Меня зовут Дмитрий Литц. Я предметный дизайнер и креативный директор ателье atris.
Хочу поделиться тем, как у нас рождаются проекты и концепции к ним.
В каждом проекте есть обязательные составляющие: первоначальный образ, центральная идея или концепция и визуальные материалы. Все они одинаково важны, но, пожалуй, наиболее ценная часть — концептуальная.
Творческое высказывание нуждается в образе и легенде. Без этого проект ощутимо теряет в глубине и становится немой частью материального мира.
Бывает так, что проект приходит в виде концепции, и моя задача — на основе концепции создать дизайн. В других случаях дизайн требует концепции. Чаще всего приходит готовый образ изделия, и остается лишь зафиксировать его и дать проекту жизнь. Иногда создается впечатление, что эти образы не принадлежат мне и я становлюсь лишь проводником.
Каждый отдельный образ требует развития. Его необходимо развернуть, сделать из него серию предметов, которые будут дополнять друг друга и гармонично вписываться в пространство. Именно на этом этапе я начинаю думать об объединяющей идее и смыслах.
В августе этого года мы запустили две коллекции. И у них принципиально разный подход к концепции. В случае с коллекцией László пришла история, а в случае с Nota у меня был готов дизайн, но рассказать было не о чем.
Основная идея László — выразить уважение к великому творцу. Ласло Мохой-Надь был художником, фотографом, видеографом и преподавателем Баухауса. Я восхищен тем, как Ласло работал с пространством холста. Его картины, как выдающаяся типографика, хороши пространством между символами. Мне близок его стиль и свобода. Через материалы и формы я стремился передать дух его творчества, показать, как мог бы выглядеть светильник, созданный им.
Nota как образ родилась законченной коллекцией. Изначально у нее было другое название, но оно меня не устраивало ни с точки зрения звучности, ни с точки зрения истории, которую можно было бы рассказать. На что похожи эти светильники? Я начал поиск ассоциаций.
Объединив эскизы на одном листе, я увидел нотный стан. Но рассказ о нотах или их истории — занятие весьма скучное, и тогда я обратился к ассоциации следующего уровня. Мне важно было связать ноты и свет. Так я нашел Александра Николаевича Скрябина.
Первым в истории Александр Скрябин внедрил свет в музыкальное произведение. Он соотнес музыкальные тональности с цветом и разработал световой аппарат с лампочками разного цвета. Во время исполнения музыкального произведения его жена переключала цвета, дополняя слуховые ощущения визуальными.
Я решил рассказать о нем в истории коллекции, тем более, что философия его жизни оказалась мне очень близка. Было важно оставаться честным. Так как Александр Николаевич не был источником вдохновения, нужно было честно и этично рассказать о том, что был такой великий композитор с уникальным ощущением мира.
У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Предлагаю вам познакомиться с историями и самостоятельно сделать вывод, какой из них вам по душе.
Хочу поделиться тем, как у нас рождаются проекты и концепции к ним.
В каждом проекте есть обязательные составляющие: первоначальный образ, центральная идея или концепция и визуальные материалы. Все они одинаково важны, но, пожалуй, наиболее ценная часть — концептуальная.
Творческое высказывание нуждается в образе и легенде. Без этого проект ощутимо теряет в глубине и становится немой частью материального мира.
Бывает так, что проект приходит в виде концепции, и моя задача — на основе концепции создать дизайн. В других случаях дизайн требует концепции. Чаще всего приходит готовый образ изделия, и остается лишь зафиксировать его и дать проекту жизнь. Иногда создается впечатление, что эти образы не принадлежат мне и я становлюсь лишь проводником.
Каждый отдельный образ требует развития. Его необходимо развернуть, сделать из него серию предметов, которые будут дополнять друг друга и гармонично вписываться в пространство. Именно на этом этапе я начинаю думать об объединяющей идее и смыслах.
В августе этого года мы запустили две коллекции. И у них принципиально разный подход к концепции. В случае с коллекцией László пришла история, а в случае с Nota у меня был готов дизайн, но рассказать было не о чем.
Основная идея László — выразить уважение к великому творцу. Ласло Мохой-Надь был художником, фотографом, видеографом и преподавателем Баухауса. Я восхищен тем, как Ласло работал с пространством холста. Его картины, как выдающаяся типографика, хороши пространством между символами. Мне близок его стиль и свобода. Через материалы и формы я стремился передать дух его творчества, показать, как мог бы выглядеть светильник, созданный им.
Nota как образ родилась законченной коллекцией. Изначально у нее было другое название, но оно меня не устраивало ни с точки зрения звучности, ни с точки зрения истории, которую можно было бы рассказать. На что похожи эти светильники? Я начал поиск ассоциаций.
Объединив эскизы на одном листе, я увидел нотный стан. Но рассказ о нотах или их истории — занятие весьма скучное, и тогда я обратился к ассоциации следующего уровня. Мне важно было связать ноты и свет. Так я нашел Александра Николаевича Скрябина.
Первым в истории Александр Скрябин внедрил свет в музыкальное произведение. Он соотнес музыкальные тональности с цветом и разработал световой аппарат с лампочками разного цвета. Во время исполнения музыкального произведения его жена переключала цвета, дополняя слуховые ощущения визуальными.
Я решил рассказать о нем в истории коллекции, тем более, что философия его жизни оказалась мне очень близка. Было важно оставаться честным. Так как Александр Николаевич не был источником вдохновения, нужно было честно и этично рассказать о том, что был такой великий композитор с уникальным ощущением мира.
У каждого подхода есть свои плюсы и минусы. Предлагаю вам познакомиться с историями и самостоятельно сделать вывод, какой из них вам по душе.
Лимитированная коллекция László
История коллекции László состоит из многих деталей и нюансов. И почти все из них личные. Потому и повествование я решил вести от первого лица.
Всё началось в 2016 году, когда я работал над коллекцией Suprematic.
Первыми появились базовый подвес и светильники с подвесками, расположенными непосредственно на плафоне. Образ уже был, но, как его развить, я пока не знал.
Всё началось в 2016 году, когда я работал над коллекцией Suprematic.
Первыми появились базовый подвес и светильники с подвесками, расположенными непосредственно на плафоне. Образ уже был, но, как его развить, я пока не знал.

Слева направо: подвесной светильник Punct, Quad, Orbis, Trig
Отчётливо помню день, когда появилась центральная идея коллекции. Встретившись с другом художником по обыкновению, мы заговорили о философии и творчестве. Во время беседы пришло озарение. Появилась абсолютная уверенность, что основой коллекции станет Супрематизм. Конечно, после этого о продолжении встречи речи быть не могло.
Почти бегом вернулся в студию и взялся за эскизы, дополнив коллекцию потолочными и настольным светильниками, бра и торшером.
Почти бегом вернулся в студию и взялся за эскизы, дополнив коллекцию потолочными и настольным светильниками, бра и торшером.

Слева направо: потолочный светильник Verti, настольный светильник Verti, бра Conti, торшер Verti
Так сформировался полный набор базовых форм: точка, линия, круг, квадрат и треугольник. Идеология Супрематизма Малевича собрала мысли и образы в цельное высказывание.
Появилась задача придать облик потолочным светильникам. Было важно сохранить целостность и чистоту коллекции. Через несколько недель изучения фотоматериалов об авангардной архитектуре эпохи Малевича были найдены подходящие образы. Отправной точкой стали «т-образные» светильники, часто размещаемые в коридорах общественных зданий того времени. Они идеально ложились в концепцию, но требовали переработки. Изначальный дизайн предполагал наличие растяжек из проволоки, удерживающих трубки в горизонтальном положении. Конечно же, для меня такое решение было недопустимо. Поиск конструктивного решения требовал времени.
Появилась задача придать облик потолочным светильникам. Было важно сохранить целостность и чистоту коллекции. Через несколько недель изучения фотоматериалов об авангардной архитектуре эпохи Малевича были найдены подходящие образы. Отправной точкой стали «т-образные» светильники, часто размещаемые в коридорах общественных зданий того времени. Они идеально ложились в концепцию, но требовали переработки. Изначальный дизайн предполагал наличие растяжек из проволоки, удерживающих трубки в горизонтальном положении. Конечно же, для меня такое решение было недопустимо. Поиск конструктивного решения требовал времени.

Слева направо: светильники Linea, Linea quad, Linea trig, Linea disc
Предстояло подготовить супрематический манифест. Погрузившись в изучение философии Малевича я нашёл нужные и точные мысли.

Обложка 3 издания «От кубизма и футуризма к супрематизму. К. Малевич. 1916 г. Брошюра отпечатана осенью 1915 года к выставке «ноль-десять».
Источник: https://klauzura.ru/2011/10/olga-nesmeyanova-chernyj-kvadrat-nichego-krome-realizma/
Источник: https://klauzura.ru/2011/10/olga-nesmeyanova-chernyj-kvadrat-nichego-krome-realizma/
Спустя несколько недель мысли вылились в гармоничный и тождественный текст. Наконец, для меня самого Супрематизм перестал быть набором фигур на плоскости и превратился в протест философа с кистью в руке. Принципы Супрематизма собрались в поэтичное высказывание. Манифест был готов.
Следующим этапом стал поиск визуального языка коллекции. Естественно, я принялся изучать работы супрематистов. Просмотрев сотни картин, я влюбился в одну. Имени мастера узнать я не удосужился и просто поставил её на заставку рабочего телефона.
Следующим этапом стал поиск визуального языка коллекции. Естественно, я принялся изучать работы супрематистов. Просмотрев сотни картин, я влюбился в одну. Имени мастера узнать я не удосужился и просто поставил её на заставку рабочего телефона.

Композиция, Ласло Мохой-Надь. Веймар, Германия, 1923
Во время изучения работ я нашёл проект графического дизайнера Максима Арбузова. Он использовал деревянные фигуры Gestalta от Ikea как полотно и раскрасил их по подобию картины Спортсмены Казимира Севериновича. Я был в восторге от чистоты образов.

Malevich's Gestalta, Максим Арбузов, июнь 2016
Поборов стеснение, написал сообщение с просьбой стать сет дизайнером для коллекции. Идея пришлась ему по душе и Максим с удовольствием взялся за работу. Мы продолжали трудиться над кадрами более двух месяцев. Это был сложный и нудный процесс, но результат приводил в восторг. Будоражило и от дизайна светильников и от неожиданного творческого союза с Максимом и, тем более, от предвкушения публикации.
В начале октября 2016 года мы опубликовали коллекцию. Это было одновременно и радостно, и волнительно, и ответственно.
В начале октября 2016 года мы опубликовали коллекцию. Это было одновременно и радостно, и волнительно, и ответственно.

Визуализации, подоготовленные по дизайну Максима Арбузова. Светильники Linea, Punct, Conti. 2016 и 2017 год.
В первый релиз вошли только подвесные светильники. Тогда у нас ещё не было возможности изготовить потолочные модели из-за сложности конструкций и производства. Необходимо было разрабатывать конструктивные решения и искать подрядчиков для обработки металла с широким набором технологий и трепетным отношением к качеству деталей.
В ноябре 2017 года мы представили продолжение коллекции добавив светильники из трубок и бра.
Летом 2018-го я решил узнать, что же это за картина стоит на заставке моего телефона. Оказалось, что это венгерский художник Ласло Мохой-Надь.
В ноябре 2017 года мы представили продолжение коллекции добавив светильники из трубок и бра.
Летом 2018-го я решил узнать, что же это за картина стоит на заставке моего телефона. Оказалось, что это венгерский художник Ласло Мохой-Надь.

Ласло Мохой-Надь на балконе дома мастеров Баухаус. Дессау, 1920-е годы.
Источник: https://www.sothebys.com/en/articles/laszlo-moholy-nagys-exceptionally-innovative-photogram-for-broom-magazine
Источник: https://www.sothebys.com/en/articles/laszlo-moholy-nagys-exceptionally-innovative-photogram-for-broom-magazine
Каково было моё удивление, когда я узнал, что он был преподавателем в мастерской металла Баухауса. Именно под его наставничеством были разработаны большинство светильников-икон Баухауса.

К. Юккер, В. Вагенфельд, 1923 - 1924 годы
Источник: https://fashionunited.be/fr/actualite/culturelle/bauhaus-l-art-debraille-plait-toujours-a-la-mode/2017051012169
Источник: https://fashionunited.be/fr/actualite/culturelle/bauhaus-l-art-debraille-plait-toujours-a-la-mode/2017051012169

М. Краевский, светильник в кабинете В. Гропиуса. Веймар, 1925 год.
Источник: https://harvardartmuseums.org/collections/object/225496
Источник: https://harvardartmuseums.org/collections/object/225496

Марианна Барандт, HMB 25/300, 1925.
Источник: https://www.architonic.com/en/product/tecnolumen-hmb25-300-bauhaus-pendant-lamp/1545548
Источник: https://www.architonic.com/en/product/tecnolumen-hmb25-300-bauhaus-pendant-lamp/1545548
Ещё в процессе подготовки Suprematic я обратил внимание на связь в работах художников России, СССР и Баухауса. Создавалось ощущение, что они работали в соседних зданиях, а не в разных странах. Для меня история прошла полный оборот и вышла на новый виток.
Мне захотелось сделать коллекцию посвящённую Мохой-Надю — выразить признание творческим актом и поделиться своим открытием. Я взялся за работу. Появились эскизы панно. Первые попытки изготовления провалились. Мы не были готовы к такому сложному проекту. Я отложил работу до лучших времён и сосредоточился на коллекции Suprematic.
Тщательно подбирая каждый элемент, мы доводили дизайн и конструкции до идеала. На поиски подходящего сырья мы потратили в общей сложности два года. Но, сложнее всего было найти мастеров по работе с металлом и камнем. По-настоящему талантливые профессионалы появились только к концу 2018 года.
В 2019 году мы сменили поставщика стекла. Изменилась форма плафонов и конструктивные элементы. В тот год мы переделали всю коллекцию вплоть до самой мелкой детали. К концу года мы довели процессы производства и дизайн до логической вершины. Сейчас есть ощущение, что мы даём клиентам максимально возможное качество продукции и работа над коллекцией завершена.
Эпизодически я возвращался к работе над коллекцией – посвящением. Но, так как технологически она казалась нереализуемой, всё ограничивалось новыми образами в скетчбуке.
С наступлением 2024 года я отставил в сторону домыслы в невозможности проекта и принялся за подготовку коллекции. Главное отличие от предыдущего периода — команда. Появился специалист, который легко находил общий язык с мастерами и помогал в разработке и изготовлении новых проектов.
По замыслу коллекция должна состоять из чёрного гранита, белого мрамора и металла с чёрным покрытием. Спектр материалов отсылает к излюбленным цветам Ласло.
Мне захотелось сделать коллекцию посвящённую Мохой-Надю — выразить признание творческим актом и поделиться своим открытием. Я взялся за работу. Появились эскизы панно. Первые попытки изготовления провалились. Мы не были готовы к такому сложному проекту. Я отложил работу до лучших времён и сосредоточился на коллекции Suprematic.
Тщательно подбирая каждый элемент, мы доводили дизайн и конструкции до идеала. На поиски подходящего сырья мы потратили в общей сложности два года. Но, сложнее всего было найти мастеров по работе с металлом и камнем. По-настоящему талантливые профессионалы появились только к концу 2018 года.
В 2019 году мы сменили поставщика стекла. Изменилась форма плафонов и конструктивные элементы. В тот год мы переделали всю коллекцию вплоть до самой мелкой детали. К концу года мы довели процессы производства и дизайн до логической вершины. Сейчас есть ощущение, что мы даём клиентам максимально возможное качество продукции и работа над коллекцией завершена.
Эпизодически я возвращался к работе над коллекцией – посвящением. Но, так как технологически она казалась нереализуемой, всё ограничивалось новыми образами в скетчбуке.
С наступлением 2024 года я отставил в сторону домыслы в невозможности проекта и принялся за подготовку коллекции. Главное отличие от предыдущего периода — команда. Появился специалист, который легко находил общий язык с мастерами и помогал в разработке и изготовлении новых проектов.
По замыслу коллекция должна состоять из чёрного гранита, белого мрамора и металла с чёрным покрытием. Спектр материалов отсылает к излюбленным цветам Ласло.

Ласло Мохой-Надь. Конструкции: Портфолио Кестнера 6. 1923 год.
Источник: https://thecharnelhouse.org/2015/08/19/laszlo-moholy-nagy-and-his-vision/laszlo-moholy-nagy-untitled-from-konstruktionen-kestnermappe-6-constructions-kestner-portfolio-6-1923-b/
Источник: https://thecharnelhouse.org/2015/08/19/laszlo-moholy-nagy-and-his-vision/laszlo-moholy-nagy-untitled-from-konstruktionen-kestnermappe-6-constructions-kestner-portfolio-6-1923-b/
Подходящий камень у нас уже был. Я выбрал из имеющихся эскизов наиболее яркие и одновременно реализуемые. За несколько недель мы нашли камнерезов, которые взяли коллекцию в разработку. После первого обсуждения с камнерезами я получил обратную связь: сделать можно. Это был успех. Остальное – дело техники.
Мы заказали прототипы и активно взялись за поиск чёрного покрытия металла. Надо отметить, что над технологией покрытия работать мы начали ещё в 2018, но тогда поиски привели в тупик. В этот раз нам повезло больше. Три образца были симпатичны и обладали хорошим качеством. Особенно выделялся один – электрохимическое покрытие по своему характеру, напоминающее пятна туши на бумаге. Идеальный материал для коллекции, посвящённой художнику, который многим цветам предпочитал именно чёрный.
При взгляде с расстояния вытянутой руки материал похож на чернёную сталь с гладким полуматовым покрытием. При близком рассмотрении становится заметно, как плотные слои покрытия создают неоднородные разводы и пересечения.
Мы заказали прототипы и активно взялись за поиск чёрного покрытия металла. Надо отметить, что над технологией покрытия работать мы начали ещё в 2018, но тогда поиски привели в тупик. В этот раз нам повезло больше. Три образца были симпатичны и обладали хорошим качеством. Особенно выделялся один – электрохимическое покрытие по своему характеру, напоминающее пятна туши на бумаге. Идеальный материал для коллекции, посвящённой художнику, который многим цветам предпочитал именно чёрный.
При взгляде с расстояния вытянутой руки материал похож на чернёную сталь с гладким полуматовым покрытием. При близком рассмотрении становится заметно, как плотные слои покрытия создают неоднородные разводы и пересечения.
Больше всего мне понравилось, как отражается свет. Через пелену покрытия видны яркие, но приглушённые блики. Похоже на то, когда смотришь на солнечное затмение через закопчённое свечкой стекло.
Конечный образ коллекции базировался на светильниках Suprematic. Это отсылка к истокам появления в моей жизни философии Малевича и одновременно чествование вклада в дизайн Мохой-Надя. В моём видении их чувства композиции близки поэтому я решил сохранить связь и в дизайне.
Когда определились модели, пропорции и материалы. Мы приступили к изготовлению образцов. Так вместо 10 дней на их изготовление потребовалось 44, но изделия были прекрасны. Ровные, аккуратные и такие долгожданные.
Сегодня, спустя почти 6 лет с момента появления идеи рад поделиться с вами новой коллекцией. И, пусть, с точки зрения дизайна шаг кажется несущественным, но за ним стоит огромный труд и желание поделиться уважением.
Конечный образ коллекции базировался на светильниках Suprematic. Это отсылка к истокам появления в моей жизни философии Малевича и одновременно чествование вклада в дизайн Мохой-Надя. В моём видении их чувства композиции близки поэтому я решил сохранить связь и в дизайне.
Когда определились модели, пропорции и материалы. Мы приступили к изготовлению образцов. Так вместо 10 дней на их изготовление потребовалось 44, но изделия были прекрасны. Ровные, аккуратные и такие долгожданные.
Сегодня, спустя почти 6 лет с момента появления идеи рад поделиться с вами новой коллекцией. И, пусть, с точки зрения дизайна шаг кажется несущественным, но за ним стоит огромный труд и желание поделиться уважением.

Слева направо: бра Laszlo Conti, подвесной светильник Laszlo Radius, подвесной светильник Laszlo Disc, потолочный светильник Laszlo Linea disc.
Ласло Мохой-Надь был не только великим художником, но и как наставник в металлической мастерской Баухауса заложил основы дизайна всех светильников, которыми мы пользуемся и восхищаемся до сих пор.
Для меня это эмоциональный и торжественный момент, ведь я не только выпускаю своё собственное творение, но и отдаю почтение человеку, которого я глубоко уважаю.
Лимитированная коллекция László состоит из четырёх светильников. По 101 экземпляру каждого дизайна в честь 101 года с тех пор, как Мохой-Надь возглавил металлическую мастерскую в 1923 году.
Для меня это эмоциональный и торжественный момент, ведь я не только выпускаю своё собственное творение, но и отдаю почтение человеку, которого я глубоко уважаю.
Лимитированная коллекция László состоит из четырёх светильников. По 101 экземпляру каждого дизайна в честь 101 года с тех пор, как Мохой-Надь возглавил металлическую мастерскую в 1923 году.
Коллекция Nota
Чудесно видеть великие дары, которыми обладают некоторые из нас. Талантов множество, но исключительные личности выходят за пределы материалиалистического мира.
Будучи эскизом, коллекция светильников Nota напомнила мне нотные записи. Так появилось ее название.
Будучи эскизом, коллекция светильников Nota напомнила мне нотные записи. Так появилось ее название.

Я начал искать взаимосвязь музыки и света и познакомился с потрясающим русским композитором Александром Скрябиным (1872 - 1915).

Александр Николаевич Скрябин
Источник: РИА новости
Источник: РИА новости
У Александра Николаевича был особый дар. Он видел музыку в цвете. В специальной таблице композитора первые тональности полностью повторяли цветовую гамму радуги, остальные обозначались производными цветами.
Скрябин создал систему, с помощью которой он мог соотносить звук, цвета и чувства, используя свое синестетическое восприятие и связывая квинтовый круг с хроматическими вариациями цветов в спектре.
Скрябин создал систему, с помощью которой он мог соотносить звук, цвета и чувства, используя свое синестетическое восприятие и связывая квинтовый круг с хроматическими вариациями цветов в спектре.

Система соотношения цветов и музыкальных тональностей Скрябина
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Scriabin
Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Scriabin
До мажор — красный – символ воли
Соль мажор — оранжевый – символ творческой игры
Ре мажор — желтый – символ радости
Ля мажор — зеленый – символ материи
Си мажор — голубой или Жемчужно-Синее Созерцание
Фа-диез мажор — ярко-синий – символ Творчества
Ре-бемоль мажор — фиолетовый – символ Духа-Творца
Ми мажор — Лунный Свет или Морозные Сны
Ля-бемоль мажор — сиреневый – символ Движения Духа в Материю
Ми-бемоль мажор — Серо-стальной – символ человечности
Си-мажор — розовый или металлическое сияние
Фа мажор — темно-красный – символ разнообразия воли
Если бы Александр Николаевич писал сочинение на тему коллекции, то ей бы стал Этюд №6 Ля мажор, соч.8, как самый подходящий по основным тонам звучащей гармонии.
Соль мажор — оранжевый – символ творческой игры
Ре мажор — желтый – символ радости
Ля мажор — зеленый – символ материи
Си мажор — голубой или Жемчужно-Синее Созерцание
Фа-диез мажор — ярко-синий – символ Творчества
Ре-бемоль мажор — фиолетовый – символ Духа-Творца
Ми мажор — Лунный Свет или Морозные Сны
Ля-бемоль мажор — сиреневый – символ Движения Духа в Материю
Ми-бемоль мажор — Серо-стальной – символ человечности
Си-мажор — розовый или металлическое сияние
Фа мажор — темно-красный – символ разнообразия воли
Если бы Александр Николаевич писал сочинение на тему коллекции, то ей бы стал Этюд №6 Ля мажор, соч.8, как самый подходящий по основным тонам звучащей гармонии.
Скрябин стал пионером светомузыки. В 1910 году он заканчивает работу над музыкальной поэмой «Прометей». В партитуре к произведению мы впервые встречаем «световую строку». В ней прописаны цвета, соответствующие основным тонам звучащей гармонии.

Первая страница печатной партитуры поэмы А. Н. Скрябина «Прометей»
Источник: http://iasp.psychotechnology.ru/cgi-bin/publications.pl?show=news&action=view&num=25
Источник: http://iasp.psychotechnology.ru/cgi-bin/publications.pl?show=news&action=view&num=25
Эта была прорывная идея. В произведении отражались не только музыкальные части, но и всевозможные эпизоды цветовых форм. Скрябин не стремился перевести звук в цвет, а хотел использовать их оба для обогащения эстетической информации и усиления художественного воздействия.
Он писал: «...сначала я пытался найти своего рода параллелизм, благодаря которому световые впечатления усиливали бы звуковые эффекты, но сейчас мне этого уже недостаточно! Теперь контрапункты света мне совершенно необходимы. Свет движется в соответствии со своей мелодией, как и звук. [...] Есть и другая возможность: мелодическая линия начинается в одной художественной форме, а заканчивается в другой, подобно тому, как кларнеты могут играть тему, а скрипки могут ее подхватывать и заканчивать в оркестровки произведения. [...] То есть, мелодия может начинаться со звуков, но продолжаться симфонией светящихся линий».
Поэма «Прометей» стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории. Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» исполнялся как обычная симфоническая поэма.
По эскизам композитора его друг, профессор А.Э. Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой. Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому.
Он писал: «...сначала я пытался найти своего рода параллелизм, благодаря которому световые впечатления усиливали бы звуковые эффекты, но сейчас мне этого уже недостаточно! Теперь контрапункты света мне совершенно необходимы. Свет движется в соответствии со своей мелодией, как и звук. [...] Есть и другая возможность: мелодическая линия начинается в одной художественной форме, а заканчивается в другой, подобно тому, как кларнеты могут играть тему, а скрипки могут ее подхватывать и заканчивать в оркестровки произведения. [...] То есть, мелодия может начинаться со звуков, но продолжаться симфонией светящихся линий».
Поэма «Прометей» стала первым светомузыкальным произведением в мировой истории. Из-за отсутствия необходимой техники «Прометей» исполнялся как обычная симфоническая поэма.
По эскизам композитора его друг, профессор А.Э. Мозер, сконструировал модель светового аппарата «Прометей». Это был деревянный круг с двенадцатью разноцветными лампочками и кнопочной приставкой. Семь лампочек располагались в последовательности чередования цветов спектра, а остальные пять соединяли крайние спектральные цвета, обеспечивая переход от одного оттенка к другому.

Световой аппарат «Прометей». Из экспозиции мемориального музея.
Источник: https://scriabinmuseum.ru/article/1002/
Источник: https://scriabinmuseum.ru/article/1002/
Александ Скрябин был верующим человеком. Венцом его жизни должна была стать «Мистерия». Ее контуры композитор выстраивал более 10 лет. Мистерию оркестра, света, аромата, красок, движущейся архитектуры, стихов и хора в 7000 голосов он планировал представить в построенном храме на берегу Ганга. По задумке Скрябина, произведение должно было объединить все человечество, подарить людям чувство великого братства и начать отсчет времени для обновленного мира.
«Nota» — это дань уважения творцам, чьи чувства выходят за пределы материалистического мира, великим композиторам и их произведениям, их гениальности и страсти, которые они вложили в свою музыку.
В каждом звучит мелодия света.
Коллекция состоит из 8 нот и 6 созвучий к ним. Серия изготавливается из оникса Green Extra и сатинированной стали.
«Nota» — это дань уважения творцам, чьи чувства выходят за пределы материалистического мира, великим композиторам и их произведениям, их гениальности и страсти, которые они вложили в свою музыку.
В каждом звучит мелодия света.
Коллекция состоит из 8 нот и 6 созвучий к ним. Серия изготавливается из оникса Green Extra и сатинированной стали.

Слева направо: Потолочный светильник Nota DO, Настольный светильник Nota RE, Настенный светильник Nota MI, Потолочный светильник Nota FA

Слева направо: Потолочный светильник Nota SOL, Настольный светильник Nota LA, Настенный светильник Nota SI, Потолочный светильник Nota DO diese