ВСЕ ТЕКСТЫ

Эфемерные павильоны в Ля-Виллет / Марфа Полякова

КОЛУМНИСТЫ ОБРАЗОВАНИЕ СТАТЬИ
Что будет, если позволить студентам архитектурных школ ответить на вопросы концептуальной архитектуры? Что будет, если дать студентам возможность построить самим? Что можно сделать из дерева, бамбука и за десять дней в парижском парке Ля-Виллет?
На эти вопросы может ответить проект "Archi-Folies" (Архитектурные безумства). Проект был запущен ещё в конце весны 2023 года, развивался десять месяцев и был резюмирован в 9 днях активной стройки в начале мая 2024 года.
Стройка — возведение 20 эфемерных павильонов от 20 архитектурных школ Франции. Проект, задуманный в рамках подготовки к Олимпийским играм как часть Культурной Олимпиады, привлёк студентов архитектурных и инженерных школ со всей страны.

Сегодняшний рассказ о том, как строили, как создавали, как переживали.
Павильон школы Пари-Эст «Восхождение» на фоне павильона Бернара Чуми
Каждый построенный студентами павильон посвящён одному из видов спорта, представленных на Олимпийских Играх. Павильоны возведены для свободного посещения туристами во время проведения Игр и для церемонии инаугурации.

Я участвовала в возведении павильона от своей архитектурной школы (ENSAB). Для меня этот воркшоп — способ представить на мировой арене особый французский подход к архитектуре, показать, каким будет будущее архитектуры во Франции. То, что павильоны были придуманы и построены студентами архитектурных школ, только подчёркивает эту идею. Смотрите, вот оно, новое поколение!

Как появился проект? Где проходил воркшоп?

Парк Ля-Виллет — крупнейший парк Парижа, в нём регулярно проходят культурные мероприятия и выставки. Проект парка сделан в 1982 году Бернаром Чуми.

В 1976 году Чуми опубликовал работу под названием «Удовольствие в архитектуре», где он критикует функционалистский подход, доминировавший в архитектуре 20-го века.

Он говорит о том, что архитектура должна быть источником удовольствия для тех, кто взаимодействует с пространством. Идеи Чуми, изложенные в его сочинениях и воплощённые через его парк с красными павильонами «Folies» (Безумства) находят отклик в павильонах, созданных студентами во время проекта "Archi-Folies".
«L'architecture ne se résume pas à l'espace et à la forme, elle englobe aussi la question de l'évènement, de l'action, et de ce qui se passe dans l’espace».

«Архитектура не сводится только к пространству и форме, она также охватывает вопросы события, действия и происходящего в пространстве».

— Бернар Чуми «Манхэттенские заметки», 1980 год
Эфемерные павильоны расположены по берегам канала Урк и в «Прериях Треугольника», рядом с Филармонией. Вдоль канала расположились 12 школ, например: Пари-Эст, Марсель, Тулуза, Версаль, Бордо. Остальные восемь школ формируют прямую через прерии.
Первые макеты павильонов в масштабе 1:200 на карте парка Ля-Виллет
07.07.2023

Запуск проекта и первая подача

Проект был запущен Министерством Культуры Франции в конце весны 2023 года. После того, как в каждой школе была выбрана команда из минимум 6 участников, школы были связаны со спортивными федерациями, для которых будут делать павильоны. Так, школа Версаля делала павильон для федерации конного спорта, а школа Реюньона — для федерации сёрфинга.

Около месяца студенты работали над первыми эскизами и макетами. Чтобы лучше понять конкретный вид спорта, учащиеся некоторых школ ездили в места, где тренируются спортсмены федераций, а некоторые организовывали мероприятия по «симпатизированию» спорту, когда они специально занимались скалолазаньем или стрельбой из лука. После подобных интенсивов, в ходе которых находились общие формы и основные пластические качества будущих павильонов, студенты начали совершенствовать конструкции.

Первая подача была назначена на 7 июля 2023 года в Париже. К этой дате были представлены первые макеты павильонов, детали конструкций и сториборды.
Каждый вид спорта был проанализирован и по своему прожит студентами, занимавшимися проектом. Так, в ENSA Paris-Malaquais уделили отдельное внимание движению тела во время фехтования, а в ENSA Bordeaux постарались как можно больше поговорить со спортсменами-пентатлонистами, чтобы понять их восприятие во время прохождения испытаний.

Студенты презентовали работу перед министром Культуры и Бернаром Чуми, «покровителем» всего проекта.
Бернар Чуми на первой подаче проектов эфемерных павильонов
07.07.2023

Совершенствование конструкций, префабрикация

Если первая и вторая фаза были посвящены скорее пластическому и поэтичному восприятию вида спорта, то третья фаза, которая развивалась с сентября по апрель, была посвящена конструкциям.

Ограничение по площади — квадрат со стороной 11,25 метров. Парк просил создать конструкцию, которая не будет вредить газону, поэтому многие павильоны построены на своеобразных террасах. Дерево — основной материал для конструкции, некоторые школы использовали бамбук, сено. Бюджет — 25 000 евро.

Проектом занимались студенты четвёртого курса. Где-то ателье для проекта "Archi-Folies" засчитывалось в счёт учебного проекта, в некоторых школах это было не так, и студентам приходилось совмещать обычные еженедельные подачи с разработкой концепций и конструкций павильонов.
В этот период, с июля 2023 года по апрель 2024, чертились планы, разрезы, высчитывалось, как конструкция будет и будет ли держаться. В апреле к проекту присоединились волонтёры, которые занимались префабрикацией по уже готовым чертежам.
Первый день стройки в Ля-Виллет
04.05.2024

Что такое строить павильон?

Воркшоп "Archi-Folies" длился весь май. У команды от каждой школы было девять дней на то, чтобы возвести всю конструкцию. То есть заложить «основание», террасу или что-то другое, доделать детали, свинтить стены и прочее, в общем построить целый павильон нужно было за девять дней. Мы приехали в Париж накануне, 3 мая. Четвёртого числа, в семь утра, уже были на площадке для первого брифинга с Лилльской школой архитектуры и ландшафта. Каждый рабочий день начинался с приезда одной или двух новых школ на площадке. Так, Бретань были в паре с Лиллем, а Бордо с Версалем.

День начинался в пять утра в хостеле, в семь уже нужно было приступить к работе на площадке. Утро на стройке начинается с разгрузки грузовичка с инструментами. Затем можно было приступить к выполнению плана на день. Перерыв на обед ровно час, с 12:30 до 13:30, по парку проезжала девушка на велосипеде с клаксоном, чтобы обозначить время. На время обеда нужно было выходить за пределы строительной зоны. После мы работали до 18 часов.

Первые три дня был ливень, затем +28 градусов. Общая схема проста: сделать основание, закрепить несущую конструкцию, закончить детали, постараться остаться целым и невредимым.

Начало мая в Париже вносило свои коррективы: паре-тройке школ не были доставлены материалы для продолжения работы, и они потеряли сразу несколько дней.
Студенты школы Сент-Этьен разгружают грузовичок с инструментами

Школа Бретани. Павильон «Стрельба из лука», спорт — стрельба из лука.

Общий вид павильона школы Бретани «Стрельба из лука»
Студенты архитектурной школы Бретани заготавливают элементы конструкции
Наш павильон представлял из себя сложную кубическую конструкцию с продуманным маршрутом движения внутри нее. Павильон рождает ассоциацию с военным укреплением своими угловатыми формами и узкими просветами-бойницами.

Самая большая сложность состояла в подъёме и установке крыши на высоты от четырёх до семи метров. Архитектуру павильона нашей школы можно описать как традиционную. На несущей конструкции крепились рамки с фанерой и облицовкой из пробкового дерева. Через визуал павильона мы также передавали дух нашего региона — Бретани. В нашей школе не было дополнительного финансирования и возможности собрать часть конструкции заранее. Поэтому первые несколько дней на площадке мы собирали несущую конструкцию, в дальнейшем в неё вставляли и крышу. Крышу собирали на земле по той же технологии: рамка побольше, много рамок поменьше.

Крыша и некоторые детали поднимались подъемным краном на высоту и закреплялись нами на лесах. У нас было всего полтора дня на использование подъемного крана, ведь дальше его забирала школа Пари-Ля-Виллет. Поэтому многим пришлось перебарывать свой страх высоты и лезть на леса, чтобы успеть закончить самый сложный этап вовремя.

Школа Бордо. Павильон «Пять чувств», спорт — современное пятиборье, пентатлон.

Общий вид павильона школы Бордо «Пять чувств»
Павильон играет с идеей полного погружения посетителя в атмосферу соревнования. Двигаясь всё дальше в глубь павильона, обычный зритель пройдёт каждое из испытаний, ощутив себя погружённым в воду или посреди лазерного боя.
Большинство элементов конструкции были собраны студентами во время воркшопа в школе Гренобля. На месте им предстояло только сделать террасу, на которой они закрепили заранее сделанные детали из дерева — конструкции из деревянных балок и листы фанеры, иногда заранее перфорированные.
Отличительная особенность павильона — вынесенный вверх объем. На конструкцию из окрашенного бамбука натянута ткань.
Вход в павильон школы Бордо «Пять чувств»
Вид на павильон школы Версаля «Манеж» из павильона «Пять чувств»

Школа Версаля. Павильон «Манеж», спорт — верховая езда.

Павильон школы Версаля посвящён верховой езде. Это один из самых необычных павильонов, ведь основная конструкция сделана из сена. Во время воркшопа было много глупых шуток на эту тему, ведь павильон сильно пах. И пока на павильоне не была закреплена крыша, птицы регулярно мешали процессу стройки и иногда пугали студентов.
Удивительная крыша сделана на месте из дерева и держится на блоках сена, которые, в свою очередь «стоят» на обычной террасе. Вход сделан в форме буквы «А», напротив него своеобразное окно в форме буквы «V». Это означает Architecture и Versailles соответственно. Окно позволяет заглянуть внутрь павильона с галереи вдоль канала Урк. Внутри павильона, со слов студентки, «Упражнение на ландшафт» — клумба в центре под окулусом.

Школа Пари-Эст. Павильон «Восхождение», спорт — скалолазанье.

Общий вид павильона школы Пари-Эст «Восхождение»
Невероятная, монументальная конструкция десять метров в высоту. На павильоне можно будет опробовать вид спорта, который тот представляет, то есть полазать по стене. От одного студента я узнала, что на презентации в июле те получили жёсткую критику от Бернара Чуми. Чуми является архитектором школы …

Изнанка

Даже спустя два месяца я не могу поверить что действительно принимала участие в подобном проекте.

Участие в воркшопе заставило меня пересмотреть свои романтические представления о французском образе жизни. Я не могла себе представить, что возможен проект, в котором всё делают студенты.
Честно, я не готовила себя к подъёму в пять утра и девяти часам физической работы каждый день. Меня удивили горизонтальные отношения между всеми студентами и то, насколько люди полностью, на все сто тридцать процентов, отдались эфемерному проекту. Возможно и в этом есть некая французская поэтичность?

Мы представляем Францию страной, в которой долго обедают, любят поговорить о еде и пьют кофе на террасах. Я же увидела как французы на самом деле работают и поработала в их же ритме.
В школе я делала доклад о парке Ля-Виллет и скажи я себе тогда: «Марфа, да ты же будешь участвовать там в стройке павильона», ну, наверное, я бы ответила: «Ты ещё скажи, что я на Луну полечу».

Спасибо стране победившего социализма за воплощение мечты в реальность :)))
Студенты Лилльской школы завершают террасу для их павильона «Бабочка», спорт — баскетбол
Студент школы Нанси завершает детали на павильоне «Вёсла», спорт — гребля
Детали павильона школы Марселя «Безумство парусов», спорт — яхтинг. В центре — настоящая моторная лодка
Обеденный перерыв
Общий вид павильона школы Сент-Этьен «Рутина», спорт — гимнастика
Павильон «Рутина» на этапе завершения
Студенты всех школ играют в мяч во время обеденного перерыва