ВСЕ ТЕКСТЫ

Переосмысление времени: магистратура в МАРШе / Елизавета Кравченко

СТАТЬИ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОЕКТЫ
Всем привет! Меня зовут Елизавета, я студентка первой российской магистратуры МАРШа, в этом году перешла уже на второй курс. В этой статье я расскажу про учебный процесс, как устроены сдачи/просмотры/критики. Также поделюсь личными ощущениями касаемо первого года обучения и расскажу о моем проекте солнечных терм, который МАРШ отобрал в топ-3 проекта магистратуры за 2023 год.

Почему МАРШ?

Еще будучи студенткой бакалавриата архитектурной академии в Ростове-на-Дону, я узнала о существовании московской архитектурной школы. На одном из занятий нам показали работы, которые были совсем не похожи на типичные проекты студентов архитекторов: это были не просто проекты детских садов, парковок и торговых центров. За каждым проектом стоял большой аналитический анализ и проработанная концепция. Тогда для меня это было нечто совершенно далекое и непостижимое, учеба в МАРШе для меня была мечтой.

После того занятия я стала активно следить за деятельностью школы, смотреть ежегодные защиты проектов и даже иногда приезжать в МАРШ на открытые мероприятия.

Когда же я закончила пятилетний бакалавриат в Ростове, поняла, что если и пойду на магистратуру в России, то только в МАРШ. Так и вышло, я подала оригинал диплома и прошла собеседование в августе, и вот уже в начале октября 2023 года я получила свой студенческий, скетчбук и встретилась с будущими одногруппниками.

Учебный процесс

Процесс обучения в МАРШе отличается от типичного государственного. Здесь также есть как бакалавриат, так и магистратура, с 2022 года школа выдает дипломы российского образования, но методы и принципы сохранила такие же, какие у нее сформировались в течение 12 лет при британской образовательной системе.

Мы делаем один проект в течение одного учебного года, даже на бакалавриате. Основой любого проекта являются брифы студий. Бриф — это, по сути, тема исследования, сформулированная преподавателями в начале учебного года. Эта тема может быть посвящена участку, философской концепции, культурным или социальным контекстам. В брифе не говорится о типологии будущего проекта или количестве необходимых парковочных мест, по моим ощущениям, это небольшая косточка, которая даст росток твоему проекту.

Студии же в МАРШе каждый год разные, какие-то существуют на постоянной основе, но все же тема исследования каждого года уникальна. Студентам предоставляется выбор понравившейся студии, обычно на бакалавриате их около четырех-пяти, на магистратуре от одного до трех.

Также существует система вертикальных студий: это когда в рамках одного брифа учатся студенты разных курсов. Например, сейчас в студии «Переосмысление пространства» мы учимся вместе с ребятами, кто поступил на магистратуру только в этом году. Это очень полезный опыт обмена и взаимодействия, когда ты не ограничен только своей группой, а можешь работать и творить вместе с другими крутыми ребятами.

Для того чтобы реализовать свои идеи, студенты МАРШа могут использовать самые различные мастерские для работы с материалами: гипс, керамика, работа с ЧПУ, лазерным станком, 3D-печатью. Студенты даже могут попробовать себя в ювелирном деле и шитье одежды. МАРШ является частью Universal University, поэтому у нас общие мастерские с Британской высшей школой дизайна. В последнее время мне очень нравится работать в темной комнате с пленкой и фотограммой.
Темная комната — одна из доступных мастерских для студентов

Сдача проектов

Для меня было непривычно презентовать задания в течение года почти каждую пятницу. Обычно мы это делали в виде выставки (называем это пин-áп) и на каждом занятии получали развернутую обратную связь не только от преподавателей, но и от одногруппников.
Вот как обычно выглядит наша аудитория. На пробковых досках мы вывешиваем наши наработки. В МАРШе это называется «Пин-ап».
Итоговый проект мы оформляем в виде портфолио со всеми рисунками, схемами, а также мы предоставляем дневники, где в произвольной форме рассказываем про весь наш процесс работы над проектом, отмечаем самые важные моменты, повлиявшие на итоговый результат. Для меня ведение дневников было впервые, я никогда не вела их в обычной жизни.

Проекты студий мы защищаем два раза в год: на мидтерме в декабре, когда мы подводим итоги первых исследований, и на финальной критике в июне. Критика — это, по сути, конструктивные замечания, которые высказывают известные архитекторы (и не только) касаемо твоего проекта.
Мое выступление на мидтерме я бы не назвала успешным, потому что такого опыта детальной презентации проекта у меня никогда не было. А вот на финальной сдаче я уже чувствовала себя намного увереннее, долго репетировала речь и в целом понимала структуру своего выступления. Мне очень нравится, что мы учимся не только создавать проекты, но и получаем реальный опыт презентации и подачи наших идей, учимся принимать конструктивную критику и на ее основе сделать проект еще лучше.
Как выглядела наша итоговая выставка-сдача проекта студии
Хорошо помню, как на предварительной критике Марат Невлютов, один из преподавателей МАРШа, заметил, что в моем проекте должны быть формы коллективного взаимодействия, отсылая к работам Ричарда Сеннета. После этого отчасти моя концепция была основана на интеракциях людей. Об этом проекте я расскажу далее.

Солнечные термы

Сейчас я бы хотела рассказать о своем первом годе обучения в студии Евгения Викторовича Асса, архитектора и основателя школы. Его студия «Переосмысление» существует с момента основания МАРШа. Каждый год студенты переосмысливают какой-то феномен, так или иначе связанный с архитектурой. В этом году я снова оказалась в студии Евгения Викторовича, и темой нашего переосмысления стало пространство.

А вот в прошлом году мы погрузились в изучение феномена времени. Вот как Евгений Викторович описывал наш бриф:

«Переосмысление времени» было десятым и, пожалуй, самым сложным заданием в череде брифов нашей студии. Если все предыдущие объекты переосмысления так или иначе обладали материальностью и могли быть отражены в архитектурной форме, то категория времени не поддается непосредственному воплощению в языке архитектуры. Это и было главной интригой этого года – как сделать ощутимой связь потока времени с архитектурной формой.»

В начале обучения нам предоставили обширный список литературы, на ознакомление с которым лично у меня ушел весь год. В студии с различной периодичностью (раз в неделю либо же раз в три недели) мы получали задания, с помощью которых мы постепенно приближались к итоговому проекту.
Мы провели акцию на Боголюбовском лугу, где связали время и пространство через движение. Это было одно из первых наших заданий и моя первая поездка во Владимир.

Эти первые задания, которые на первый взгляд не имеют прямого значения для проекта, очень повлияли на меня. Во втором задании нам было предложено изобразить время, я нарисовала короткую черно-белую анимацию со звуковым сопровождением, в которой я изобразила свое первое ощущение времени. Будучи ребенком, я удивилась, насколько по-разному течет время: где-то может медленно капать вода, быстро сыпаться песок в песочных часах, проходить люди и падать осенние листья. И все это происходило в один короткий момент времени. Местом, где это все произошло, была старая водолечебница в моем родном городе.

Манифест времени

К концу первого семестра мы должны сформировать свой манифест. Вот как описывает это задание сам Евгений Викторович и его ассистент Анвар Гарипов в задании:
«Проект-манифест является профессиональным кредо, отражающим ваши философские и художественные воззрения на архитектуру, творческие убеждения и стратегию вашей профессиональной деятельности. В процессе работы над проектом вы должны сформулировать некоторые тезисы, которые отразят и определят направленность вашего творческого процесса. Эти тезисы станут текстом вашего Манифеста.»
Мой манифест был посвящен теме космического времени.
«С древних веков люди вели свою жизнь согласно движению солнца. Использование света в качестве инструмента времени в архитектуре позволяет почувствовать сопричастность к первоначальному миру, приостановить стремительное течение времени», — отрывок из манифеста.

Место проекта

Определившись с направленностью проекта в сторону астрономического времени, я перешла к выбору места проектирования. В студии принято выбирать территорию, которая хорошо знакома тебе.

Моим местом стал Горячий Ключ — маленький городок на юге России. Это старейший на Кавказе курорт минеральных вод. Ключи или же источники достигают температуры +60 °C и бьют прямо у подножия горы. Город расположен в 50 км к югу от Краснодара и в 65 км от черноморского побережья. Рядом проходит трасса М4, а также находится ж/д станция — обязательная остановка для всех поездов, которые едут на Черное море.

Переломный момент

Однако после определения темы манифеста и места, я долго не могла прийти к основной концепции и форме своего объекта. Я читала Цумтора, Сеннета, Чуми, Тафури, Колхаса, чтобы понять: а что же я все таки делаю?

Вот например несколько мыслей из моего дневника, которые я записала после долгих попыток приблизиться к программе проекта:

«То есть я всегда считала архитектуру некой пространственностью, закованной в форму. Всегда был упор на функцию этой формы, она всегда определяла, что будет внутри. Никогда прежде я не думала о сценарии внутри, о программе в архитектуре. Это всегда была борьба функции и формы», — 5 марта 2024.

Скажу честно, мне очень тяжело дался такой переворот в моем сознании, в моем понимании архитектуры: я всегда ставила функцию выше ощущений и формы. Долгое время я не могла понять, что делаю неправильно и почему у меня не получается цельный проект. Почти всё, что я делала в период с января по начало марта, и вовсе не вошло в итоговый проект. Когда же я погрузилась в пространственную теорию архитектуры и стала задумываться, а что же происходит внутри моих терм, как течет там вода: идет ли она сплошным потоком или же слегка капает, а какой при этом звук, свет? Когда я по-настоящему почувствовала, что же должно происходить в моем проекте, я начала давать этим чувствам форменное выражение.

Концепция проекта терм

Моим представлением времени в проекте стали геометрические объемы, плавающие в общем пространстве. В них по-разному раскрываются отношения воды и света. Форма объемов адаптирует и отражает программу впечатлений термального комплекса. Хоть и в термах нет четко заданного пути, времяпрепровождение все же ограничено, они работают с самого первого луча солнца и до заката. Предполагается ежедневная программа, рассчитанная на 30 посетителей, где на протяжении всего светового дня они будут испытывать телом свет и воду.
Образная композиция проекта
Температурная схема объектов зала
В основном здании 11 видов различных объемов с различной температурой воды: пирамида пара, куб льда, сфера с пузырями, башня-водопад, звуковая труба, прямоугольный бассейн, душевые конусы, овальная пещера и световая башня. При этом многие объемы прорезаются сквозь основной зал, что создает уникальное взаимодействие каждого объема с солнечным светом.
Я бы хотела выделить несколько самых интересных (по моему мнению) объемов. Например, сфера с пузырями — это пространство, которое пронизано солнечными лучами благодаря отверстиям в крыше, вместе с горячими «покалывающими» пузырьками позволяют посетителям максимально точечно фокусироваться на своих ощущениях внутри пространства.
Центральный зал является не только композиционным центром, но и неким главным местом встречи для людей (возвращаясь к словам Марата). Для меня это место, где люди будут проводить больше всего времени, общаясь на ступенях, освещённых тёплым естественным светом.
Куб льда — одно из самых темных мест купания, вода холодная. Естественный свет лишь подсвечивает саму фигуру, внутри объема свет искусственный. Стены покрыты льдом с помощью трубок с фреоном и естественным намерзанием льда. Температура воды 16 градусов Цельсия, это натуральная температура из скважины № 20.
Все пространство терм становится своего рода астрономическим календарем, с помощью которого люди могут по-разному ощущать время: минуты, проведённые в кубе льда, будут казаться часами, а время в большом центральном бассейне с теплой водой и возможностью общения пролетит незаметно.
План первого этажа

В завершении

МАРШ научил чувствовать и понимать свою архитектуру. Для меня этот год стал переломным, я по-настоящему осознала, что архитектура — не набор функциональных зон или список необходимых помещений, а в первую очередь чувственное восприятие, которое ты передаешь через свой проект. А на этом я с вами прощаюсь, меня ждет еще один увлекательный и сложный год в школе. Может быть, через год я вернусь к вам с новым рассказом о моем дипломном проекте.

Inst: @elizabeth_kravchenko