Как и все представители творческих профессий, архитекторы активно работают с историческим и культурным наследием, так или иначе встраивая его в свои проекты. Сегодня заказчики, — будь то крупные застройщики, частные лица или государство, — хотят, чтобы новые здания были не просто красивыми и удобными, а несли в себе определенный набор смыслов. Новые жилые комплексы, общественные здания и пространства, парки и зоны отдыха сами по себе становятся важными высказываниями, отражающими дух времени, надежды и мечты живущих в нем людей. О том, что вдохновляет современных архитекторов и как они переносят идеи в чертеж и камень, поговорили на примере пяти очень разных, но несомненно выдающихся проектов последнего времени.
Новый музей Московского Кремля
В самом центре столицы возводится пронизанное магическими образами здание Нового музея Московского Кремля. И волшебство здесь не только в том, что большинство москвичей не замечало идущих за фасадами Средних торговых рядов строительных работ, но и в самой концепции здания. Это сказочный остров Буян, окруженный четырьмя городскими стихиями: Зелень парка “Зарядье”, брусчатка Красной площади, Стеклянные своды Гостиного двора и «храм торговли» ГУМ.
Архитекторы бюро NOWADAYS office создали уникальный проект здания, вложенного в другое, как в чудесный ларец – все в лучших традициях русских сказок. Новый музей заключен в периметр исторического здания Средних торговых рядов, и этот мотив вложенности, потаенной многослойности стал определяющим для всей концепции. После окончания работ в нем разместятся экспонаты, в данный момент хранящиеся в Оружейной палате.
Монолитный, выложенный белым глазурованным кирпичом каркас нового здания вырос за стенами «ларца», выстроенного в неорусском стиле со всеми его килевидными арками, гирьками, «кубышчатыми» колоннами и резными наличниками. При этом сами Торговые ряды тщательно и бережно отреставрированы и будут теперь существовать в диалоге с новыми музейными пространствами. В рамку нового корпуса, в свою очередь, вложен покрытый светлой керамической плиткой-чешуей сводчатый объем, где будут храниться настоящие драгоценности — ценнейшее собрание царского оружия.
Еще одним источником вдохновения для архитекторов послужили сами предметы из будущей экспозиции Нового музея. Это драгоценные личные вещи царей и посольские дары XII-XVII веков, украшенные методом инкрустации: серебряное блюдо, зеркало царицы Евдокии Лукьяновны, мощевик «Богоматерь» и другие. Яркие вставки из контрастных материалов, как драгоценные камни на серебре и золоте, маркируют определенные зоны и расставляют акценты по всему пространству нового здания. Так из сказочных образов и произведений ювелирного искусство сложился проект, будто выросший из самой ткани истории Москвы.
Архитекторы бюро NOWADAYS office создали уникальный проект здания, вложенного в другое, как в чудесный ларец – все в лучших традициях русских сказок. Новый музей заключен в периметр исторического здания Средних торговых рядов, и этот мотив вложенности, потаенной многослойности стал определяющим для всей концепции. После окончания работ в нем разместятся экспонаты, в данный момент хранящиеся в Оружейной палате.
Монолитный, выложенный белым глазурованным кирпичом каркас нового здания вырос за стенами «ларца», выстроенного в неорусском стиле со всеми его килевидными арками, гирьками, «кубышчатыми» колоннами и резными наличниками. При этом сами Торговые ряды тщательно и бережно отреставрированы и будут теперь существовать в диалоге с новыми музейными пространствами. В рамку нового корпуса, в свою очередь, вложен покрытый светлой керамической плиткой-чешуей сводчатый объем, где будут храниться настоящие драгоценности — ценнейшее собрание царского оружия.
Еще одним источником вдохновения для архитекторов послужили сами предметы из будущей экспозиции Нового музея. Это драгоценные личные вещи царей и посольские дары XII-XVII веков, украшенные методом инкрустации: серебряное блюдо, зеркало царицы Евдокии Лукьяновны, мощевик «Богоматерь» и другие. Яркие вставки из контрастных материалов, как драгоценные камни на серебре и золоте, маркируют определенные зоны и расставляют акценты по всему пространству нового здания. Так из сказочных образов и произведений ювелирного искусство сложился проект, будто выросший из самой ткани истории Москвы.
Глэмпинг в деревне Пятница
Иным образом подошли к работе с культурным кодом в Бюро А4. Создавая концепцию пространства первой очереди глэмпинга на берегу Истринского водохранилища, архитекторы отталкивались не от конкретных стилей или образов, а от произведений известных писателей магического реализма: Пауло Коэльо, Льюиса Кэррола, Харуки Мураками и Габриэля Гарсиа Маркеса. В центре концепции – четыре эко-тропы, каждая из которых отражает дух произведений этих авторов и собирает внутри себя различные функции и активности.
Так, маршрут «Коэльо» предлагает практики для достижения гармонии с миром, маршрут «Кэролл» погружает в атмосферу приключений, «Мураками» создан для медитации и уединения, а «Маркес» воплощает уют семейной жизни у костра. Как на страницах романов, в которых герои проходят путь самопознания и духовного роста, гости глэмпинга смогут выбрать маршрут по душе и погрузиться в общение с природой, ощутить внутреннюю гармонию.
Всего на площади более 4 гектаров возводится порядка 20 объектов, среди которых комфортные модульные дома для туристов, благоустроенный пляж, ресторан с блюдами из экологически чистых продуктов, детские площадки, банный и спортивный комплексы, библиотека и другая рекреационная инфраструктура. При это важно, что такая концепция не выглядит чуждой месту, не вступает в диссонанс с окружающей средой, а наоборот, органично врастает в ткань местной природы. Это стало возможным благодаря продуманному планированию и расположению зон с учетом всех особенностей местности, видовых точек и рекреационных ресурсов. Также важную роль в формировании цельной концепции глэмпинга сыграли и выбранные отделочные материалы, такие как лиственница и гонт, — натуральные, экологичные, создающие стильные современные образы всех зданий и общественных пространств.
Так, маршрут «Коэльо» предлагает практики для достижения гармонии с миром, маршрут «Кэролл» погружает в атмосферу приключений, «Мураками» создан для медитации и уединения, а «Маркес» воплощает уют семейной жизни у костра. Как на страницах романов, в которых герои проходят путь самопознания и духовного роста, гости глэмпинга смогут выбрать маршрут по душе и погрузиться в общение с природой, ощутить внутреннюю гармонию.
Всего на площади более 4 гектаров возводится порядка 20 объектов, среди которых комфортные модульные дома для туристов, благоустроенный пляж, ресторан с блюдами из экологически чистых продуктов, детские площадки, банный и спортивный комплексы, библиотека и другая рекреационная инфраструктура. При это важно, что такая концепция не выглядит чуждой месту, не вступает в диссонанс с окружающей средой, а наоборот, органично врастает в ткань местной природы. Это стало возможным благодаря продуманному планированию и расположению зон с учетом всех особенностей местности, видовых точек и рекреационных ресурсов. Также важную роль в формировании цельной концепции глэмпинга сыграли и выбранные отделочные материалы, такие как лиственница и гонт, — натуральные, экологичные, создающие стильные современные образы всех зданий и общественных пространств.
Экстрим-отель «Аврора» на Камчатке
Архитектурное бюро FANTALIS специализируется на создании уникальных объектов загородной туристической инфраструктуры в отдаленных и труднодоступных районах России. Основным источником вдохновения архитекторы называют сами пространства, с которыми работают. Так, создавая экстрим-отель на Камчатке, они разрабатывали все архитектурные решения, отталкиваясь исключительно от особенностей местного ландшафта и климата. Любая конструктивная форма, оттенок и материал отделки, мебель и декор в интерьере отеля обусловлены идентичностью местности и не могут быть перенесены в другое окружение.
Экстрим-отель «Аврора» расположен в тайге, куда добраться можно только на вертолете. Удаленность и первозданность местности была важным критерием и отправной точкой всей концепции отеля, ставшей ответом на запросы самых искушенных путешественников. Однако здесь, вдали от цивилизации, уровень сервиса должен был быть столь же высок, как на самых популярных мировых курортах.
Учитывая это, специалисты FANTALIS разработали неординарный архитектурный проект, гармонично вписанный в природный ландшафт Камчатки. С одной стороны, это оснащенный самым современным оборудованием, абсолютно автономный комплекс зданий, получающий энергию от размещенных на крыше солнечных батарей. С другой, — сложное архитектурное решение, опирающееся на традиции ительменов и коряков, коренных народов Камчатки, а также на практику строительства мостов в Древней Руси.
На деревянной платформе площадью 2 500 м² расположились гостевые дома, общественные пространства и ресторан. Такой метод возведения зданий защищает их от межсезонных паводков и, что еще важнее, не наносит вред почвенной экосистеме. Сама приподнятая над землей платформа выполнена из лиственницы, — самой твердой, прочной и стойкой к перепадам температур местной породы, — а за счет её возвышения можно осматривать красоты природных пейзажей с наиболее выгодных точек. Натуральные материалы, этнические орнаменты, брутальные необработанные фактуры в сочетании с яркими акцентными элементами декора создают неповторимый стиль этого места.
Экстрим-отель «Аврора» расположен в тайге, куда добраться можно только на вертолете. Удаленность и первозданность местности была важным критерием и отправной точкой всей концепции отеля, ставшей ответом на запросы самых искушенных путешественников. Однако здесь, вдали от цивилизации, уровень сервиса должен был быть столь же высок, как на самых популярных мировых курортах.
Учитывая это, специалисты FANTALIS разработали неординарный архитектурный проект, гармонично вписанный в природный ландшафт Камчатки. С одной стороны, это оснащенный самым современным оборудованием, абсолютно автономный комплекс зданий, получающий энергию от размещенных на крыше солнечных батарей. С другой, — сложное архитектурное решение, опирающееся на традиции ительменов и коряков, коренных народов Камчатки, а также на практику строительства мостов в Древней Руси.
На деревянной платформе площадью 2 500 м² расположились гостевые дома, общественные пространства и ресторан. Такой метод возведения зданий защищает их от межсезонных паводков и, что еще важнее, не наносит вред почвенной экосистеме. Сама приподнятая над землей платформа выполнена из лиственницы, — самой твердой, прочной и стойкой к перепадам температур местной породы, — а за счет её возвышения можно осматривать красоты природных пейзажей с наиболее выгодных точек. Натуральные материалы, этнические орнаменты, брутальные необработанные фактуры в сочетании с яркими акцентными элементами декора создают неповторимый стиль этого места.
Проект благоустройства центральной площади в Верхней Пышме
Отдельный интерес представляет то, как архитектурные бюро работают с культурным наследием в процессе благоустройства общественных пространств. Вдохновением в проекте Горсада в Верхней Пышме для архитекторов BLOK STUDIO стала богатая история этого небольшого уральского города от его зарождения как поселения при медных рудниках до превращения в важный промышленный центр региона. Работая над ним, специалисты студии погрузились в исторический контекст, изучили архивные фотографии, воспоминания жителей, старые карты и планы, чтобы выявить ключевые элементы идентичности места.
Малоотличимое от сотен таких же советских городских площадей пространство в центре Верхней Пышмы преобразилось в место притяжения , насыщенное всей необходимой инфраструктурой и тесно связанное с непосредственной историей города. Аллеи, бульвары, обилие зелени формируют облик Верхней Пышмы как города-сада. Особую роль в проекте играют «Шахты» – арт-объект, символизирующий начало истории города, зарождение его как «медной столицы Урала». Световой куб, колонны, напоминающие выставочную галерею, зона размещения информации – всё это создаёт многогранное пространство, напоминающее о корнях города, о том, с чего всё начиналось.
По словам архитекторов, им важно было создать пространство, которое бы отражало дух города, его промышленное прошлое и стремление к будущему. Место, где бы гармонично сочетались исторические отсылки и современные архитектурные решения.
И действительно, в этом проекте получилось не воссоздать прошлое, а переосмыслить его, найти точки соприкосновения с современностью. Так, например, образ рябиновой аллеи, запечатленный на старых фотографиях и зафиксированный в памяти жителей, нашел отражение в паттернах, использованных в оформлении. Для проекта он стал не просто декоративным элементом, а символом связи времен, напоминанием о том, что история города продолжается.
Тематика меди, неразрывно связанная с историей города, прослеживается в отдельных элементах проекта: арт-объекте «Медеплавильная машина», опорах навесов, навигационных элементах. Медь – это не только важный промышленный ресурс, но и символ труда, мастерства, процветания. Она стала одним из ключевых образов проекта, напоминая жителям о том, чем славится их город.
Малоотличимое от сотен таких же советских городских площадей пространство в центре Верхней Пышмы преобразилось в место притяжения , насыщенное всей необходимой инфраструктурой и тесно связанное с непосредственной историей города. Аллеи, бульвары, обилие зелени формируют облик Верхней Пышмы как города-сада. Особую роль в проекте играют «Шахты» – арт-объект, символизирующий начало истории города, зарождение его как «медной столицы Урала». Световой куб, колонны, напоминающие выставочную галерею, зона размещения информации – всё это создаёт многогранное пространство, напоминающее о корнях города, о том, с чего всё начиналось.
По словам архитекторов, им важно было создать пространство, которое бы отражало дух города, его промышленное прошлое и стремление к будущему. Место, где бы гармонично сочетались исторические отсылки и современные архитектурные решения.
И действительно, в этом проекте получилось не воссоздать прошлое, а переосмыслить его, найти точки соприкосновения с современностью. Так, например, образ рябиновой аллеи, запечатленный на старых фотографиях и зафиксированный в памяти жителей, нашел отражение в паттернах, использованных в оформлении. Для проекта он стал не просто декоративным элементом, а символом связи времен, напоминанием о том, что история города продолжается.
Тематика меди, неразрывно связанная с историей города, прослеживается в отдельных элементах проекта: арт-объекте «Медеплавильная машина», опорах навесов, навигационных элементах. Медь – это не только важный промышленный ресурс, но и символ труда, мастерства, процветания. Она стала одним из ключевых образов проекта, напоминая жителям о том, чем славится их город.
Гостевой дом в Переславле-Залесском
Бюро Osetskaya.Salov также много работает с культурным кодом и его воплощением в архитектурные и дизайнерские решения. По словам специалистов, вдохновение можно черпать как в самих задачах, так в чувстве еще не пережитого пространства — предвосхищении того, что еще не воплощено. Гостевой дом в Переславле-Залесском стал для них проверкой на емкость того, что принято называть вдохновением. Этот проект действительно сложный, многослойный и требующий от архитекторов постоянного поиска новых подходов и решений.
Гостевой дом представляет собой ансамбль сооружений, состоящий из основного двухэтажного здания, отдельно стоящей бани и благоустроенной территории вокруг них. При этом он не является объектом туристической инфраструктуры, а задумывался изначально как место для длительного проживания сообщества близких друзей, объединенных общими ценностями и интересами. В нем воплотилось желание заказчика создать пространство, где разные культурные традиции встречаются и находятся в постоянном диалоге друг с другом и с самим гостями дома.
Отправной точкой творческой концепции стало создание пяти апартаментов, отсылающих к разным культурным традициям: славянской, африканской, индуистской, европейской и латиноамериканской. Так проект наполнился рядом атрибутов, знаков и символов каждой из культур, бережно и ненавязчиво встроенных в интерьерные и экстерьерные решения. Рельефные, нарочито рукотворные фактуры, природные цвета и материалы, этнические орнаменты – все это создает своеобразную атмосферу воплощенного в объем и форму культурного синтеза.
Главная особенность Гостевого дома в том, что приоритет в нем отдается именно общественным пространствам: гостиные, кухня, каминный зал, терраса и прогулочные маршруты на территории, которые создают нужный контекст, задают сценарии поведения, раскрывают перед гостями все заложенные в комплексе возможности. Такой подход к планировке и зонированию позволяет гостям получить опыт настоящего иммерсивного взаимодействия с архитектурой, погружения в среду, транслирующую определенные идеи и ценности.
Гостевой дом представляет собой ансамбль сооружений, состоящий из основного двухэтажного здания, отдельно стоящей бани и благоустроенной территории вокруг них. При этом он не является объектом туристической инфраструктуры, а задумывался изначально как место для длительного проживания сообщества близких друзей, объединенных общими ценностями и интересами. В нем воплотилось желание заказчика создать пространство, где разные культурные традиции встречаются и находятся в постоянном диалоге друг с другом и с самим гостями дома.
Отправной точкой творческой концепции стало создание пяти апартаментов, отсылающих к разным культурным традициям: славянской, африканской, индуистской, европейской и латиноамериканской. Так проект наполнился рядом атрибутов, знаков и символов каждой из культур, бережно и ненавязчиво встроенных в интерьерные и экстерьерные решения. Рельефные, нарочито рукотворные фактуры, природные цвета и материалы, этнические орнаменты – все это создает своеобразную атмосферу воплощенного в объем и форму культурного синтеза.
Главная особенность Гостевого дома в том, что приоритет в нем отдается именно общественным пространствам: гостиные, кухня, каминный зал, терраса и прогулочные маршруты на территории, которые создают нужный контекст, задают сценарии поведения, раскрывают перед гостями все заложенные в комплексе возможности. Такой подход к планировке и зонированию позволяет гостям получить опыт настоящего иммерсивного взаимодействия с архитектурой, погружения в среду, транслирующую определенные идеи и ценности.
Таким образом, все пять проектов показываю нам примеры того, как разнообразные идеи и образы находят свое отражение в дизайне и архитектуре. «Вдохновение приходит только во время работы» – считал Габриэль Гарсиа Маркес, писатель, творчество которого вдохновило, в том числе, архитекторов на другом конце мира. И действительно, вдохновение — это не просто перенесенная в проект красивая картинка, а процесс постоянного кропотливого изучения, переосмысления и поиска способов внедрения нового. Опора на историю и культуру несомненно важна, однако не стоит забывать, что хорошая архитектура не может быть оторвана от жизни, она должна отражать дух времени и отвечать на запросы современного человека.