ВСЕ ТЕКСТЫ
2024-11-06 01:28

Проект воссоздания собора в Барнауле / Анна Мунгалова

ПРОЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Название: Воссоздание Петро-Павловского собора в городе Барнауле
Автор: Анна Мунгалова
Категория: Диплом
Учебное заведение: АлтГТУ им. И. И. Ползунова
Руководители проекта: Поморов Сергей Борисович, Крейдун Юрий Александрович
Год: 2024

ИСТОРИЯ

Рассказ о проекте воссоздания Петро-Павловского собора в городе Барнауле, следует начать с его истории. Она лежит у истоков храмового строительства Сибири.
После разрушения одной из первых клетских церквей во имя воскресения Харисова в Белоярской крепости в городе окончательно сформировалась потребность в строительстве своего собственного культурно-религиозного центра.

Так в 1749 году была возведена деревянная Петро-Павловская церковь. Но она быстро обветшала, поэтому решили построить каменный собор.

Первый его проект создан московским архитектором Князем П. В. Макуловым, приверженцем барочного стиля, и датируется 1767 годом. В связи с высокой стоимостью строительства, местной администрацией было принято решение поручить барнаульскому инженеру И. Медеру и подпоручику П. Попову уменьшить стоимость проекта за счет декора и размера.

Строительство собора было начато в 1771 году и завершено в 1774. Стоит заметить, что не все было возведено как задумано, например, много попыток и времени ушло на купола. Рвалось железо, отчего пришлось изменить первоначально задуманную форму.

В середине XIX в. собор был существенно перестроен в следствии чего почти утратил свой «барочный» вид, который роднил его с петербургской архитектурной школой. Были упрощены декоративные элементы, непосредственно над оконными проемами трапезной появился карниз, а над ним – парапет, отсутствовавший в первоначальном проекте. Изменилась форма купола, исчез фонарь с главкой.

В 1930-х годах Петро-Павловский собор был разрушен.

После этого Соборную площадь переименовали в площадь Свободы. На ней будет разбит сквер с фонтаном. Она на долгое время станет центральной городской площадью, на которой будут проводиться праздничные демонстрации, спортивно-массовые мероприятия, организовываться новогодняя площадь.

За годы после сноса собора в сквере площади Свободы появилось несколько памятников. В 1953 году был установлен памятник дважды Герою Советского Союза, летчику-штурмовику П. А. Плотникову, и несколько позднее бюст И. И. Ползунову. А в мае 2010 года на площади был открыт памятник «Прощание. Жертвам политических репрессий посвящается».

Стоит упомянуть и о первом барнаульском кладбище, которое было разбито на площади Свободы в 1750 году. Оно располагалось в 40 метрах к северо-западу от ограды деревянной Петропавловской церкви и имело размеры приблизительно 34 на 21 метра. После возведения каменного Петропавловского собора в 1771-1774 годах барнаульское заводское кладбище расположили к юго-востоку от него. В 1772 году, в связи с указом императрицы Екатерина II, согласно которому все захоронения при церквях и в черте городов были запрещены. Был составлен план Нагорного кладбища.

Далее предоставлены схемы исторического развития площади свободы.
Начало XVIII века
На площади Свободы построены казармы для работников производств. От них развивается ось улицы Ползунова, тогда Главная Офицерская улица (еще одно название «улица по левую сторону от казарм»).
Середина XVIII века
В 1748 году строится Деревянный Петропавловский собор, который замыкает перспективу Главной Офицерской улицы. При нем было открыто первое барнаульское кладбище. Формируется улица Иркутская.
Конец XVIII века
В конце 1760х годов было принято решение о строительстве нового каменного собора. Его архитектор - московский князь. П. В. Макулов. Кладбище частично переносится на территорию нагорного парка.
Начало XX века
В 1930 году каменный Петропавловский собор и прилегающие к нему постройки окончательно разрушаются. На месте Соборной площади появляется сквер площадь Свободы.

АНАЛИТИКА

На сегодняшний день воссоздание Петро-Павловского собора не самая простая задача, но при ее решении может существенно улучшиться качество городской среды. В ходе аналитической работы был выявлен ряд проблем, требующих решения.

ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Рядом с участком проектирования расположено значительное количество объектов культурного наследия. К сожалению, многие из них находятся в плачевном состоянии: полу заброшенность, необходимость в капитальном ремонте, отсутствие единого стиля застройки и надлежащего благоустройства. Один из объектов, Контора купца А. 0Г. Морозова, был утрачен в 2018 году.
Схема объектов культурного наследия
ТРАНСПОРТНО ПЕШЕХОДНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Территория проектирования выгодно расположена в центре города, рядом со въездом в него, и окружена с трех сторон дорогами.
Схема транспортной доступности
Один из наиболее острых вопросов, препятствующих возвращению собора на прежнее место – бывший пожарный островок, на сегодняшний день большая парковка на 105 машиномест по середине площади Свободы. Она разделяет транспортный поток проспекта Социалистический на две части, в связи с чем формируется аварийность на перекрёстках с улицами Ползунова и Пушкина.
Схема движения автомобилей и парковочных мест
Стоить заметить, что работа над проектом велась совместно с кафедрой дорожного хозяйства, студент, Алексей Кравчекно, провел более сложную работу по анализу транспортного движения.

Положительное качество участка проектирования развитая прилегающая система общественного транспорта. Рядом находится достаточное количество остановочных пунктов.
Схема пешеходной доступности
ЛАНДШАФТНО-ВИЗУЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Архитектурная среда, в которой расположен объект проектирования, не смотря на статус по кадастровой карте «историческая застройка» имеет весьма разнообразный стилевой состав. Здесь встречаются практически все стили зданий, которые иногда сомнительно сочетаются между собой. Речь идет скорее о новых сооружениях, которые не считаются с контекстом.

Присутствует большое количество неудачно реконструированных объектов, в отделке которых используются дешевые материалы, совершенно не отражающие особенности материальной структуры архитектуры объекта.
Схема морфотипов застройки
Был проведен визуальный анализ застройки, прилегающей к территории проектирования. Выявлены общие цветовые решения, материалы экстерьеров зданий, формы и символы.
Визуальный анализ прилегающей к территории проектирования застройки
АНАЛИЗ ОЗЕЛЕНЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ

Стоит так же отметить проблему значительного сокращения озеленения на прилегающих территориях. Большинство деревьев снесено или вероятнее всего будет снесено в недалеком будущем, в связи с возрастом.

На приведенной ниже фотографии наглядно видно насколько сократилось количество деревьев. Причем уже нет и тех деревьев, что есть на фотографии ниже.
Схема существующего озеленения
Фотографии богадельни купца Пуртова в разные года

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Петро-Павловский собор – градообразующий объект города Барнаула, первое общественно-культурное место. Сегодня от него остался только фундамент, который скрыт под слоем асфальта, в связи с чем о его истории с каждым поколением знает все меньше и меньше людей.

Площадь Свободы сама по себе так же имеет ряд вопросов, требующих решения. Они связаны со сложной транспортной сетью и отсутствием комфортной пешеходной среды.

Воссоздание собора – возможность рассказать жителям о его истории, показать ее наглядно, например, открыв фундамент. Строительство на прежнем месте позволит сформировать новую улично-дорожную сеть на площади Свободы, а реконструкция территории - новое функциональное наполнение и комфортную среду. Чтобы повлиять на проблему озеленённости в городе, в проекте будет предложена высадка новых деревьев в сквере и на прилегающих территориях.

Внешний облик собора в проекте представлен двумя вариантами, для того чтобы можно было сравнить его внешний вид в разных эпохах и в разных стилевых направлениях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕОРГАНИЗЫЦИИ ТРАНСПОРНОГО ДВИЖЕНИЯ

Проектом предложено два варианта реорганизации транспортного движения: с минимальными изменениями и с радикальными.

ВАРИАНТ РЕОРГАНИЗАЦИИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ С МИНИМАЛЬНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ

В данном варианте предлагается изменить контур благоустройства сквера на площади свободы. Часть парковки со стороны улицы Пушкина отвести под площадь перед собором. Оставшуюся часть реорганизовать под парковочные места, в количестве 58 машиномест (среди которых предусмотрено 5 машиномест для инвалидов).

Также предполагается смещение проезжей части проспекта Социалистический на участке от ул. Пушкина до ул. Ползунова. Участок проспекта Социалистический от ул. Гоголя до ул. Пушкина предлагается сделать односторонним.
Схема реорганизации дорожного движения. Вариант 1
ВАРИАНТ РЕОРГАНИЗАЦИИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ С ПЕРЕКРЫТИЕМ УЧАСТКА УЛ. ПУШКИНА

В данном варианте предлагается более существенное изменение схемы дорожного движения. В нем предполагается создание пешеходной зоны по улице Пушкина в границах от проспекта Ленина до проспекта Социалистического. Такое предложение обусловлено наличием на данном промежутке крупных общественных объектов, таких как: концертный зал Сибирь и театр Кукол. Так же наблюдается потенциальное развитие других объектов. Здание богадельни купца Пуртова было выкуплено в марте 2024 года, в нем предполагаются общественные функции. В здании по адресу ул. Пушкина, 50 расположился офис фирмы «Алтай традиция», которая планирует проведение мастер-классов. Деревянный бывший жилой дом, по адресу ул. Пушкина, 45, тоже может быть наполнен новыми функциями.

Въезд для служебных машин к концертному залу Сибирь и театру Кукол вызывает в реалистичности данного варианта, и требует более сложной проработки проекта.
Схема реорганизации дорожного движения. Вариант 2

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТКА

Территория площади Свободы исторически всегда была точкой притяжения и местом праздничных гуляний. Поэтому проектом предлагается формирование площадки для беспрепятственного проведения массовых мероприятий. Часть парковки перед собором отдана под небольшую площадь. Оставшаяся территория реорганизована под парковку меньшего размера, но с сохранившимся количеством мест. Она может быть перекрыта на праздничный период для формирования единого площадного пространства.

Благоустройство территории направлено на формирование вокруг собора среды, подчеркивающей его достоинства, рассказывающей его историю, и дополняющей его новыми функциями, и визуальными образами.

При проектировании участка были использованы современные приемы работы со средой культовых православных объектов. Так, например, было принято решение отказаться от ограды вокруг собора, а также вписать в сквер детскую площадку. Вокруг собора заложена зона шириной в 7 м для крестного хода. Повторяя его форму по периметру предлагается возведение модульного многофункционального объекта, в котором могут быть размещены: церковная лавка, кафе, читальный зал, коворкинги и т. д. Жители города смогут предложить свое видение взаимодействия с объектом в рамка заданной формы.
Генеральный план участка
1. Петро-Павловский собор
2. Линейный модульный многофункциональный объект
3. Детская площадка
4. Реорганизованная парковка

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЯ

Так как храм на протяжении своей истории претерпевал различные изменения, автор проекта прибегает к вариативному проектированию, предлагающему два варианта будущего облика храма:

— Исторический барочный вариант Петро-Павловского собора (воссоздаваемый облик)

—Поисковый вариант обновленного Петро-Павловского собора

Последний должен отразить в себе две важные вещи: старые традиции и история воссоздаваемого объекта и современные тенденции, и технологии в архитектуре.
ИСТОРИЧЕСКИЙ БАРОЧНЫЙ ВАРИАНТ ПЕТРО-ПАВЛОВСКОГО СОБОРА (ВОССОЗДАВАЕМЫЙ ОБЛИК)
Данный вариант представляет собой воссоздание Петро-Павловского собора в барочном стиле по проекту князя П. В. Макулова. Размеры приняты с учетом измерительной системы XIX века и типоразмеров материалов, предположительно использованных при строительстве. Материалы несущих элементов, внешней отделки частично заменены на более современные.

Количество крылец по периметру храма – 5. С западной стороны располагается главный вход в храм. Из алтаря с северной стороны ведет в сквер небольшая дверь.

Окраска стен собора двухцветная: светло-зеленый цвет на плоских поверхностях и палевый на выступающих элементах декора. Покрытие алтаря, церкви, трапезной и колокольни выполнено из железа. Купола церкви и колокольни обшиты вызолоченным листовым железом. Края крыши украшены крашенными деревянными перилами. В декоре фасадов использованы 22 чугунных херувима.

Покрытие пола в храме, на крыльцах чугунное, составленное из разных видов плит. Точных чертежей рисунка плит не сохранилось, поэтому в дальнейшем они будут разработаны на основе примеров чугунных полов в храмах томской области, откуда были привезены в Петро-Павловский собор.
План 1-го этажа
ПОИСКОВЫЙ ВАРИАНТ ОБНОВЛЕННОГО ПЕТРО-ПАВЛОВСКОГО СОБОРА
В данном варианте проставляется авторское видение интерпретации образа Петро-Павловского собора в городе Барнауле. Собор был много раз видоизменен начиная с этапа разработки чертежей, заканчивая своим последним обликом до уничтожения. Новый Петро-Павловский собор несет в себе особенности всех образов собора, дополненных современными деталями и решениями.

Объем храма увеличен, он сформирован вокруг сохранившегося фундамента и поднят над землей на цокольный этаж.

Чтобы показать исторический артефакт использован прием «археологического окна»: фундамент будет виден под прочным стеклом – триплексом, по которому можно будет ходить.

Крыльца в здании отсутствуют. Цокольный этаж содержит в себе двадцать четыре открытых арочных проема. Вход на западе – главный, выделен выступающей сдвоенной аркой. Цоколь внутри состоит из трех рядов сводов, расположенных под молельным залом.

В колокольне расположены все вертикальные коммуникации:
— две лестницы, ведущие на этаж с молельным залом, алтарем, солеей и клиросом и на помост звонаря;
— два лифта на этаж с молельным залом, алтарем, солеей и клиросом.

Вход в молельный зал представляет собой витражную конструкцию. За ними молельный зал из трех сводчатых рядов. В конце Солея и клирос, скрывающие алтарь.

Внешнее убранство храма отсылает к своим деталям в предыдущим вариантам: расположение окон в молельном зале взято с барочного варианта, форма входа отсылает к состоянию собора на момент сноса.

Форма главного купола и колокольни – обобщена. Как уже было сказано, форма этих элементов здания очень много раз была изменена, поэтому, чтобы не выделять какой-то конкретный образ было принято решение обобщить форму куполов до полусферы на цилиндрическом барабане. Тем не менее форма хаотично разбросанных окон отсылает к разным периодам существования Петро-Павловского собора. Количество окон в главном куполе и световом барабане – 16. Количество окон в колокольне – 9.

Купола полностью обшиты листовым титаном с выдавленным рельефным паттерном, изображающим херувимов. Это тоже отсылка к барочному варианту, на нем, как было написано выше, были размещены чугунные херувимы.

Внешняя и внутренняя отделка храма выполнена в белом цвете. Лаконичные циркульные детали украшают храм и напоминают об уникальном стиле барокко, в котором первоначально задумывался.
В интерьере колокольни используются металлические открытые конструкции, выкрашенные в белый цвет: лестничный пролеты и перила, перекрытия и балки, фермы, на которых они установлены. Они смотрятся легко и воздушно благодаря цвету и фактуре.

Планировка колокольни была существенно изменена, относительно своих предыдущих вариантов. Форма ее основания принята от облика Петро-Павловского собора 1 930х годов. Внутри расположились вертикальные коммуникации и помост звонаря, попасть на который сможет только он, либо группа экскурсии.

Основная часть, собственно церковь, имеет историческую планировку, в немного измененных пропорциях. Трапезная стала менее вытянутой и более широкой.
План 1-го этажа
План 2-го этажа