Автор: Надежда Федотова, эксперт по образовательной архитектуре, основатель и креативный
директор архитектурной студии NF
директор архитектурной студии NF
Образовательная среда — это не просто стены и парты, а сложная экосистема, влияющая на качество обучения, безопасность и комфорт детей и педагогов. Анализ существующих школ показал, что многие из них устарели и не соответствуют актуальным исследованиям в области педагогики и когнитивного развития.
Студия NF изначально ориентировалась на человекоцентричный подход, учитывая не только функциональные, но и психологические потребности детей.
В 2020 году мы в Архитектурной студии NF начали работу над проектом, призванным сократить разрыв между традиционными школами и современными педагогическими практиками. Перед нами стояла чёткая цель: менять подход к проектированию образовательных пространств. Мы провели масштабное исследование: анализировали загруженность школ, изучали разные педагогические системы, общались с десятками директоров и учителей. Изначально планировалось создать универсальный проект школы, но практика показала: контекст везде разный. География, социальная среда, культурные особенности — всё это требует индивидуального подхода. Поэтому было решено разработать модульные концепты, которые можно комбинировать.
В 2021 году накопленный опыт лег в основу курса для School of Education, а в 2022-м мы командой приступили к созданию универсального проекта школы, который можно адаптировать под разные задачи. Результатом стал архитектурный конструктор школ и детских садов — набор гибких решений, которые можно адаптировать под любые условия.
Школа-гармошка: пространство, которое умеет меняться.
Традиционно школы проектируют под фиксированное число учеников, но реальность динамична: миграции, демографические волны, пандемии меняют требования к пространствам. Концепт «Школа-гармошка» предполагает трансформируемые помещения, которые можно быстро адаптировать под новые задачи — например, под гибридное обучение, малые группы или индивидуальные занятия.
Цикличная школа: здание, которое живёт 24/7

Как использовать здание вне учебного времени? Концепт предлагает интеграцию школы в жизнь район — вечерние курсы, коворкинги, мероприятия для местных жителей.
Технологичность образовательной среды


Схема. Две доски на двух разных стенах + работа учеников в типовом кабинете за одноместными
партами даст возможность учителю легко трансформировать кабинет под любой из методов
обучения, выйти за рамки фронтального обучения.
партами даст возможность учителю легко трансформировать кабинет под любой из методов
обучения, выйти за рамки фронтального обучения.

Схема. Создание мест для учеников с СДВГ.
Реализация: наличие 1 места, состоящего из парты, качающегося стула, табурета или мяча, перегородки на колесах высотой не более 1,6 м.
Реализация: наличие 1 места, состоящего из парты, качающегося стула, табурета или мяча, перегородки на колесах высотой не более 1,6 м.
Архитектура школы должна поддерживать современные методы обучения. Это включает:
- гибкие классы (легко менять планировку под разные форматы);
- продвинутое оснащение (лаборатории, медиастудии, робототехнические
- зоны);
- безопасные и удобные потоки движения (чтобы избежать скопления в
- коридорах).

Схема. Эффективное использование пространства. Реализация: объединение спортивного зала с актовым залом позволит увеличить эффективности пространств с 30% до 80%
Пассивная безопасность

Схема. Примеры реализации основного правила пассивной безопасности в школе или детском саду
Архитектура не решит проблему буллинга, но может снизить риски:
- прозрачные перегородки в кабинетах для встреч «учитель–ученик»;
- открытые пространства без «слепых зон»;
- эргономичные зоны отдыха, снижающие уровень стресса.
Пространство для родителей

Схема. Пример организации зоны ожидания/кафе для родителей с зоной санузла и переговорной для встречи с учителями и директором. Эта же переговорная используется школой для образовательных целей
Современная школа — это партнёрство с семьёй, поэтому важно создавать:
- комфортные зоны ожидания;
- места для встреч с педагогами;
- пространства для совместных мероприятий.
Команда NF продолжает исследования, фокусируясь на:
- гибридном обучении и его влиянии на архитектуру;
- роли искусственного интеллекта в образовательных пространствах;
- экологичном проектировании (энергоэффективность, «зелёные»
- материалы).
Одна из ключевых целей проекта — сделать знания о проектировании школ доступными. В России мало качественных ресурсов на эту тему, а спрос на современные образовательные пространства растёт.
Проектируя школы сегодня, мы создаём будущее, в котором предстоит жить нашим детям. И наша задача — сделать его удобным, безопасным и вдохновляющим.