ВСЕ ТЕКСТЫ

Безграничный полет фантазии: дома архитекторов / Виктория Конышкова

СТАТЬИ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Сегодня поговорим про особняки и доходные дома архитекторов в Санкт-Петербурге — В. А. Шретера, Н. Н. Никонова, К. К. Шмидта и многих. Все эти постройки были возведены зодчими для самих себя, поэтому никаких строгих ограничений, обычно возникающих со стороны заказчика, не было. Насколько это повлияло на архитектуру?

Доходный дом архитектора Шмидта

Карл Шмидт
В Петербурге, на углу Херсонской улицы и Перекупного переулка, в районе, который до революции считался окраиной города, находится бывший доходный дом архитектора Карла Шмидта — одного из родоначальников модерна в России. Среди его построек: особняк Форостовского, особняк Кельха, дача Фаберже (ныне разрушена).
Доходный дом К. К. Шмидта
Источник
Здание, построенное в 1901-1902 годах, отсылает нас к модерну своим флорально-анималистическим декором, однако в целом фасад достаточно лаконичен. Угловое расположение дома подчеркивает округлый эркер с конусообразным завершением. А под ним, в листьях чертополоха, спряталась сова: достаточно частый мотив в архитектуре Петербурга, являющийся верным признаком модерна. Отдельного внимания заслуживают лепнины с чертополохом, стелющиеся по фасаду: считалось, что чертополох отгоняет нечистую силу и является символом супружеской верности — что так органично для Шмидта, образцового семьянина.
Дом К. К. Шмидта. Детали.
Ф: Виктория Конышкова
Поскольку Карл Карлович Шмидт — русский архитектор немецкого происхождения, во многих его творениях прослеживается «немецкий архитектурный след». Так, именно он стал одним из первых представителей «кирпичного стиля» в Петербурге. А ведь кирпичные строения отсылают нас к архитектуре средневековья, католическим соборам - тому, что так неразрывно связано с немецкой культурой.

Так вот, уверена, что Шмидт не зря выбрал для собственного доходного дома именно кирпичную отделку фасада. Для архитектора собственный дом — «витрина» того, что ему нравится, и того, что он умеет, возможность показать полет фантазии. На примере собственного доходного дома К. К. Шмидт показал красоту голого кирпича, его лаконичность и выразительность.

Собственный доходный дом архитектора В. А. Шретера и особняк при нем

Виктор Шретер
В. А. Шретер — еще один русский архитектор немецкого происхождения, кто стал адептом кирпичного стиля — пожалуй, одним из главных. В Петербурге, рядом с Новой Голландией, на углу набережной реки Мойки и улицы Писарева, стоит особняк архитектора, а рядом возвышается его же доходный дом, который своими архитектурными мотивами, конечно же, перекликается с особняком. В облик обоих домов зодчий внес элементы готической архитектуры.
Общий вид на бывшие владения архитектора
Источник
Архитектор специально поместил на фасаде доходного дома семь эркеров треугольного сечения: во-первых, они делали внутренние помещения дома более освещенными, а во-вторых, треугольная форма, разворачивающая окна эркеров в две стороны, позволяла направить взгляд жильца исключительно вдоль канала, а не прямо. Напротив дома находилась тюрьма — не самое приятное соседство — и это надо было убрать из поля зрения. Благодаря такому изящному приему жильцы, смотря в свои окна, могли ненадолго забыть про стоящее рядом здание «Бутылки».
Доходный дом В. А. Шретера. Общий вид, план
Источник
Что касается двухэтажного особняка архитектора, возведенного в 1891 году: это дом, отсылающий нас к романской архитектуре, однако модерн в нем уже «просвечивается». На фасаде по Мойке дом украшен рельефом с изображением циркуля и треугольника. Многие считали это масонским символом, однако все куда менее прозаично: это отсылка к профессии хозяина дома.
Особняк Шретера
Источник

Доходный дом архитектора Н. Н. Никонова

На Колокольной улице в Петербурге есть «Дом-терем», возведенный в 1900 году в неорусском стиле. Никонов, много строивший для церкви, искренне любил русские мотивы в архитектуре, поэтому и собственный доходный дом, где он жил с семьей до своего отъезда из Петербурга в 1905 году, он возвел в стиле «à la russe».
Николай Никонов
Если обратиться к другим постройкам архитектора, например, церкви на улице Некрасова, можно сразу считать авторский почерк Никонова. Обилие красочной керамики на фасаде, использование элементов древнерусского зодчества, таких как «гирьки», высокая художественность декора.
Подворье Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря на улице Некрасова по проекту Никонова
Источник
В доме на Колокольной зодчий дал себе «разгуляться», создав крайне яркий и нетипичный для Петербурга фасад, благодаря чему здание является одним из любимых мест для экскурсий в наши дни.
Дом Никонова на Колокольной
Источник
Доходный дом Никонова. Детали
Источник
Дом на Колокольной - тот случай, когда здание стало визитной карточкой архитектора. Полагаю, что именно таким его и задумывал Н. Н. Никонов.

Дом архитектора Г. А. Боссе

Гаральд Боссе
На 4 линии Васильевского острова в Петербурге в 1850 году архитектором Гаральдом Боссе был построен собственный особняк в духе ренессансного палаццо.
Особняк Боссе
Источник
Планировка дома сочетала анфиладную систему и свободно расположенные помещения, а в центре находился восьмиугольный холл, большие столовая и гостиная. Интерьеры были в основном оформлены в стиле неоренессанса, но до наших дней, к сожалению, почти все внутренняя отделка не дошла.
Планировка особняка
Источник
При строительстве дома архитектор применил до того незнакомое для большинства зодчих объемно-планировочное решение: ведь за строгими «брамантовыми» окнами скрывалась свободная планировка. Тот факт, что это был собственный дом архитектора, породил поле для экспериментов: вряд ли консервативный заказчик позволил бы так «играться» с внутренними пространствами.

Собственный доходный дом А. Ф. Бубыря на Стремянной улице

Алексей Бубырь
Один из редких примеров, когда собственный доходный дом зодчий изначально строил не для себя. Северный модерн читается в каждом кусочке фасада дома на Стремянной, что так характерно для архитектора.
Дом Бубыря
Источник
Проектом Бубырь занимался совместно с Васильевым, и дом этот они строили на заказ. Однако еще на этапе стройки Бубырь решил выкупить дом на Стремянной, и поселился в нем с семьей на шестом этаже.
Николай Васильев
Васильев и Бубырь не раз работали над постройками вместе: например, строили доходный дом Дидерихса на Петроградской стороне или же принимали участие в создании жилого комплекса Бассейного товарищества собственных квартир на улице Некрасова.

Дом на стремянной богат анималистическими мотивами: здесь можно найти и ежика, и сову, а грубая фактура отделочного фасадного камня подчеркивает строгость здания и его северный дух.
Дом Бубыря. Детали
Источник

Доходный дом М. Б. Кварта

Архитектор Михаил Кварт построил собственный доходный дом на пересечении улицы Бакунина и 3-й Советской в Петербурге в 1911 году. Сейчас сложно оценить былую красоту этого здания, поскольку в 1960-х годах оно было лишено купола на углу и многих элементов декора, однако изначально это был прекрасный образец модерна.
Дом Кварта до революции
Источник
Дом Кварта. Детали
Дом Кварта в наши дни

Дом Иды Лидваль на Каменноостровском проспекте

Федор Лидваль
Доходный дом Иды Лидваль в Петербурге стал одной из первых работ ее сына — Федора Лидваля, который впоследствии стал одним из самых известных зодчих петербургского северного модерна. Поскольку заказчиком была мать архитектора, Лидваль не был стеснен какими-либо критериями. Благодаря этому появилась настоящая жемчужина Каменноостровского проспекта: доходный дом с курдонером, возведенный в 1904 году. На фасаде, который недавно, к счастью, отреставрировали — обилие лепного и чугунного декора.
Дореволюционные фото
Источник
Дом в наши дни
Источник

Собственный доходный дом Г. Г. фон Голи

В 1902 году, так же в стиле модерн, собственный доходный дом на Кронверкском проспекте в Петербурге возвел Густав фон Голи.

Это здание — воистину его творческая декларация: использованы все приемы раннего модерна, стилизованные мотивы барокко и рококо, ассиметричная композиция — смелость, которую архитектор не всегда мог себе позволить, работая на заказ. В этом доме фон Голи жил с семьей (кстати, он был женат на дочери архитектора Китнера).
Современный вид
Источник

Собственный доходный дом А. Л. Лишневского на улице Всеволода Вишневского

Александр Лишневский
Построенный в Петербурге в 1913 году, доходный дом был продуман архитектором до мелочей. Если сейчас нам кажется, что выбор стиля здания случаен, то это не так. Дело в том, что раньше напротив дома, там, где сейчас бизнес-центр, располагалась церковь преподобного Алексия Человека Божия (перестроена в советские годы), с архитектурными мотивами которой перекликался доходный дом. Порталы в стиле “à la russe” и прочие декоративные элементы вступали в диалог с украшениями храма. Сейчас же этот дуэт разрушен.

Надо сказать, что изначально доходный дом строился на заказ, однако еще в процессе строительства Александр Лишневский его выкупил.

Также интересно, что «мысовое» положение участка, окруженного улицами с 4 сторон, позволило применить принцип «палатного строения», то есть принцип свободной планировки. Надворные флигели отступают в глубину участка, усиливая пластику фасадов.
Доходный дом в наши дни
Источник
Детали
Источник
Церковь, находившаяся напротив доходного дома
Источник
Вид здания церкви в наши дни
Источник

Собственный доходный дом К. В. Маркова

Еще один доходный дом, построенный на Каменноостровском проспекте — дом Маркова, возведенный в 1909 году (под № 67). Архитектор разработал его в формах северного модерна.

Марков также владел домами № 63 и № 65 по Каменноостровскому, и они также изначально были задуманы в стиле модерна. Однако лишь дом № 67 был выстроен по его проекту, остальные же были возведены архитектором Щуко в неоклассическом стиле.
Доходный дом Маркова
Источник

Доходный дом Г. Ф. Эйлерса

Константин Эйлерс
На улице Рентгена в Петербурге высится еще один «модерновый» красавец. Авторы постройки — архитекторы К. Г. Эйлерс (сын хозяина дома) и Ф. И. Лидваль (последний был женат на сестре архитектора Эйлерса). Дом был возведен в 1914 году.

Заказчиком выступил отец зодчего Константина Эйлерса — Герман Эйлерс — крупнейший петербургский садовод и торговец цветами. Благодаря этому, как и в случае с домом Иды Лидваль, архитекторы были не скованы ограничениями и смогли создать изысканный дом.
Дом в наши дни
Источник

Собственный доходный дом П. М. Мульханова

Павел Мульханов
Еще один адрес на Петроградской стороне, где дом был спроектирован архитектором для самого себя — Лахтинская, 32. Павел Мульханов возвел его в 1905 году. Второй дом зодчего, возведенный в 1910 году, находится на Кронверкском проспекте, 65.
Дом на Лахтинской
Источник
Дом на Кронверкском
Источник

Собственный доходный дом Г. В. Барановского

Гавриил Барановский
Еще один собственный дом, возведенный зодчим для самого себя, находится на улице Достоевского, 36, и был возведен в 1897 году.

Одна из особенностей этого здания, выделяющая его из ряда других построек того времени — сплошные пояса балконов со второго по пятый этаж. Этот элемент придавал дому «Парижский» облик, в остальном же здание было достаточно лаконично.

Во дворе дома Барановский впервые в Петербурге создал висячий переход из парадного корпуса в дворовой, тем самым подняв стоимость квартир в последнем, ведь благодаря такой галерее все жильцы заходили домой через главную парадную, а не со двора. Подобные новшества вводились Барановским не из-за жажды экспериментов, а с исключительно функциональной точки зрения.
Дом в наши дни
Источник
Также стоит упомянуть доходные дома архитекторов Ф. Ф. Лумбурга и К. Н. де Рошефора, являющиеся хорошими примерами архитектуры, которая может возникнуть в неограниченном какими-либо рамками или требованиями сознании зодчего.
Дом Ф. Ф. Лумберга
Источник
Доходный дом де Рошефор (жены архитектора)
На примере всех этих зданий видно, что именно собственные доходные дома архитекторов являются наиболее яркими образцами разных стилей, выделяются во фронте улиц и привлекают к себе наше внимание.

Обсудив самые известные собственные доходные дома (и особняки) архитекторов в Петербурге, также нельзя не упомянуть и московские образцы этого типа архитектуры. Среди наиболее выдающихся примеров — дома Л. Н. Кекушева, Ф. О. Шехтеля. Среди советских образцов — Дом К. С. Мельникова.