В 2011 году в свет вышла книга Сильвии Лавин под названием “Kissing Architecture” (здесь переводите так, как вам нравится - тут и“Архитектурный поцелуй”, а может быть и “Архитектура поцелуев”). Название провокационное, но книга совсем не о целующих влюбленных в архитектурных декорациях, “поцелуй” - здесь это метафора соприкосновения медиа арта и архитектурной поверхности, материального и нематериального, которая рождает у смотрящего бурю эмоций (как и сам поцелуй в жизни). По заверениям автора, такой хороший “поцелуй” может даже превратить обычную архитектуру в суперархитектуру.
Сильвия пишет: “Первородный грех архитектуры в том, что она не могла рассказывать истории в манере поэзии и живописи, хотя безусловно пыталась, предлагая такие жесты искупления, как architecture parlante и постмодернизм”.
Книга во многом опередила свое время, далее мы с вами затронем наиболее яркие примеры такого слияния, а также проанализируем случаи, где медиа отнюдь не “целует” архитектуру, а словно тот самый абьюзивный возлюбленный, отнимает ее собственную идентичность.
ГОРИТ ОГНЕМ И НОЧЬЮ, И ДНЕМ
Если бы вы когда-нибудь увидели фотографию этой улицы с фасадами зданий, вы бы ее ни за что не узнали, а еще она “горит огнем и ночью, и днем”. Угадали о чем речь? Конечно, это знаменитая Таймс Сквер, место, где культура консьюмеризма и экраны стали причиной самой настоящей архитектурной дематериализации.
Архивное фото Таймс Сквер без единого медиа экрана.
Отключить Таймс Сквер никак нельзя - даже в 2021 году, когда в связи с аномальной жарой мер Нью-Йорка просил жителей снизить энергопотребление и не пользоваться электроприборами, Таймс Сквер все равно не выключили. В целом, по правилам в 2 часа ночи экраны в городе должны отрубать, но на деле этого не происходит - ночью тут снимают фильмы, и вся улица превращается в одну большую кинодекорацию.
Таймс Сквер в том виде, в котором мы все его знаем.
“ЦЕЛОВАТЬСЯ” В РОТТЕРДАМЕ
Хоть и Markthal в Роттердаме не обладает именно видео экраном, которые мы упоминали выше, но сама по себе концепция огромной яркой сочной картины, развернутой во весь фасад, вполне можно отнести к удачной концепции того самого “поцелуя”. Цветастая арка по сути работает по принципу inside out, и в целом я бы не относила ее только к интерьеру, поскольку через огромную площадь остекления фасада она постоянно и отлично просматривается.
Марктхол - крытый продуктовый рынок с дополнительными офисными и жилыми функциями
К удачным кейсам можно еще отнести фондохранилище Музея Бойманса-ван Бёнингена. Фасад здесь представлен зеркальной поверхностью, которая отражает весь город вокруг. Отличным дополнением этому “горшочку” из зеркал служит инсталляция Пипилотти Рист, функционирующая в темное время суток, которую можно в каком-то смысле назвать медиа-благоустройством.
Фондохранилище Музея Бойманса-ван Бёнингена от бюро MVRDV
Инсталляция Пипилотти Рист у фондохранилища.
Пипилотти успела отметиться также в проекте Жана Нувеля для отеля Sofitel Vienna Stephansdom, который критики по итогу окрестили “гостиницей 21 века”. Медиапотолки швейцарской художницы подарили отелю еще один своеобразный фасад - с точки осмотра снизу, откуда в перспективе раскрывается вид на все инсталляции.
Отель Sofitel Vienna Stephansdom в Вене.
ГОРОД ГРЕХА И МЕДИА
Дальше всех пошел Лас Вегаc. Cферическое чудо, а вернее концертный зал MSGSphere, который был запущен в эксплуатацию летом 2023 года. Строение безусловно является эволюцией современной технической мысли - внутри сферы-стадиона использована продвинутая акустика с применением технологии beamforming, за счет которой отдельные аудиопотоки направляются к каждому креслу.
Местные жители города, однако, неоднозначно описывают свой опыт соседства с таким “пришельцем” - ощущения такие, будто на Земле построили настоящее Солнце. Тем временем интернет заполняют сотни сюрреалистичных видео. Что только не проецировали на фасад - и манекенов, плавающих в черной невесомости, и милый смайлик, и человеческий глаз, даже бескетбольный мяч и нашу планету.
По тому же пути пошел и бутик Gucci в Ченгду, кадры которого вирусились в соцсетях этим летом. Только ленивый не остановился рядом позалипать на происходящее на фасаде магазина яркое мелькающее безумие.
СУМАСШЕСТВИЕ ИЛИ ТРЕНД?
Сказать сложно. Однозначно, классических инструментов проектирования больше недостаточно для того, чтобы удивлять состоятельных инвесторов, каждый из которых хочет быть первым хоть в чем-то, пусть даже это будет постройка гигантского светящегося шара. И теперь получается, что в 21 веке нам, словно маленькому хнычущему ребенку, которому дают в руки айпад/смартфон, показывают вместо архитектурного фасада - огромные медиа экраны.
Вспоминаются ли вам еще удачные и неудачные примеры архитектурных “поцелуев”?