ВСЕ ТЕКСТЫ

Архитектурный конструктор для школ и детских садов: как создать современное образовательное пространство / Надежда Федотова

ОБРАЗОВАНИЕ
Автор: Надежда Федотова, эксперт по образовательной архитектуре, основатель и креативный
директор архитектурной студии NF

Образовательная среда — это не просто стены и парты, а сложная экосистема, влияющая на качество обучения, безопасность и комфорт детей и педагогов. Анализ существующих школ показал, что многие из них устарели и не соответствуют актуальным исследованиям в области педагогики и когнитивного развития.
Студия NF изначально ориентировалась на человекоцентричный подход, учитывая не только функциональные, но и психологические потребности детей.
В 2020 году мы в Архитектурной студии NF начали работу над проектом, призванным сократить разрыв между традиционными школами и современными педагогическими практиками. Перед нами стояла чёткая цель: менять подход к проектированию образовательных пространств. Мы провели масштабное исследование: анализировали загруженность школ, изучали разные педагогические системы, общались с десятками директоров и учителей. Изначально планировалось создать универсальный проект школы, но практика показала: контекст везде разный. География, социальная среда, культурные особенности — всё это требует индивидуального подхода. Поэтому было решено разработать модульные концепты, которые можно комбинировать.
В 2021 году накопленный опыт лег в основу курса для School of Education, а в 2022-м мы командой приступили к созданию универсального проекта школы, который можно адаптировать под разные задачи. Результатом стал архитектурный конструктор школ и детских садов — набор гибких решений, которые можно адаптировать под любые условия.

Школа-гармошка: пространство, которое умеет меняться.

Традиционно школы проектируют под фиксированное число учеников, но реальность динамична: миграции, демографические волны, пандемии меняют требования к пространствам. Концепт «Школа-гармошка» предполагает трансформируемые помещения, которые можно быстро адаптировать под новые задачи — например, под гибридное обучение, малые группы или индивидуальные занятия.

Цикличная школа: здание, которое живёт 24/7

Как использовать здание вне учебного времени? Концепт предлагает интеграцию школы в жизнь район — вечерние курсы, коворкинги, мероприятия для местных жителей.

Технологичность образовательной среды

Схема. Две доски на двух разных стенах + работа учеников в типовом кабинете за одноместными
партами даст возможность учителю легко трансформировать кабинет под любой из методов
обучения, выйти за рамки фронтального обучения.
Схема. Создание мест для учеников с СДВГ.
Реализация: наличие 1 места, состоящего из парты, качающегося стула, табурета или мяча, перегородки на колесах высотой не более 1,6 м.
Архитектура школы должна поддерживать современные методы обучения. Это включает:
  • гибкие классы (легко менять планировку под разные форматы);
  • продвинутое оснащение (лаборатории, медиастудии, робототехнические
  • зоны);
  • безопасные и удобные потоки движения (чтобы избежать скопления в
  • коридорах).
Схема. Эффективное использование пространства. Реализация: объединение спортивного зала с актовым залом позволит увеличить эффективности пространств с 30% до 80%

Пассивная безопасность

Схема. Примеры реализации основного правила пассивной безопасности в школе или детском саду
Архитектура не решит проблему буллинга, но может снизить риски:
  • прозрачные перегородки в кабинетах для встреч «учитель–ученик»;
  • открытые пространства без «слепых зон»;
  • эргономичные зоны отдыха, снижающие уровень стресса.

Пространство для родителей

Схема. Пример организации зоны ожидания/кафе для родителей с зоной санузла и переговорной для встречи с учителями и директором. Эта же переговорная используется школой для образовательных целей
Современная школа — это партнёрство с семьёй, поэтому важно создавать:
  • комфортные зоны ожидания;
  • места для встреч с педагогами;
  • пространства для совместных мероприятий.
Команда NF продолжает исследования, фокусируясь на:
  • гибридном обучении и его влиянии на архитектуру;
  • роли искусственного интеллекта в образовательных пространствах;
  • экологичном проектировании (энергоэффективность, «зелёные»
  • материалы).
Одна из ключевых целей проекта — сделать знания о проектировании школ доступными. В России мало качественных ресурсов на эту тему, а спрос на современные образовательные пространства растёт.
Проектируя школы сегодня, мы создаём будущее, в котором предстоит жить нашим детям. И наша задача — сделать его удобным, безопасным и вдохновляющим.