ВСЕ ТЕКСТЫ

Как архитектор — архитектору: интервью об интервью / Разгулова Анна

Автор: Разгулова Анна, архитектор, основатель Dva Kvadrata Studio, автор telegram-канала «Сказ про Dva Kvadrata»

Первый день лета 2024 года: Сергей Колчин [сооснователь бюро Le Atelier] даёт мне интервью по видеосвязи из транзитной зоны аэропорта.
Аэропорт — место, где всегда хотелось записать интервью. Транзитная зона, некоторое безвременье, и ты начинаешь думать, кто ты в этой точке. Находишься нигде. Очень правильное для интервью место.
Интервью — это ответ на вопрос, кто ты в этой точке сейчас, вне времени и пространства.
Первый день выставки Moscow Urban Forum, 2019 год: я в непосредственно детской радости и одновременно растерянности фотографирую инсталляцию «Материальность будущего», разработанную компанией Citymakers по дизайн-проекту архитектурного бюро «Правда», и думаю о том, кто я в этом моменте тогда, насколько материально моё будущее и каким оно может быть, если для бюро «Правда» так представлено настоящее. Сентябрь 2024 года: Петр Мироненко [основатель Pravda Bureau] цинично в «Циниках» за столиком пока ещё летней веранды наблюдает за тенью и светом Патриарших переулков и рассказывает о планах и стратегиях развития.
Интервью – это ответ на вопрос, кем ты был раньше и кем ты хочешь стать, когда вырастешь, и насколько возможно контролировать своё время и пространство между этими двумя константами.
Инсталляция «Материальность будущего», фото автора.
Октябрь 2024 года: редактирую очередное интервью на высоте 10000 метров; конечно вспоминаю лайфхак для архитекторов в путешествии от Сергея Колчина – брать в самолете место у прохода так, чтобы рука с мышкой оказывалась свободной и было пространство для маневра.
Ноябрь 2024 года: на улице идёт дождь, а у меня идёт концерт – Борис Львовский [сооснователь Da Bureau] по видеосвязи из Лондона делится опытом, как создать проект, построенный на истории и не требующий правок от заказчика, а за его спиной на стеллаже в офисе можно рассмотреть кубки огня и награды, в том числе последнюю – которую бюро получило за несколько проектов на церемонии AMP Awards в музее Гуггенхайма в Бильбао.
Интервью – это ответ на вопрос, кто ты в этой точке сейчас, в конкретный период времени и пространства профессиональной среды.
Декабрь 2024 года: пишу интервью об опыте интервью.
Интервью – это ответы на вопросы самому себе, и для героя, и для интервьюера, в данном случае героини за кадром.

— Анна Максимовна, как Вы дошли до жизни такой решили сделать интервью архитектора с архитектором?

Есть такой тип фильмов – условно «У каждого своё кино» – когда разные режиссеры на одну тему снимают свою точку зрения в своей стилистике, предлагают свой вариант решения задачи. В архитектуре это можно увидеть на конкурсных проектах, тендерах, выставке "MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века" – всё это проявления творческого начала профессии. А если исследовать тёмную сторону силы – говорить об архитектуре как бизнесе?
Как у архитектора в диалоге с архитекторами и не только, у меня получается быть одновременно на разных полюсах планеты «Интервью» и пытаться смотреть с двух противоположных позиций. Процесс развития своего бюро показываю в канале «Сказ про Dva Kvadrata» – именно поэтому меня субъективно интересуют чужой опыт и чужие истории. Истории – это длинная форма импровизации. К своей импровизации хотелось бы быть подготовленной. У меня на это пять причин.
Первая причина – так называемая «ошибка выжившего». Есть ли какой-то правильный путь или в творческих профессиях примеров удачных прибыльных бизнесов не так много – и тогда мы имеем дело с ошибкой выжившего? Как оказаться со щитом, а не на щите? В чём секрет? И какая пропорция удачного стечения обстоятельств и продуманных действий? Все эти вопросы я задавала себе, теперь у меня есть возможность задавать их другим.
Вторая причина – поиск баланса. Как подходить к организации бизнеса в архитектурной среде, среде на стыке двух знаков зодиака – куспиду между строительством и дизайном, функциональностью и красотой. Может быть, это моё когнитивное искажение, подпитывающее иллюзию уникальности профессии. Насколько успешный архитектор в принципе должен поймать равновесие между творческой материей и материальностью? Какие качества должны быть у руководителя и/или предпринимателя в креативной сфере? Художник обязательно должен быть голодным? В таком случае, архитектор – художник или всё-таки нет? Я коллекционирую интерпретации этой дилеммы.
Третья причина – мысленный эксперимент. Как смотреть на систему изнутри? Можешь ли ты видеть схему механизмов целиком, их взаимодействие и, что, пожалуй, значительно важнее, можешь ли влиять на работу, если давно стал одним из винтиков? Этот многогранный вопрос существует и относительно бизнес-процессов и управления системой бюро, и относительно интервью, и относительно понимания своего места в конкретный период времени и пространства профессиональной среды.
Четвертая причина – списки. Я адепт религии списков. Несомненно, на пути самурая есть определенные отметки пройденных вёрст – и мне нужна ментальная карта. Поваренная книга с рецептом «как создать бизнес в творческой сфере, чтобы получить свой кусок пирога» и желательно перечнем ингредиентов. Расписать по пунктам, разложить по полочкам обучающие методички и инструкции, как из точки А прийти в точку Б, - только практическая польза. Где та вероятностная безымянная точка приложения усилий, чтобы перевернуть Землю?
Пятая причина – саморефлексия. Все вопросы я задаю не только героям; все вопросы я задаю в первую очередь себе. Возможно, сверяю настройки внутреннего компаса. Этот опыт диалогов – моя бумаготерапия.

— Какие главные вопросы Вы задаёте героям?

Первый вопрос - ну почему? Лай-ла-ла. Почему своё дело? Мне интересна мотивация: мотивация начать и, что, пожалуй, значительно важнее, мотивация продолжать. Феномен спринтеров и феномен марафонцев.
В эфире передача «сам себе режиссёр», точнее - сама себе медиа; я не буду спрашивать банальное «Чем вы вдохновлялись при создании проекта?» - потому что знаю, как и чем вдохновляются архитекторы, какой путь проект проходит от идеи до реализации и какой путь от идеи до реализации проходит архитектор. Меня интересуют достаточно прикладные вещи: как начать делегировать, где искать заказчиков, как найти свой «голос».
Каждый герой – ментор, каждый – учитель. Я в рамках этих отношений в роли падавана, до Генерала Леи Органы еще много Чубакк нужно пройти.

— Что общего у Ваших героев?

Основная тема интервью – путь самурая предпринимателя. У всех героев есть абсолютно чёткое понимание: чтобы куда-то идти, надо делать шаги, а не плыть по течению.

— Какой самый интересный ответ пока Вы получали на свои вопросы?

На вопрос о самом уникальном запросе: имелось в виду проектирование, может быть домик для хомяка или батутный центр, – но гендиректор компании ЛЕБЕР в интервью ответил, что самый уникальный запрос у них был от налоговой: пришлите все документы за все время.

— Как правильно построить диалог?

Я еще не Познер, не волшебник, я только учусь. Очень греет спасительная мысль: если вы в чём-то не разбираетесь – начните разбираться и разберетесь. Есть краткие правила искусства интервью от Владимира Познера; цитирую, однако не могу удержаться от того, чтобы не прокомментировать их относительно моего опыта интервью – текстового и видео, в кадре и за кадром.
  • Первый вопрос. Очень важный. Он должен, с одной стороны, цеплять публику, а с другой - быть совершенно неожиданным для интервьюируемого. Должен его сбить с толку. Не обидеть (хотя и такое возможно), но обязательно вызвать в нем чувство неуверенности, чуть взбудоражить его. – Не надо будоражить архитекторов и предпринимателей, они скорее всего и так в основном находятся в подобном состоянии, особенно когда есть возможность показать свою позицию. Но вопрос должен быть интересным – и собеседнику должно быть интересно на эту тему говорить.
  • Смотреть в глаза. Постоянно. Не отпускать. – Вы когда-нибудь играли в «гляделки» с Познером? Мне кажется, именно это вызывает чувство неуверенности и чуть будоражит.
  • Пытаться не жестикулировать: это отвлекает от того, что вы говорите. Использовать жест к месту. – Вспоминаю, когда либо я, либо мой герой тянется к ручке и бумаге с фразой «подожди, проще начертить».
  • Использовать паузу (для радио и ТВ). Скажем, ваш собеседник сказал что-то такое, что кажется вам абсолютно неприемлемым. Вы не отвечаете, а молча – с некоторым удивлением – смотрите на него. Секунд пять.
  • Никогда не спорьте: это не дебаты. Вам надо добиться ответа на вопрос.
  • Слушать. Слушать не только то, что говорит объект вашего внимания, но и слушать, как он говорит – быстро ли, медленно ли, напряженно ли, – слушать, чтобы понять, задел ли его ваш вопрос, как задел, обрадовал ли, огорчил ли, рассердил ли, слушать интонацию, слушать так, будто от этого зависит, будет у тебя завтра работа или не будет.
  • Слышать.
  • Сделайте так, чтобы человек почувствовал, что он вам интересен. Даже если это не так – сделайте. Потому что если человеку покажется, что он неинтересен вам, интервью провалится. – Каждый человек – это целый мир. Если вы не можете найти с кем-то даже одну общую тему для диалога, вопрос, интересен ли вам этот мир и зачем тогда интервью?
  • Не тяните одеяло на себя. Говорите поменьше. Помните, что не у вас берут интервью, а вы берете. – Говорите поменьше, но говорите, чтобы показать, что вы слушаете и слышите.
  • И последнее. Держите свое мнение при себе. Вы выясняете мнение другого человека. Это ваша задача.

Проекты героев интервью на канале Сказ про Dva Kvadrata
На одно интервью уходит от нескольких недель до нескольких месяцев: найти контакт, договориться о встрече (это не моя основная профессиональная деятельность – о профессиональной деятельности читайте в канале Сказ про Dva Kvadarata по хэштегу #ералаш), согласовать, провести встречу, не сравнивая себя с Познером, расшифровать и отредактировать материал, сверстать и выпустить в определенный момент. Всё на чистом энтузиазме.
Меня настолько увлекает это направление, что появился еще один отдельный канал — Дело в квадрате. Дело и во мне, и в моих героях. Когда дело становится бизнесом – это уже дело в квадрате. Я ищу правильную формулу.
Сейчас у меня на каналах вышло девятнадцать интервью, согласован выпуск формата на момент публикации этой статьи – еще на тридцать (тридцать, Карл!), из них в редакции – семь одновременно.
Это не игры, здесь всё серьезно.