ВСЕ ТЕКСТЫ

Архитектура выставок / Татьяна Шилова

КОЛУМНИСТЫ СТАТЬИ
Время чтения: 3.5 мин
Всем привет! На связи Татьяна Шилова – архитектор в прошлом и куратор в будущем.

Я окончила УрГАХУ по специальности “архитектура”, а на данный момент учусь в магистратуре Garage Academy, и мои интересы проходят на стыке архитектуры и современного искусства. Поэтому мне хотелось бы рассказать вам, как искусство переплетается с архитектурой и в чем мы можем вдохновляться у современных художников.

Сегодня я бы хотела приоткрыть завесу тайны над архитектурой выставок. Мы часто встречаемся с постоянной экспозицией, которая незыблема и неприкасаема, как святыня. Но есть и временные выставки, архитектура которых гораздо пластичней и экспериментальней. Экспозиционное решение лежит на плечах куратора – главного идеолога проекта, ответственного за смыслы, коммуникацию и подбор художников. Технические вопросы, организация транспортировки и полный цикл работы с площадкой берет на себя Арт-Менеджер. Иногда все это вмещает в себя один человек. Тем не менее монтаж и работа с пространством нередко делегируется профессионалам, что гораздо эффективнее.

В выставочном процессе архитектор сталкивается со множеством задач и ограничений: существует концепция и варианты размещения произведений искусства, заявленные куратором, в помещении не всегда разрешено сверлить стены, подвешивать что-либо на потолке, возводить новые перегородки, красить существующие стены и тд. Вариантов развития огромное множество. Все это зависит от разных факторов: от существующей архитектуры до бюджета выставки.
На фото: Экспозиция выставки «‎Хроника цветущих событий» в галерее Triumph.

В качестве примера приведу передвижную выставку ‌‌‎«‎Хроника цветущих событий», архитектором которой стал Никита Гойнов. Здесь у кураторов появилась идея трансформировать боксы для транспортировки работ художников в выставочные постаменты. Архитектор разделил бокс на две части – каркас прочности и короб, который послужил “тумбой” для работ.

Куратор выставки поделилась с нами трудностями, с которыми они столкнулись в разработке этой идеи.

Во-первых, это большая работа хранителей – для каждого экспоната были прописаны размеры и толщина упаковки, в которой они будут храниться. Сам бокс изнутри обшивался слоем изолона, что увеличивало его в размерах, и уже на финальной стадии потребовалось дополнительное укрепление, повлиявшее на внешний вид.

Во-вторых, вынимать тяжелые работы было трудно из-за дополнительных перегородок защитного каркаса.

Подобный проект – первый в России, и, возможно, дешевле было бы просто заказать транспортировочные ящики, но это были исключительно кураторская смелость и желание создать что-то новое, что и является истинным творчеством.

Выставка впервые открылась в Москве в галерее Triumph, которая имеет большой выставочный зал и несколько комнат этажом ниже. Пространство нельзя назвать идеальным: например, при входе вы сразу попадаете на выставку без возможности осмотреться. То есть начало выставочного пространства совмещено с тамбурной зоной, а помещения в подвале, наоборот, небольшие, что повлияет на монтаж крупногабаритных работ. Конечно, сама специфика галереи нацелена скорее на коммуникацию с клиентами и продажу предметов искусства, а не на репрезентацию художников, но и это, как оказалось, выполнимая и посильная задача, и архитекторами и кураторам удалось создать эффект “так и надо”.

В заключении хотелось бы сказать, что работа архитектора в выставках во многом не похожа друг на друга, но это всегда решение каких-то пространственных задач и возможность открыть что-то новое.


Автор: Татьяна Шилова
Источники изображений: https://www.triumph.gallery/exhibition/khronika-tsvetushchikh-sobytii-24112023