройки. От того, насколько хорошо мы понимаем их смыслы, будет зависеть художественная выразительность созданного нами образа.
Глубокое понимание идеи, концепции и образа способствует методичной и вдумчивой работе над проектом, анализу каждого решения. Это, в свою очередь, поможет избежать необдуманных действий. Кроме того, их понимание немаловажно и для презентации проекта публике. В наши дни уже нет уверенности в толковании даже самых фундаментальных терминов. Поэтому необходимо уметь отделить реальные факты от неточной информации и сформулировать своё мнение о любом понятии или явлении.
Иллюстрации: Анна Потёмкина