ВСЕ ТЕКСТЫ

Интервью с Филиппо Феррари из Италии / Майя Блажко

Время чтения: 3 мин
Сегодня мы поговорим с молодым итальянским студентом, Филиппо Феррари.

М: Как обычно вы, итальянцы, приступаете к проекту, когда получаете задание на проектирование?

Относительно старта мы делали забавную вещь у меня на бакалавриате. Нам нужно было в первую неделю поехать на территорию и подготовить фотоэссе. Обычно это 10-15 фотографий, с помощью которых ты знакомишься со специфическими особенностями места. На этом этапе мы всегда ещё изучали историческую составляющую местности. И в этом наше отличие как Итальянской школы. Например, у меня есть друзья из Бельгии и Франции и, насколько я знаю, для них приоритет – форма здания. Здесь в Милане мы тратим больше времени на изучение истории, и совместимость с местностью для нас приоритет.

М: Кстати, мне всегда было интересно, как фактически ты используешь в проекте информацию о том, когда здание было построено, что со зданием произошло в разные периоды времени. Потому что напрямую, как мне кажется, мы не используем эту информацию.

Ф: Ключевое слово напрямую. Я считаю, что изучение истории перед непосредственным проектированием помогает на этапе дизайна на подсознательном уровне. Это как у айсберга есть вершина, а есть гигантская часть, что спрятана под водой.

М: Есть ли что-то, что в какой-то момент сильно повлияло на твое архитектурное мышление?

Ф: Сложный вопрос, но у меня есть ответ. Вообще не только в Милане, но и в других городах Европы есть интересный феномен – как старое пытается ужиться с новым. К примеру, узкие улицы, которые переполнены автомобилями или, помнишь, видео из 2020, как в пандемию соседи некоторых квартир “чокались” бокалами через окно, потому что не могли выходить на улицу. Для меня интересно, как эта действительно плотная городская застройка в целом в какой-то момент прерывается общественным пространством. С точки зрения моего восприятия, площадь, пустоты, дворы особенно важны здесь (в Европе), так как они выявляются на сильнейшем контрасте. Это вещь, которую я подсознательно держу в голове, когда проектирую что-то в Италии или вокруг.

М: А насколько важно, по-твоему, изучение истории архитектуры для архитектора?

Ф: Думаю, это важно, но если брать во внимание каждого архитектора как последовательный шаг в развитии цивилизации. Например, в доскональном изучении Палладио или Серлио, не брав во внимание Мис ван дер Роэ, я вижу однобокий и неполный подход к дизайну. Конечно, условный Марио может любить какую угодно эпоху – это замечательно. Если ты любишь что-то, но видишь и другое тоже, то твой взгляд и подход честнее и чище. Ты защищен от повторений идей других людей, кто уже сказал что-то прежде, основываясь на работах своих успешных современников.

М: Филиппо, что бы ты посоветовал молодому архитектору?

Ф: Я скажу сейчас, может быть, то, что ты не хотела бы слышать. Никого не осуждаю, потому что я и сам так делал, но я убежден, если как можно больше молодых специалистов перестанут соглашаться работать за бесплатно, перерабатывать, жертвовать своим здоровьем, архитектура не станет хуже и мир не рухнет. Такая инициатива снизу вверх имеет потенциал изменить ситуацию. Я люблю архитектуру и всё, что с ней связано, но это не единственное, что есть в моей жизни, и это нормально!
Источники изображений:

1 – 2: От автора