ВСЕ ТЕКСТЫ
2025-08-28 17:08

Как звучит архитектура / Алексей Санду

СТАТЬИ
Алексей Санду - Основатель и Генеральный Директор архитектурного консалтингового бюро АРХИСТРА, член Союза Московских Архитекторов (СМА)

Архитектура - это…

Существует мнение, что архитектура — это прежде всего визуальное, немое искусство. В этом контексте мы привыкли говорить о композиции, пропорциях, масштабе. О том, как формы взаимодействуют со светом, как архитектурные линии, цветовые решения задают ритм и создают гармонию в пространстве. Но как в точности через архитектуру передать сильные живые эмоции: счастье, тревогу, печаль, торжество? Иногда, как, например, в готической архитектуре, это осуществлялось с помощью витражей, скульптур горгулий, веерных сводов — художественных акцентов, способных задать настроение и смысл.
Швейцарский архитектор Жак Херцог, сооснователь бюро Herzog & de Meuron, как-то сказал:
«Здание – это здание. Его невозможно читать как книгу; оно не имеет заголовка или таблички с названием, как картина в выставочном зале. В этом смысле наши творения абсолютно нерепрезентативны. Вся сила и мощь этих сооружений заключается в непосредственном и глубоком воздействии, которое они оказывают на смотрящего».
Heydar Aliyev Centre. Фото: Alexander Popovkin
Это воздействие, как правило, интуитивно. Оно не требует слов. Мы чувствуем его, находясь внутри пространства — благодаря определенным архитектурным элементам, отделке стен, материалам. Однако существует и другой, менее очевидный, но такой же мощный инструмент влияния — звук, являющийся нечто большим, чем просто физическим явлением. Когда в пространстве присутствует музыка (искусство, где организованные звуки используются для создания некоторой мелодии) архитектура становится живой акустическая средой. Особенно усиливается ее эмоциональная выразительность, способность оказывать глубокое воздействие на настроение и поведение. Вести прямой диалог с человеком.
Не зря музыка, например, составляла одну из семи основных дисциплин в античной и средневековой систем образования (лат. Septem Artes Liberales), а поэты-символисты считали ее высшим искусством: по их мнению, только музыка могла передать все тонкие переливы настроений, смутные ощущения и «несказанные» переживания людей.

Смысл, ритм, сила воздействия

Архитектура и музыка имеют гораздо больше общего, чем принято считать. Главное — архитектура, музыка, как и любой другой вид искусства, пробуждают чувства, передают конкретный смысл, вызывают потрясение и катарсис. «Искусство видоизменяет человека, делает его готовым к восприятию добра, высвобождает духовную энергию. В этом и есть его высокое назначение», — говорил советский режиссер Андрей Тарковский. Их объединяет сходство выразительных средств и общая культурная основа. Они обладают ритмом, пропорциями, гармонией и могут произвести эмоциональный эффект. Обе дисциплины работают с пространством и временем. Поэтому архитектуру еще нередко называют «застывшей музыкой» — определение восходит к сочинениям немецкого философа Фридриха Шеллинга. Схожая мысль звучит и у И. В. Гете в его «Изречениях в прозе», где он говорит, что «архитектура — это онемевшая музыка».

Исторически связь архитектуры и музыки ярче всего проявляется в церемониальных и сакральных пространствах. В византийских храмах и готических соборах звук становился частью священного опыта: реверберация куполов, задержка звука в нефах, многократные отражения пения создавали чувство возвышенности и придавали голосам небесную окраску. Присутствие звука не только эмоционально усиливало восприятие этих пространств, но и дополняло их, делая архитектуру поистине отрешенной от земли.
Театр в Эпидавре. Фото: Andy Fluet
Театр Диониса в Афинах. Фото: Swaraj
Эта же идея — использовать особенности распространения звука в помещении как средство воздействия — воплощена и в античных театрах. Театр в Эпидавре, Одеон Герода Аттика или театр Диониса в Афинах — всё это примеры шедевров архитектуры, где звук становился одним из ключевых элементов. Идеальная форма камней отражала звуки танцев, голоса ораторов, игры на музыкальных инструментах и пение во время шествий. Формы этих сооружений проектировались с невероятной точностью: особый угол наклона сидений, конфигурация орхестры, определенные виды материалов — всё работало с единой целью: донести голос актёра или музыку до каждой точки амфитеатра и через это звучание настроить взаимодействие с человеком, пусть и сидящего на последних рядах.

Звучащее пространство

Архитектура и музыка, несмотря на схожие художественные категории, воспринимаются по-разному и посредством совершенно разных органов чувств. Кроме того, архитектура раскрывается через световые волны, которые помогают выявить объемно-пространственную структуру объекта, а музыка — через звуковые и воспринимается в линейной последовательности. Но если углубиться в сам механизм восприятия, эта граница становится менее выраженной.

Любое восприятие — систематичный процесс. Мы знакомимся со зданием не сразу полностью, а постепенно, по частям: взгляд перемещается и далее на время задерживается в пространстве для детального рассмотрения. Мы исследуем здание так же, как и слушаем симфонию — фрагмент за фрагментом. Эта природа восприятия сближает два вида искусства. В основе взаимодействия с архитектурой и музыкой лежит опыт ожидания, предвкушения: предстоящего аккорда, следующего поворота или комнаты. И архитектура, и музыка стремятся к драматическому состоянию — к напряжённому, постепенно разворачивающемуся нарративу.

Параллели между звуком и пространством находят подтверждение и на неврологическом уровне. Когнитивное исследование 2021 года показало, что люди способны «видеть» пространство через слух» — особенно когда перемещаются в темных пространствах с отражающими поверхностями и выраженной реверберацией. Мы становимся немного похожими на летучих мышей: хлопок в ладоши позволяет нам прочитать геометрию помещения через отражение звука. Этот навык знаком многим незрячим людям, но, в той или иной степени, присутствует у всех нас.
Собор Святого Марка
Прослушивание музыки активирует в мозге зрительные зоны, отвечающие за обработку визуальной информации и открывают эквивалентный трёхмерный мир. Именно это объясняет функционал стереофонических систем, воспроизведение звука в которых вызывает пространственные ассоциации и формирует в нашем воображении проекцию комнаты — будто мы «видим» ее план и структуру. В полихоральной музыке эпохи Возрождения, например в соборе Святого Марка в Венеции, разные хоры располагались друг напротив друга и тем самым создавали тот самый эффект многомерного пространственного звука.
Берлинская филармония. Фото: Heribert Schindler
Наиболее показательным современным примером подобной взаимосвязи являются концертные залы — пространства, где архитектура и звук буквально становятся единым целым, а аудиальное восприятие пространства формирует общий опыт от присутствия в нем. В середине XX века идея получила яркое воплощение в проекте Берлинской филармонии архитектора Ханса Шаруна. В ней автор предложил радикально новую схему рассадки в стиле виноградника, назвав расположение блоков посетителей «восходящими виноградниками». Эта планировка подразумевает, что террасы, поднимаются не перед, а вокруг центральной сцены для оркестра. Акустическая отделка зала состоит из панелей дерева камбала с перфорацией и звукопоглощающей подложкой: они одновременно отражают и приглушают звук, создавая ощущение погружения.
Концертный зал имени Уолта Диснея. Фото: Tim Cheung
Этот же же акустический прием и метафору, что архитектура — это застывшая симфония в камне, которая при помощи звука превращается в еще более выразительную реальность, позднее особенно успешно развил Фрэнк Гери в концертном зале Уолта Диснея в Лос-Анджелесе. Гери говорил: как и все его проекты, концертный зал проектировался «изнутри наружу», что усиливает чистоту звучания в нем. Находясь в здании, слушатель словно оказывается внутри огромной деревянной виолончели: стены из дуба и пихты вибрируют вместе с аккордами музыкальных инструментов, звук обтекает пространство. Само здание же становится единой архитектурной симфонией из развевающихся металлических парусов и акустических отражателей, объединённых крупными ритмичными фрагментами — подобно тем контрастам, которые Бетховен использовал в своей симфонии №3.

«Архитектура звука»

В эпоху, когда общественные и другие типы зданий становятся оптимальной средой для музыкального опыта, и в то же время выразительные формы, акустические сценарии можно создавать с помощью цифровых технологий, архитектура и звук стремятся к синтезу, в котором каждое из искусств усиливает другое.

Особенно ярко архитектура начинает говорить, когда звук не просто присутствует как фон, а становится полноценным элементом архитектуры, который работает вместе с формой, цветом и светом, формирует у человека особое восприятие среды и влияет на его физическое и психологическое состояние. Сегодня это возможно реализовать благодаря знаниям в области нейронаук о влиянии различных типов звука на человека и его организм.

Представьте: вы заходите в музей, где приглушенная музыка стимулирует ваш мозг к познанию нового, активируя внимание и память. Или библиотеку, где мягкая акустическая среда создает сосредоточенное, но при этом почти медитативное состояние и позволяет глубже погрузиться в чтение и восприятие информации. Это и есть акустический дизайн — архитектура, проектируемая в тесном диалоге с наукой и музыкой.
Инсталляция STEREO FRAME от бюро АРХИСТРА. Фото: Павел Ланцов
Именно на этой не сразу очевидной связи возник проект проект «Архитектура звука» от нашего бюро — новый подход к интерьерному дизайну, в котором звук становится таким же важным инструментом, как свет, материалы и планировка.

Проект основан на понимании, что звуковая среда влияет на наше восприятие не меньше, чем визуальная. Аудиальные практики способны регулировать эмоциональное состояние, поддерживать концентрацию, снимать напряжение или, наоборот, активизировать когнитивные способности.



Сейчас основное внимание в проекте сосредоточено на изучении эмоционального расслабления и восстановления. Совместно с учёными Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, в частности исследователем и аспирантом Татьяной Ледневой, и современным экспериментальным музыкантом Егором Савельяновым мы исследуем, как звук воздействует на тело и сознание человека: снижает уровень тревожности, замедляет пульс, переключает внимание со стресса на отдыха и восстанавливает внутренний ресурс.

Ключевая цель проекта - интеграция разработанных в рамках исследования решений и звуковых сценариев в интерьерные решения для проектов общественных и офисных пространств, где для человека, в первую очередь, важна поддержка внешней среды, в том числе и архитектурной.

Архитектурное воплощение

Важным этапом масштабной междисциплинарной работы и первым практическим воплощением идей направления работы “Архитектура звука” стала инсталляция “STEREO FRAME”. Помимо демонстрации результатов исследования, она является архитектурной моделью, с помощью которой возможно тестировать различные музыкальные сценарии и акустические особенности пространства.
Стенд состоит из четырех порталов из разных материалов, которые ведут зрителя в новую реальность, где звук, свет и тактильные ощущения сливаются в единую мультисенсорную среду. Благодаря креативному подходу музыкантов и архитектурной работе с формой и материалами, в пространстве созданы акустические зоны, которые мягко воздействуют на восприятие человека и способствуют глубинному расслаблению — как на физиологическом, так и на психоэмоциональном уровне.

В центре композиции — легкий подвесной светильник из тонких нитей оптоволокна, окруженный зелеными лианами и отражающими поверхностями, которые усиливают эффект мерцания. Свет, исходящий изнутри порталов, по-разному взаимодействует с поверхностями, формируя эффект погружения и перехода в иное измерение.
Звук в пространстве стенда — равноправный участник архитектурного высказывания, способный существенно влиять на восприятие среды и внутреннее состояние человека. В этом проекте мы сознательно работали с аудиальным оформлением как с возможностью повлиять на уровень стресса и когнитивные функции человека. Звуковые решения были спроектированы так, чтобы снижать напряжение, способствовать расслаблению и поддерживать внутреннюю концентрацию.
«Я понимаю звук как важное средство воздействия, впечатления и не важно, находится он внутри концертных залов или в рамках выставочного стенда» - говорит автор музыкальной композиции, Егор Савельянов
Аудиосценарий внутри стенда выстроен в соответствии с логикой движения человека: по мере приближения к центру звуковая картина трансформируется, вовлекая посетителя в процесс внутреннего замедления и концентрации. Музыкальная композиция строится на научных принципах ритмического сопряжения (entrainment) — способности физиологических и нейронных процессов тела синхронизироваться с внешними ритмами. Также в проекте используются и психоакустические эффекты, а именно звуковые иллюзии — замедляющийся ритм и ускользающий звук, которые создают необходимый эффект «территории спокойствия».
Таким образом, инсталляция представляет собой не просто четыре разных звуковых маршрута со своими акустическими характеристиками. Это единая смысловая система, которая позволяет посетителю стать частью звукового пространства, а само пространство — продолжением его тела и восприятия. Кроме того, по результатам конкурсной программы Trend Rooms 2025 — специального проекта форума Office next — стенд был отмечен лучшим в категории «Оригинальное решение».

Мультисенсорная архитектура

Традиционно архитектура считалась, прежде всего, визуальным искусством. Пространство анализировали через свет, форму и цвет. Однако в последние десятилетия стало ясно. Восприятие архитектурных объектов задействует почти все органы чувств: зрение, слух, обоняние и в некоторых случаях даже вкус.

Поэтому современная архитектура всё чаще выходит за пределы только визуального восприятия и превращается в мультисенсорный опыт, где звук играет роль полноценного строительного материала. Аудиодизайн способен формировать характер пространства, задавать ритм, масштаб и даже намекнуть на его назначение. От архитектурных инсталляций до общественных или городских пространств — аудиальное сопровождение становится неотъемлемой частью заботы о ментальном комфорте и физическом самочувствии. Звуковая среда выстраивает глубинную связь между телом и внешним искусственным окружением, помогая человеку вступать с ним в активное взаимодействие на уровне не только эмоциональных, но и даже когнитивных реакций.

Сегодня, когда архитектура становится частью сознательной заботы о благополучии, внимание к звуку является необходимым условием для понимания, как взаимодействуют окружающие факторы и различные органы чувств человека. Ведь именно это знание позволяет создавать человекоцентричную среду, которая действительно способствует концентрации внимания, умственной активности или наоборот — психологическому расслаблению.