В привычной атмосфере перманентного аврала и поджимающих сроков архитекторы нырнули под очередную волну цифровизации — в этот раз в фокусе внимания оказался искусственный интеллект. С таким энтузиазмом, с которым сейчас изучаются новые графические инструменты (Stable Diffusion и в особенности Midjourney), не принималось еще ни одно программное обеспечение. Вспомним, сколько лет понадобилось, чтобы архитектурные бюро начали массово использовать BIM? Почти два десятка. Неудивительно, скажете Вы, как можно сравнивать сложнейший функционал Revit с Midjourney, который ограничивается лишь несколькими командами. Удивителен скорее сам факт того, что была изобретена программа, которая за два года существования уже начала претендовать на то, чтобы стать базово требуемым софтом в портфеле навыков современного архитектора.
Оказавшись в этом потоке людей, осваивающих нейросети, меня больше всего поразило то, что огромнейшее количество задач в Midjourney молниеносно решаются через две функции: blend (смешение) и describe (описание). Последняя по сути своей тоже работает на основе смешения –генерируются собирательные образы, гибриды. Такой подход к созданию нового истории архитектуры известен уже давно, но в последние десятилетия смешение, слияние неожиданных, на первый взгляд несочетаемых элементов и образов, манифестируется как творческий метод в целом ряде источников.
Смешение как метод. Нео/мета/пост.
В архитектурной теории уже давно развивается мысль о том, что мы живем в эпоху культуры «после постмодернизма». Это время после 1980-х годов, когда исследователи либо начали говорить о трансформациях постмодернизма, либо стали манифестировать уход от него вплоть до «смерти постмодернизма». Ближе к 00-е, 10-м годам начали появляться различные версии направлений «современности»: пост-постмодернизм, трансмодернизм, автомодернизм, диджимодернизм, гипермодернизм, космодернизм, метамодернизм, неомодернизм и прочие. Попытки дать название новой эпохе исходили из разных источников — не только исследователи архитектуры, но культурологи, философы, социологи, политологи, художники начали манифестировать целый ряд новых тенденций и направлений.
Любопытно, что в каждом из движений, возникших «после постмодернизма» прямо или косвенно продвигаются идеи синтезирования и комбинирования концепций, выработанных на протяжении последних ста лет. Так, например, в работе Жиля Липовецкого о гипермодернизме описывается современное состояние эпохи как промежуточное между модернизмом и постмодернизмом. Схожие наблюдения можно увидеть в исследованиях Вермюлена и ван ден Аккера, посвященных метамодернизму.
Изучая метамодернистскую концепцию, я задавала себе вопрос, является ли стратегия синтезирования (гибридизации) единственно возможной в современной культуре и в архитектуре в частности. И есть ли иные методы в архитектуре, кроме смешения хорошо узнаваемых архитектурных фрагментов или деталей в новые архитектурные модели. По воле случая в декабре 2019 года Робин ван ден Аккер, автор манифеста о метамодернизме, приезжал в Москву на презентацию своей книги. Тогда нам посчастливилось взять у него интервью и задать этот вопрос лично – ответ оказался исключительным: «Условий и возможностей для авангардистских моментов или любых иных форм инноваций, в которых торжествуется некий пуризм, больше нет — они невозможны [...] в действительности гибридность — способ делать вещи. Но он зависит и от того, каким образом гибридность сформировалась, как был достигнут этот эклектизм. Тут возникает множество различий с постмодернизмом» [6].
Еще задолго до появления Midjourney и прочих «нейронок» синтетичный способ «производства» концепций был одним из творческих методов. Но особое развитие метода произошло с появлением цифровых технологий уже в конце прошлого века. На эту тему написано довольно много статей и исследований, касающихся и архитектуры, и искусства, и культуры в целом, но мне бы хотелось остановиться на некоторых избранных отрывках.
Интересные наблюдения можно найти у Сэмюэлса в манифесте о автомодернизме – в нем исследователь выделяет тему слияния цифрового и природного, виртуального и реального, локального и глобального. Сэмюэлс приводит ряд примеров, связанных с использованием автомобиля, ноутбука, интернета, плеера ipod. Он пишет о том, как возможность прослушивать музыку в наушниках плеера, находясь при этом в общественном месте, размыла границу, стерла и обесценила те различия, которые появляются при восприятии личного и общественного пространства. Такие же трансформации происходят во всякий раз, когда появляется новый технологичный продукт: будь то плеер, ноутбук или иной мобильный гибрид.
О схожих идеях пишет Соу Фудзимото. Интересно, что его рассуждения напрямую с технологиями не связаны – возможно они являются невольным отражением духа времени вне границ, распространяющегося по миру как некое идейное облако профессиональной мысли. В тексте «primitive future» архитектор размывает границы между природой и архитектурой, городом и домом, архитектурой и мебелью, внутренним и внешним, землей и небом, пространством и светом, пустотой и заполненностью, пещерой и гнездом – оппозиции он смешивает в «промежуточное» состояние, формируя тем самым свое видение архитектуры.
В концепции трансмодернизма Роза Мария Родригез Магда выявляет тридцать четыре оппозиционные пары-понятия, а затем смешивает их, образуя промежуточные категории. При этом промежуточным состояниям Магда придумывает свои уникальные формулировки. Одним из таких является понятие «глокальное» – нечто, находящееся между локальным и глобальным.
Подобный способ мыслить гибридами можно найти буквально в сотне источников, посвященных современной культуре. Эта та тенденция, которая сейчас становится мейнстримом в силу своей простоты, а иногда и примитивности. Но этот простейший, казалось бы, принцип, который стал одним из основополагающих функций в Midjourney, подарил возможность экспериментировать и создавать самые неожиданные архитектурные и дизайнерские решения.
Эксперименты. Гибриды. Стилизации.
Очевидно, искусственный интеллект ускоряет и упрощает исполнение целого ряда творческих задач. Очевидно и то, что следом за изобретением ИИ, невольно поменяется и образ современного художника и архитектора, по меньшей мере так же, как поменялось восприятие пространства в результате появления смартфонов, ноутбуков и других технологий. Ответ на футуристичный вопрос о том, кто кого заменит, сейчас звучит как праздный. Бесспорно, мчаться в стремительно развивающееся будущее нельзя остановиться.
Вместо заключения мне бы хотелось поделиться результатами изучения нейронок, не вдаваясь в детальное описание каждого процесса генерации изображения. Все рендеры, фотографии, коллажи сгенерированы мною на основе слияния различных исходных изображений с коротким текстовым промтом. Эти изображения лишь небольшая часть того огромного облака образов, которые создаются ежедневно в открытом доступе сети. Подробную информацию о промтах я буду выкладывать в дальнейшем в двух моих каналах Telegram, см. литературу.
Исходные изображения 1.
Гибриды на основе исходных изображений 1.
Исходные изображения 2. Картины Билибина
Гибриды на основе исходных изображений 2. Билибин и минималистичная форма мебели.
Исходное изображение 3. Билибин. "Бочка по морю плывет…" Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А. С. Пушкина
Гибриды на основе исходного изображения 3. Билибин и модернистская архитектура.
Исходные изображения 4. Эскиз Наркомтяжпрома И.Леонидова.
Гибриды на основе описания исходного изображения 4.
Литература:
1. Akker R. van den, Gibbons A., Vermeulen T. Metamodernism: Historicity, Affect, and Depth after Postmodernism (Radical Cultural Studies). – Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield International, 2017. — 260 p.
2. Kirby A., Digimodernism: How New Technologies Dismantle the Postmodern and Reconfigure Our Culture – London, New York: Continuum, 2009. — 288 p.
4. Samuels R. Auto-Modernity after Postmodernism: Autonomy and Automation in Culture, Technology, and Education // Digital Youth, Innovation, and the Unexpected. MacArthur Foundation Series on Digital Media and Learning. — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. — 2008. — С. 219–240
5. Павлов А.В. Философия культуры в постпостмодернизме: критический анализ. дисс. … доктора философских наук., Москва, 2019, 447 с.