ВСЕ ТЕКСТЫ

Историческое мощение в современной городской среде: путь не для всех / Марина Зубкова

СТАТЬИ
Благодарю за совместную работу при создании материала коллег Дмитрия Баранова и Ирину Павлову.
Исторические мостовые — это неочевидная, но важная проблема для исторических городов, где утилитарное булыжное и брусчатое мощение постепенно исчезает, зачастую незаметно для широкой публики. В этом вопросе сталкиваются интересы различных сторон: городские комитеты и их подрядчики — с одной стороны, и градозащитники с активистами — с другой.

Но можно взглянуть на проблему с новой перспективы, отойдя от традиционного противостояния между функциональностью и историко-культурной ценностью. В таком случае разговор о мощении перейдёт в иную, более понятную профессионалам, работающим с городом, плоскость.

Немного терминологии

Мощение — это облагораживание дорог, тротуаров, тропинок путем выкладывания их различными материалами. Материалы делятся на «мягкие» (песок, галька, щебень, крошка из керамзита, камня, кирпича) и «твердые» (тротуарная плитка, натуральный и искусственный камень, клинкер, гранит, плитняк, брусчатка, булыжник, дерево).

Мостовая — это вымощенная дорога или часть улицы. Она может не только быть вымощена камнем, но и, например, иметь асфальтовое покрытие. Раньше это слово обозначало часть улицы, благоустроенную за счет покрытия каким-либо материалом, чаще всего камнем или деревом. Здесь и далее под мостовой будет иметься в виду каменное мощение как наиболее популярное из «исторических».

Восприятие исторического мощения в современном городе

В советский период мощение активно использовалось в качестве основы для асфальтового покрытия. Историческое каменное булыжное и брусчатое мощение в ХХ веке было закатано в асфальт, на который за десятилетия XX века наросло несколько слоев, что изменило пропорции фасадов исторических зданий. И здесь мы также выходим на взаимосвязь функционального и эстетического.

«Благодаря» своей утилитарной функции булыжное и брусчатое мощение, гранитные и железобетонные плиты закатываются в асфальт, некачественно перекладываются, демонтируются или просто разрушаются. Предмета охраны у него, как правило, нет, даже в рамках архитектурных ансамблей.

С точки зрения горожан историческое мощение в городском пространстве часто воспринимается как неудобное и нефункциональное. Главный аргумент противников брусчатки и булыжника: по ним неудобно ехать и ходить, их сложно ремонтировать. В деталях всё иначе, но надо знать те его особенности, которые при должном исполнении сводят неудобства к минимуму.

Наконец, мощение может стать для города или района достопримечательным местом и способом проявления своей идентичности. Подобные кейсы можно встретить в Санкт-Петербурге, Череповце, Уфе, Смоленске и других городах. Например, на Свердловской набережной Санкт-Петербурга на территории исторического шведского города Ниен была найдена булыжная мостовая XVII века. Местные жители высказывались за её сохранение. В этом случае мостовая стала бы одной из главных достопримечательностей Красногвардейского района, сформировавшегося в градостроительном отношении в советский период.
Рабочий момент раскопок исторической мостовой на Свердловской набережной в Санкт-Петербурге. Фото: fiesta.ru
Может ли историческое мощение и каменное «под историческое» мощение в целом соответствовать современным стандартам городского благоустройства? Попробуем если не ответить на этот вопрос, то проиллюстрировать кейсы для размышления на тему. Далее речь пойдет о наиболее распространенном виде исторического мощения — каменном, то есть булыжном (валунами разного диаметра) и брусчатом (разной формы и размера камнем, обработанным с шести сторон) мощении, мощении каменными плитами и грубо колотым камнем.

В современных исторических городах мостить проезжую часть предпочитают асфальтом. На ряде улиц и площадей исторического центра, как правило, сохраняется либо подлинное мощение, либо делается новое благоустройство «под историческое». Например, по проекту Ф.К. Романовского в 1970-е годы был произведена реконструкция Дворцовой площади Петербурга, которая до этого была закатана в асфальт. В рамках такого узнаваемого, первостепенного для города архитектурного ансамбля подобное благоустройство оказалось органичным. Сегодня у многих горожан и туристов мощение воспринимается как «родное», «историческое».
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. Фото: yoursite.ru
С другой стороны, если в историческом городе открывается подлинное, например, XIX века, мощение, возникает вопрос о его встраивании в окружающую инфраструктуру. Так, в одном из дворов Петербурга при обустройстве открылся значительный участок подлинно исторического мощения. Муниципальным властям был предложен проект консервации, но была выбрана перекладка с нарушением исторического рисунка.
Благоустройство во дворе Дома статс-секретариата Великого княжества Финляндского на Римского-Корсакова, 39 в Санкт-Петербурге. Фото: sobaka.ru
При этом каменное мощение обладает рядом плюсов для дворов и пешеходных зон, так как способствует успокоению движения, мягко подталкивает водителей к снижению скорости.
Благоустройство клубного дома «Барселона» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Фото: varlamov.ru
Благоустройство ЖК Magnifika в Санкт-Петербурге. Фото автора
Разнообразное мощение — одна из узнаваемых составляющих дизайн-кода Хельсинки. Здесь также видно, что через различные покрытия происходит зонирование и разметка тротуара и проезжей части. Качественное мощение воспринимается как украшение улицы, по нему удобно и комфортно ходить.
Благоустройство в Хельсинки. Фото: Дмитрий Баранов
Интересно, что проезды исторических городов часто уже имеют под собой булыжное или брусчатое мощение. Иногда оно открывается, и возникают идеи сделать улицу пешеходной, что отвечает общему стремлению к доступной городской среде и снижению трафика. Например, при благоустройстве улицы 31 августа в Кишинёве было обнаружено историческое булыжное мощение, и сначала приняли решение его сохранить, затем начали оттягивать это решение. Насколько известно, проект ещё не завершен, но власти склонны отказаться от сохранения мощения.
Улица 31 августа в процессе работ по благоустройству. Фото 2023 года. Фото: noi.md
Как правило, открывшиеся мостовые сложно оставить, тем более на проезжей части. Мощение срывается либо служит основой для обновлённого асфальтового покрытия.
Открытый слой дореволюционного булыжного мощения на Звенигородской улице в Петербурге. Фото: Сообщество «Петербург 100 лет: Трамвай Троллейбус Электробус»
В новом благоустройстве исторических городов также присутствует мощение. Оно не только играет роль разметки, как было показано выше, но и маркирует важные для истории города места. Так, в Петербурге была увековечена не существующий в наши дни трамвайный маршрут, проходивший от Главного штаба на 8 линии Васильевского острова. У Александровского сада положен фрагмент полотна наподобие дореволюционного с памятной плитой. Интересно, что в данном случае подлинное историческое мощение и сами пути находятся под современным покрытием, но на действующей проезжей части, поэтому выбор в сторону не раскрытия и консервации, а воспроизведения фрагмента представляется удачным.
Мемориальный фрагмент рельсового пути. Фото: Лосевский К.А.
Часто при активном воспроизведении эстетики исторического мощения в современных материалах оригинальные мостовые уничтожаются или закатываются в асфальт. Один из наиболее показательных примеров — Калининград. В самом городе и области сохранились большие площади булыжного и брусчатого мощения, это одна из визитных карточек региона. Эстетика каменных мостовых используется в современном благоустройстве. Но при этом под угрозой уничтожения оригинальные мостовые начала XX века.
Благоустройство улицы Профессора Баранова в Калининграде. Фото: gre4arc.livejournal.com
В Калининграде начали масштабный демонтаж брусчатого мощения начала ХХ века. Фото: kgd.ru
Таким образом, у каменного мощения в историческом городе масса плюсов: успокоение движение, маркирование территории, яркий дизайн, транслирование культурно-исторических смыслов. Кроме того, эстетически камень и кирпич, активно используемые для строительства и благоустройства исторических городов, гармонируют с мощением в визуальном плане.

Остается актуальным вопрос, что именно мешает специалистам по благоустройству эффективней работать с историческим мощением хотя бы там, где оно есть. Главная проблема – утрата технологий ремонта подобных мостовых, а если точнее — нежелание её соблюдать. В качестве примера можно вспомнить ремонт брусчатого мощения на улице Репина в Санкт-Петербурге в 2015 году и ремонт находящегося рядом, также с брусчатым мощением Тучкова переулка в 2020-м. Один и тот же заказчик — Комитет по развитию транспортной инфраструктуры — сначала работал с подрядчиком, не специализирующемся на историческом мощении (https://kanoner.com/2015/12/01/148109), но затем нашел более компетентного, превратившего этот ремонт Тучкова переулка в положительный для себя кейс (https://www.fontanka.ru/longreads/69611076).
Результаты ремонта на улице Репина без соблюдения технологии мощения, с сужением брусчатого полотна и отмосткой не под углом. Подрядчик: ООО «Дормет» Фото: kanoner.com
Тучков переулок после ремонта с соблюдением технологий и устройством съездов. Подрядчик — СК «Орион Плюс». Фото: fontanka.ru
Но удачный ремонт и благоустройство Тучкова переулка — один из немногих положительных примеров, гораздо больше отрицательных. В 2023 году из-за непонимания технологии мощения булыжной мостовой XIX века лишилась Торговая площадь в Суздале, которую планировали отремонтировать к тысячелетию города. Последний раз площадь перекладывалась в советский период.
Ремонт булыжной мостовой в Суздале. Фото: zebra-tv.ru
Любопытно, что мастерство мощения как булыжником, так и брусчаткой имело место в СССР и не было, насколько можно судить, особенной компетенцией. Например, брусчатое мощение улиц Петербурга обновляли в 2000е годы укладчицы трамвайных депо. Это умение было для них базовым, так как именно брусчаткой мостили трамвайные пути. Это перешло по наследству от конки, где тяга была не электрической, а конной. Пути выкладывались грубой, необработанной брусчаткой, которую рекомендовалось каждые пять лет переворачивать другой, не отполированной подковами стороной. В тот же период на рубеже XIX-ХХ веков брусчаткой стали мостить проезды и площади: это было наиболее прогрессивное благоустройство в эпоху тогда ещё гужевого транспорта.
Прощадь Трокадеро в Париже, сформированная на рубеже XIX-XX веков. Брусчатое мощение рисунка «папоротниковое перо» — неотъемлемая его часть и постоянный фон для Эйфелевой башни. Фото: paris.photoguide.com

В чём «историчность»?

Историческая ценность всегда относительна. Сегодня мы можем ценить не только дореволюционное, но и советское мощение, так как элементы советского благоустройства также представляют для нас ценность и отражают образ мысли и представления о пространстве, свойственные предыдущей эпохе. Кроме того, советские реставрации исторического мощения выполнялись качественно и бережно. Но можно ли назвать мощение «историческим», если оно уже перекладывалось?

Мощение неизбежно будет подновляться и, как следствие, туда добавятся новые материалы. Может быть переложена и вся мостовая. И в этой точке мы понимаем, что ключевой параметр для сохранения именно исторического мощения — соблюдение изначальной технологии. Здесь стоит отделять каменное мощение нового дизайна от вымощенного в прошлом и сохранившегося в значительной степени в оригинальном виде.

Несоблюдение технологий исторического мощения искажает представление современного горожанина о его удобстве и эстетичности. Некачественно мощеная поверхность создает дискомфорт при ходьбе и имеет мало общего с тем, как воспринимается при ходьбе столетиями формировавшаяся либо качественно заново уложенная историческая мостовая. На таких примерах формируется мнение об историческом мощении как неудобном и неэстетичном, хотя это характеристика не мощения в целом, а качества исполнения.
Фрагмент некачественного мощение трамвайного полотна. Фото: Дмитрий Баранов
Ленинградский трамвай в 1970е годы. У мощения читается рисунок «папоротниковое перо». Фото: pastvu.com

Заключение

Мощение для исторического города — одна из множества составляющих. Сегодня оно активно переосмысляется. С одной стороны, каменные мостовые перестают восприниматься исключительно как техническая функциональная деталь и становятся насыщенным смыслами историческим артефактом, объектом со следами бытования, элементом архитектурного ансамбля. Благодаря такой трансформации с образом мощения активно работают художники, вспомним хотя бы проект «Камни преткновения» Гюнтера Демнига (https://artalebrio.com/ru/news/view/928).

С другой стороны, имеются сложности в осознании проектировщиками и подрядчиками особенностей работы с историческими мостовыми. Также для более эффективной работы с мощением требуется более современный взгляд на благоустройство и дизайн. Включить мощение как историческое, так и современное в городскую среду тем легче, чем выше разнообразие среды. Не случайно наиболее интересные примеры мы видим в топовых проектах новых жилых комплексов и качественных проектах благоустройства. Также любопытно, что мостовые, существующие или вновь открывающиеся, становятся поводом для самоидентификации горожан с местом и диалога с городскими властями. Сегодня таких кейсов всё больше.