ВСЕ ТЕКСТЫ

Архитектура предметного дизайна / Wowhaus, Punto Group

СТАТЬИ
Архитектор — тоже человек, жажда разнообразия ему не чужда. Идея сменить если не пол, то жанр, знакома почти каждому активному творцу.

Иногда таким жанром становится тот или иной вид искусства, но чаще мебель. Соблазн попробовать пластику иного масштаба присущ архитекторам всех времен, и не миновал многих, от Эйлин Грэй до Тадао Андо.

Так одна из ведущих отечественных архитектурных компании Wowhaus анонсировала выход коллекции разработанных совместно с производителем мебели Punto Group предметов микроархитектуры. Они призваны не только изменить облик интерьеров общественных пространств, но и сыграть существенную роль в повышении комфорта городской среды вне стен зданий, например, в парках и на набережных. О том, какие цели ставили перед собой архитекторы и какими методами шли к их достижению, поговорили с сооснователем Wowhaus Дмитрием Ликиным.
Cооснователь Wowhaus Дмитрий Ликин

Коэффициент комфорта

Бюро Wowhaus одним из первых занялось созданием по-настоящему комфортных и привлекательных общественных пространств в России. Помимо реконструкции Парка Горького 2011-2018 годов, мы реализовали десятки знаковых проектов по всей стране. Институт Strelka, Казанская набережная и исторический центр Тулы, Александровский сад в Нижнем Новгороде, Крымская, Озерковская, Овчинниковская набережные в Москве, Капотня — только некоторые из примеров.

Когда так много работаешь над решением задач подобного порядка, неизбежно появляется навык всматривания проектировщика в пространство, который иногда позволяет заметить неочевидные для многих детали. Часто из подобных наблюдений вырастают небанальные подходы к проектировочным решениям.

Однажды мы с моим коллегой и сооснователем бюро Олегом Аркадьевичем Шапиро прогуливались по набережной где-то на европейском юге и обратили внимание на необычные уличные стулья. Одна ножка каждого из них была прикреплена простым шарниром к вмонтированному в уличное полотно основанию, за счет чего отдыхающие здесь люди могли поворачивать стул, чтобы позагорать на солнце или наоборот повернуться к нему спиной и без помех читать книгу. Причем такие стулья стояли именно в той части города, где проживало достаточно много пенсионеров. Помню, нас тогда поразило, насколько высоким был достигаемый за счет этого нехитрого изобретения «коэффициент комфорта», какой продуманной была эта система: для того, чтобы немного повернуть стул хватало лишь небольшого усилия, но при этом механизм крепления не позволил бы детям и подросткам использовать его как карусель.

Да, сегодня только ленивый не говорит о важности «третьих мест», о значимости скверов, парков, набережных и городских садов, для создания более комфортной и благоприятной городской среды. «Ковровые бомбардировки» благоустройства идут от Калининграда до Дальнего Востока, но задачи, поставленные новыми урбанистами и продуманные архитекторами, решаются, как правило, обычными строительными методами.

Можно сравнить эту ситуацию с переездом в новую квартиру: она может быть светлой, просторной и сколь угодно хорошо спроектирована, да и построена качественно, но пока владельцы ее не обживут, пока не развесят картины и не расставят свои диваны, столы и стулья, не продумают свет, пока не водрузят на полки книги и сувениры из поездок, это будет пустое, неуютное и неживое пространство. Это и есть тот слой, который находится между фазой строительства и обычной жизнью, и без которого помещение не будет по-настоящему комфортным.

Благоустройство чаще всего этого слоя лишено. Поэтому мы хотели создать объекты, которые могли бы выполнять эту функцию и на улице, в офисе или в любой другой общественной зоне. Создавать вот этот самый промежуточный слой вдумчивого отношения к посетителю.

Можно спроектировать прекрасный уличный амфитеатр, но построен он будет скорее всего из бетона и дерева с расчетом на антивандальность и долгие годы службы (то есть довольно брутально), и по-настоящему удобным его помогут сделать, например, специальные накладные сиденья, подушки и валики, на которых можно валяться в обнимку с любимый человеком, детьми, собакой или с комфортом работать на свежем воздухе.

И это довольно необычная идея — попробовать спроектировать не только собственно мебель, но и дополнительные элементы, для которых даже нет названия в языке, но которые увеличивают комфорт уже существующих элементов благоустройства.

Научный подход к формообразованию

Для того чтобы обеспечить такой высокий уровень адаптивности и многофункциональности, мы совместно со специалистами Punto Group проанализировали позы, в которых обычно сидят люди. Для этого использовались специальные принимающие форму тела мягкие подушки, с которых затем были сделаны слепки. Их оцифрованные и распечатанные на 3D-принтере модели и послужили основой для определения окончательных форм подушек и накладок на сидения, которые затем планируется запустить в серийное производство.
Амфитеатр
Еще одна технология, позволившая создать такие нетривиальные по форме предметы — это предоставленные Punto Group в наше распоряжение трубогибочные станки, которые могут изгибать трубы практически под любыми углами в разных плоскостях.

Помог и тщательный подбор других материалов: в итоге в коллекции используется термообработанная древесина, керамогранит, перфорированный металл и высокопрочный пластик, позволяющие создавать по-настоящему интересные пластические решения каждого отдельного объекта микроархитектуры.

Карандашные наброски и макетные деревья

Еще один важный аспект, задающий тон всей коллекции DOODLE — набор образов, считывание которых может создать дополнительный эмоциональный контакт пользователя с этими предметами. В самом ее названии уже кроется идея спонтанности и непосредственности, ведь в английском языке «doodle» — это просто «каракули»: те крючки, галочки и закорючки, которые мы рисуем, задумавшись о чем-то или разговаривая по телефону. В ряде наших предметов этот образ буквально визуализирован, при том конструктивно все тщательно просчитано.
Полигональный навес
Один из моих любимых предметов коллекции — полигональный навес. С одной стороны, он жесткий и геометричный, а с другой — это отсылка к образу деревьев, какими их было принято изображать на проектах еще в ту пору, когда в МАРХИ учились мои родители. Да и я сам в годы учебы еще застал эти похожие на пинии деревца, все растущие из единого ствола ветви которых поднимаются до определенного единого уровня и покрыты сплошной плоской шапкой зелени. Пиния – удивительно графичное дерево, рожденное средиземноморской природой. Чтобы его отчасти воспроизвести, потребовалось разработать особый узел, «сустав» для точек ветвления.

Наши навесы, в свою очередь, тоже могут быть использованы как отдельные архитектурные объекты или скомпонованы в «пиниевую рощу». Наш навес — не просто функциональная утилитарная вещь, но и своеобразный оммаж, дань уважения предыдущему поколению архитекторов.
Типичная графика 60-х, основа для наших навесов.
Источник: Pinterest

«Сползание» в средиземноморские широты

Кстати, средиземноморская эстетика отражается и в цветовой палитре DOODLE. Сочные оттенки оранжевого, желтого, розового или лазурно-синего добавляют в любое пространство динамичности и тепла южного климата. Сочетание же этих цветов с более нейтральными тонами серого стального полотна и натурального дерева создает визуальный баланс и подчеркивает необычные формы наших объектов. Яркость также играет роль в создании акцентов внутри комфортного бесшовного пространства, каким нам и представляется идеальная городская среда.
Стол и стулья
Осознание городской среды (точнее, культурной) себя в ином климатическом сегменте — довольно интересный феномен. Культуролог и историк архитектуры Владимир Паперный довольно подробно рассуждает о нем в своей ставшей хрестоматийной книге «Культура Два».

В ней он говорит о том, что советская культура делится на два типа, сменяющих друг друга в зависимости от того, насколько туго «закручены гайки» государственной и политической машины. Первый тип характеризуется стремлением к разнообразию, свободе, индивидуализму и децентрализации, как это было в 20-е годы. Второй основан на на унификации, централизации, иерархии, вертикальных структурах и подавлении индивидуального в пользу коллективного, как в 30-е–50-е. И вот именно в культурной фазе второго типа неизменно возникают попытки как-то смягчить среду, создать хотя бы иллюзию беззаботности и расслабленности. Паперный приводит в пример и мало приспособленные к континентальному климату террасы и балконы зданий эпохи «сталинского ампира», напоминающие о флорентийских палаццо, и сеть киосков с прохладительными напитками и мороженным, работающие круглый год даже на Дальнем Востоке, и особую любовь горожан к тропическим фруктам и зелени: сколь угодно чахлая, но все-таки пальма в кадке должна была красоваться в любом госучреждении. Все это автор и называет «сползанием мироощущения на несколько градусов южнее, с 60° широты до, по-крайней мере, средиземноморских широт». Возможно, сегодня мы проходим похожий период истории, и поэтому создали мебель, которая, хоть и лишена барочных завитушек и ротангового плетения, все-таки будто переносит нас в заросший пышной зеленью парк, на песчаный пляж или террасу приморского отеля.

Развалиться, облокотиться, устроиться и егозить

Помимо этого, по нашей задумке, за счет своей многофункциональности и адаптивности микроархитектура DOODLE может не просто обеспечить комфортное пребывание в общественных местах, но сделать само взаимодействие с городской средой более активным и разносторонним.
Кровать с навесом
Наверное, каждый, кто учился в муниципальной российской школе, помнит любимую всеми учителя старой закалки максиму: «сиди на месте ровно», а точнее ее менее культурный, но более анатомически точный вариант. И одна из наших задач состояла в том, чтобы избавить людей от скованности такими стереотипными выражениями. На нашей мебели можно не просто сидеть или лежать, но и облокотиться, вольготно развалиться, «свить гнездо», устроиться поудобнее и даже скакать или егозить. Нам хотелось дать пользователям несколько больший уровень свободы, позволяющий хотя бы на время обжить и присвоить себе общественное пространство, будь то офисное здание или городской парк.

Некоторое озорство, эмоции и свобода поведения — вот наши KPI при проектировании этой коллекции. Ведь каждый предмет DOODLE — это самодостаточный объект со своей концепцией. И нам хочется думать, что разнообразие вариантов их использования делает коллекцию универсальным решением для создания максимально комфортной, эстетичной и, надеемся, нескучной городской среды.