ВСЕ ТЕКСТЫ

От транспортных узлов — к многофункциональным хабам: как вокзалы стали центрами притяжения досуга и искусства / Марина Димова

СТАТЬИ
Сегодня транспортно-развязочные узлы перестали быть просто местом отправки в дальний путь — теперь это уникальные мультикультурные пространства, объединяющие творчество, досуг и комфорт. Вокзалы превратились в оживленные городские хабы, где можно не только отправиться в поездку, но и провести насыщенный рабочий день, познакомиться ближе с историей города, посетить выставку, выпить кофе или устроить встречу с друзьями.

Однако превратить обычный узел в такую точку притяжения — непростая задача, требующая профессионального подхода. О тонкостях проектирования современных транспортных центров и главных тенденциях рассказывает Марина Димова, руководитель и партнер UNK design.

Аудитория и ее потребности

Прежде всего, огромное значение имеет изучение потребностей и характера аудитории, а также организация транспортного потока. Чтобы вокзал сохранял свою привлекательность и эффективность вне зависимости от времени суток, разрабатываются специальные модели распределения пассажиров в обычное время и часы пик с учетом нужд каждого.

Один из ключевых элементов удачного и эффективного пространства — это чёткое разделение функциональных зон. Активные участки вокзала, включающие, например, продажу билетов, обслуживание пассажиров, пункт выдачи багажа, должны гармонично сосуществовать рядом с зонами отдыха, работы, экспозиций, ожидания, детскими площадками, не мешая друг другу и включая в себя все необходимое. Эта стратегия помогает избежать очередей, пробок и дискомфортного нахождения путешественников в нецелесообразных пространствах.

Учет потребностей различных групп пассажиров — ключевой аспект грамотного проектирования вокзала. Ведь каждый посетитель имеет свои уникальные нужды и ожидания:
  • Деловые пассажиры нуждаются в зонах коворкинга, рабочих пространствах с быстрым Wi-Fi и зарядками, позволяющими продолжить работу даже вне офиса.

  • Семьи с детьми требуют игровых зон и специальных помещений для малышей, чтобы обеспечить комфортное ожидание без шума и беспокойства окружающих. А также комнаты матери и ребенка.

  • Туристы, представляющие значительную долю посетителей, нуждаются в интуитивно понятных многоязычных интерфейсах и легко доступной справочной службе. А также в магазинах, где можно совершить те или иные покупки.

  • Пожилые люди и инвалиды заслуживают внимания в виде удобной навигации, безбарьерной среды и комфортабельных мест отдыха.
Благодаря глубокому пониманию специфики запросов каждой целевой аудитории возможно создать универсальное и удобное пространство, способствующее комфортному пребыванию на вокзале для всех категорий пассажиров.

Например, ТПУ «Нижегородская», крупнейший в Европе транспортно-пересадочный узел, объединяет метро, железнодорожную станцию, торгово-офисные и общественные пространства. Здесь созданы коворкинги, помещения для работы, зоны для отдыха, кафе и озеленённые крыши. В рамках ТПУ «Нижегородской» расположен ТРЦ с различными торговыми, спортивными и развлекательными функциями. Данный ТПУ — пример того, как можно адаптировать инфраструктуру под запросы деловых пассажиров, туристов и местных жителей одновременно.
ТПУ «Нижегородская»
Одни из международных примеров – St. Pancras Internationalв Лондоне и Berlin Hauptbahnhof в Германии. Проекты представляют собой не просто жд-станции, но и целыепространства с коммерческими зонами, где люди проводят время за покупками, работой, не только ожидая поезд. К 2026 году ожидается завершение реконструкции Северного вокзала в Париже. Цель проекта — превратить вокзал в часть города, интегрировав городскую жизнь внутри него. Верхние этажи займут деревянные павильоны среди садовых насаждений, служащие крышей всего здания; здесь разместятся спортплощадки, включая беговую дорожку и рестораны с обзором Монмартра.
St. Pancras International
Berlin Hauptbahnhof
Реконструкция Северного вокзала в Париже

Материалы и технологии

Каждое пространство должно быть комфортными как с физической, так и с психологической точек зрения. Для этого применяются передовые материалы и технологии. Например, играет важную роль организация качественного освещения и вентиляции, ведь помещения принимают значительный поток посетителей ежедневно, и каждому из них должно быть комфортно. Важно уделить внимание выбору материалов и цветовой гаммы интерьера, создаваятем самым атмосферу психологической гармонии. Интерьер не должен оказывать раздражающего воздействия на психику. Важную роль играет здесь и подбор мебели: ожидание отправки/прибытия порой может занимать немало времени. Зоны вокзала должны включать мягкие и удобные кресла, диваны, а также кресла-массажеры. Не забывайте интегрировать детали, создающие ощущение домашнего уюта, и дополнять зоны грамотно подобранными источниками звука, такими как тихая музыка, звучащая в фоновом режиме, и едва уловимые ароматы, придающие дополнительную глубину ощущениям.

Звукоизоляция и акустический комфорт — один из важнейших факторов комфорта пребывания на вокзалах при нескончаемом потоке людей. Грамотно спроектированная система шумоподавления в закрытых зонах позволит избежать утомительного шума толпы, громких объявлений и звуков транспорта, делая пребывание на вокзале спокойным и приятным даже для самого чувствительного посетителя. И при этом посетители точно услышат нужное объявление, не заглушенное громкими звуками на вокзале.

Навигационная система должна быть интуитивно понятной и удобной. Четкая разметка путей движения, наглядность маршрутов и доступность необходимой информации обеспечат легкость ориентации каждому гостю, независимо от опыта путешествий, возраста и уровня владения местным языком.

Умные сенсорные системы, взаимодействующие с мобильными устройствами пользователей, позволяют значительно упростить процесс ориентирования и выбора оптимального маршрута передвижения по зданию вокзала. Такие цифровые помощники помогают пассажирам быстро находить нужные платформы, проверять расписание поездов и получать всю необходимую информацию прямо на экран смартфона. Приложения предоставляют возможность бронирования мест в зонах повышенной комфортности, оплаты услуг онлайн, исключая необходимость стоять в длинных очередях. Эта технология способствует значительному улучшению качества сервиса и повышает общий уровень удовлетворенности клиентов.

Кроме технологических инноваций, современные проекты уделяют большое внимание созданию экологичных зеленых зон. Внутри просторных залов появляются настоящие зеленые уголки с живыми растениями, включая даже небольшие деревья. Как, например, в крупнейшем ЖД вокзале Мадрида и всей Испании Atocha. Подобный ландшафт оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние пассажиров, улучшает качество воздуха и придает помещению особый шарм и гармонию.
ЖД вокзал Atocha
Еще одним важным аспектом последних десятилетий стало стремление сделать общественные пространства доступными и удобными для всех категорий населения. Инклюзивность стала неотъемлемой частью процесса проектирования вокзалов. Для достижения этой цели используются тактильно-визуальные полосы, мультимедийные информационные панели, оснащенные системами распознавания голоса и многие другие технические средства. Эти новшества делают пространство удобным и безопасным для маломобильных групп населения, пожилых людей, родителей с маленькими детьми и др. Современные подходы направлены на достижение гармоничного сочетания эстетической выразительности и социальной ответственности, обеспечивая максимальный комфорт для каждого посетителя вне зависимости от физических возможностей и потребностей.
ЖД станция «Москва-Каланчёвская» — образец внедрения современных цифровых технологий: интерактивные терминалы, онлайн-навигация, бесконтактная система контроля, экраны с актуальной информацией на нескольких языках.

Одним из ярких международных примеров выступает вокзал Kanazawa в Японии. Помимо инновационного купольного дизайна и прозрачных фасадов, он оборудован продуманной системой климат-контроля, зоной тишины и высокоэффективной системой навигации на трёх языках.
ЖД вокзал Kanazawa
Еще один известный зарубежный кейс — вокзал Utrecht Centraal в Нидерландах. Он был полностью переосмыслен как «городской катализатор»: пространство включает торговые галереи, эко-острова, удобные переходы и крытую велосипедную парковку на 12 500 мест — крупнейшую в мире.
ЖД вокзал Utrecht Centraal

Гибкость и долговечность

Все функциональные зоны вокзалов должны существовать не один сезон, а длительное время оставаться пригодными для использования. Поэтому так важно проектировать гибкие пространства, способные адаптироваться под различные сценарии эксплуатации. Пространства должны обладать гибкой структурой, позволяющей менять конфигурацию зон, перераспределять потоки и оптимизировать инфраструктуру согласно меняющимся потребностям пользователей и владельцев инфраструктуры. Такая пластичность делает пространство эффективным инструментом решения любых возникающих задач, повышая общую эффективность обслуживания пассажиров и комфортабельность пространства.

Сегодня наблюдается отчетливая тенденция к применению модульных конструкций, обеспечивающих высокий уровень практичности и универсальности внутреннего устройства вокзалов. Модульные конструкции представляют собой отдельные компоненты, легко собираемые и демонтируемые, что позволяет оперативно обновлять оформление пространства без серьезных финансовых затрат и неудобств для посетителей. Благодаря этому интерьер остается динамичным и современным, адаптируясь под нужды постоянно меняющегося общества.

При выборе материалов ключевое значение приобретают свойства долговечности и устойчивости к внешним воздействиям. Ведь значительные пассажиропотоки предъявляют повышенные требования к качеству покрытий, сохраняя их привлекательность и функциональность на протяжении длительного периода эксплуатации. Сейчас все чаще используются специальные защитные покрытия, предотвращающие появление отпечатков пальцев, «AntiFinger». Устойчивые к царапинам поверхности и износостойкие отделочные материалы. Использование таких технологий позволяет поддерживать эстетичный внешний вид помещений, минимизируя необходимость постоянного ухода и ремонта. Особенно ценятся материалы, обладающие высокой степенью антивандальной защиты. Они обеспечивают сохранение первозданного облика пространства, несмотря на интенсивное воздействие большого количества людей. Это достигается благодаря специальным составам и технологиям обработки поверхностей, способствующим длительной сохранности внешнего вида и функциональности всех элементов дизайна.

В России гибкость и модульность особенно активно реализуются в новых проектах РЖД и московских ТПУ. Например, новый ТПУ на станции МЦД «Печатники» задуман как «динамический объект», способный трансформироваться в зависимости от времени суток и потока людей. Некоторые зоны могут использоваться для выставок и мероприятий в вечернее время, а утром возвращаться к базовым функциям обслуживания пассажиров.
Международный пример — французский вокзал Lyon-Saint Exupéry. Здание построено из долговечных материалов (бетон, стекло, сталь) с минимальными затратами на обслуживание, а система пространственного зонирования легко масштабируется и адаптируется к изменяющимся пассажиропотокам.
ЖД вокзал Lyon-Saint Exupéry

Искусство и культура

Фото и картинные выставки, арт-инсталляции, исторические экспозиции сейчас можно увидеть не только в музеях - они стали уже привычными элементами вокзалов. Неудивительно, что сейчас транспортные узлы превратились в культурные центры, где можно просвещаться или узнать больше об истории того или иного города, поэтому многие из них проектируются с различными культурными символами, чтобы подчеркнуть индивидуальность локации и усилить впечатления путешественников от ее посещения.

Например, внутри Витебского вокзала в Петербурге бережно сохранены элементы исторического интерьера, установлен бюст Николая 1, рядом с которым расположены таблички с датой постройки вокзала по его указу. В зоне ожидания на втором этаже на стенах можно увидеть картины, изображающие, например, станцию Царскосельской ж.д в Санкт-Петербурге в 1837 г., или первый проезд Николая 1 по Царскосельской ж.д того же года. Также на вокзале представлена выставка «Поезда милосердия» к 80-летию Великой Победы.
Витебский вокзал
Один из ярких примеров культурной идентичности в архитектуре — Казанский вокзал, спроектированный Алексеем Щусевым. Он сочетает в себе черты древнерусского зодчества и мотивы Востока, отсылая к архитектуре Казани и Поволжья. Сегодня этот вокзал выполняет не только транспортную функцию, но и культурную: исторические интерьеры, фрески и мозаика превращают его в своего рода музей. Пространства вокзала периодически используются для временных выставок и культурных мероприятий, формируя у посетителей ощущение связи с историей и региональной идентичностью.
Казанский вокзал
Grand Central Terminal в Нью-Йорке давно стал не только транспортным узлом, но и культурной и гастрономической точкой. В его пространстве проходят концерты, выставки и даже театральные постановки. В главном зале сохранился уникальный потолок с изображением звездного неба, а выставочные пространства функционируют круглогодично.
Grand Central Terminal
Другой значимый пример — Kyoto Station в Японии, где помимо транспортной функции вокзал выполняет роль «города внутри города»: здесь расположены театр KyotoTheater, выставочные площадки, галереи и сады на крыше.
Kyoto Station
Такие проекты подчеркивают важность культурного наследия, способствуют сохранению исторической памяти и создают благоприятную среду для духовного обогащения каждого посетителя. Архитектурные решения современных транспортных узлов помимо актуальных и передовых технологий и предметов дизайна могут также включатьэлементы местного колорита, формирующие позитивные ассоциации и усиливающие восприятие уникальности конкретного региона или города. Таким образом, посещение вокзала становится незабываемым событием, позволяющим почувствовать дух места ещё до знакомства с самим городом, а не просто местом отправки или прибытия.
Таким образом, современные транспортно-пересадочные узлы уже давно вышли за рамки сугубо инфраструктурных объектов. Они становятся пространствами мультикультурного диалога, точками соединения истории и инноваций, работы и досуга. Примеры как российских, так и международных проектов показывают, что грамотно спроектированный ТПУ — это не просто удобство, но и новый уровень качества городской среды, который влияет на образ города в глазах как жителей, так и гостей.