ВСЕ ТЕКСТЫ

Ночь в городе / Иван Федянин

ОСВЕЩЕНИЕ СТАТЬИ
Иван Федянин, светодизайнер, основатель светотехнической компании L1. Куратор и преподаватель программы «Световой дизайн» в архитектурной школе МАРШ, преподаватель на платформе «Софт Культура». Выпускник кафедры светотехники МЭИ и МШУ Сколково. Автор telegram-канала «Про свет».
То, как мы воспринимаем окружающую среду днем, определяет естественный источник света — солнце. Но с наступлением темноты современный человек не останавливает свою активную деятельность. Поэтому важно, чтобы искусственный свет не просто устранял темноту, но и не вредил здоровью, экологии и мог создать нужную атмосферу. Кроме того, освещение играет огромную роль в восприятии города после захода солнца: создаёт его альтернативный, вечерний образ и формирует его идентичность. О том, какую роль искусственный свет играет в жизни современного человека и города, мы поговорили с дизайнером освещения и автором телеграм-канала «Про свет» Иваном Федяниным.

Человек в доэлектрическую эпоху

С момента приручения огня около 400 тысяч лет назад и до появления электричества, жизнь человека подчинялась природным суточным ритмам. Наши предки начинали свой день с рассветом и заканчивали с закатом солнца.

Позже с развитием человечества и архитектуры жизнь протекала в полутемных помещениях с небольшими окнами, одинаково обоснованными как жарким, так и холодным климатом: в первом случае стены дома не должны пропускать внутрь жар с улицы, во втором – холод. Появившиеся с развитием быта искусственные источники света ценились особенно: их берегли и не тратили без крайней нужды.

Например, крестьяне собирались по вечерам в одной избе, чтобы при свете общей свечи, лучины или лампы заниматься рукоделием: прясть, ткать, шить. В домах знатных людей сам интерьер создавался с тем, чтобы максимально приумножать свет. Зеркала, начищенная до блеска посуда, стекло и хрусталь, фаянс и мозаика, украшения из золота и ограненных камней разбивали световые потоки на множество отраженных лучей.

Электричество, появившееся каких-то полтора столетия назад, разделило нашу историю взаимоотношений со светом на «до» и «после». Яркий электрический свет помог человеку победить темноту и сегодня позволяет нам активно жить и работать чуть ли не круглые сутки. У этого преимущества есть и обратная сторона – за последние пару веков мы стали меньше и хуже спать, променяв полноценный отдых на общение с мерцающими экранами.

Городское освещение: история вопроса

Город — это крайне сложная многоуровневая система организации жизни, каждый элемент которой должен быть функционален и между собой работать слаженно: архитектура зданий, транспортные связи, общественные пространства, коммуникации. И если основы градостроительства широко стали применяться еще в античности, то уличное освещение долгое время решалось точечно. В Древних Афинах было принято снаряжать в провожатые гостю, хорошо отдохнувшему на пиру, раба с лампой. В Древнем Риме на главных улицах крепились факелы, но все равно ночью город за пределами домов оставались крайне небезопасным местом.

Попытки внедрения городского освещения предпринимались в европейских столицах начиная со Средних веков, но спиртовые и масляные фонари не могли обеспечить должной яркости и постоянства горения. Следующим этапом массового централизованного освещения улиц стало использование газовых фонарей. Последней на сегодняшний день — массовая электрификация, а затем и изобретение светодиодного освещения, которое делает искусственный свет более доступным, долговечным и эффективным.

Гармония света и тени

Теплый свет более привычен природе человека — он создает уютную и расслабляющую атмосферу, в то время как холодный способствует концентрации и активности. И, хотя сегодня мы намного лучше понимаем законы восприятия света, в городах нередко наблюдается переизбыток яркого холодного освещения, которое может негативно сказываться на нашем самочувствии.

Всегда стоит помнить о необходимости соблюдения баланса между страхом темноты и световым шумом, который может действовать на человека не менее пагубно, чем загрязнение воды или воздуха. Наибольшим рискам такого рода подвержены жители мегаполисов.

Один из путей решения этой проблемы – налаженное сотрудничество между градостроителями, архитекторами, светотехниками и светодизайнерами, которые могли бы воздавать продуманные световые сценарии в городе еще на этапе проектирования зданий и кварталов.

Если раньше города нуждались в увеличении количества света, то сейчас пришло время подумать о зонах темноты. Если в ясную ночь в небе над крупным мегаполисом видно 30-50 звезд, то на расстоянии примерно 100 километров от города уровень светового загрязнения существенно снижается и количество звезд на ночном небосводе кратно возрастает. При этом и организм человека моментально реагирует на резкое изменение среды: спать хочется раньше, а утренний подъем на рассвете не воспринимается как пытка.

Кроме дискомфорта для человека, световое загрязнение пагубно сказывается и на экологии. Слишком яркая городская иллюминация влияет на пути миграции птиц и насекомых. Казалось, стоит порадоваться тому, что в мегаполисах становится меньше назойливых комаров и мошек. Но насекомые — кормовая база для птиц, которых тоже становится меньше, то есть нарушается работа целых экосистем.

Осознавая все эти закономерности, архитекторы и застройщики заранее должны задумываться над тем, как будет выглядеть город вечером, какими маршрутами будут следовать его жители и какие эмоции при этом испытывать.

Функции городского освещения: безопасность, навигация, эстетика, идентичность

Хорошая система освещения городского ландшафта работает не хуже, чем сценический свет во время спектакля: он переносит фокус нашего внимания с одного объекта на другой. Фонари выстраивают маршруты для пешеходов и автомобильного движения, точечно подсвечиваются заслуживающие внимания архитектурные детали зданий, магазины мерцают яркими витринами, переливаются неоном вывески. Интенсивность и оттенок света могут создавать совершенно разное настроение.

Важен и вопрос безопасности: грамотное освещение дорожно-транспортных узлов и шоссе уменьшает количество аварий, светлые улицы позволяют снизить уровень преступности и дают человеку ощущение дружелюбной среды.

Свет в городской ткани выполняет функцию навигации – продумывая маршруты перемещения людей в городе, мы должны сопровождать их в вечернее время максимально комфортным светом, направлять потоки пешеходов и помогать им ориентироваться.

И, конечно, свет участвует в создании эстетического образа зданий и пространств. Иногда какое-то не очень важное строение может светиться слишком ярко, в то время как более ценное с культурной точки зрения здание может оказаться буквально в тени условной автомойки. Навязчивая реклама на медиаэкранах в сочетании с темными остановками автобусов – это неразумно с точки зрения глобального тренда на человекоцентричность урбанистических решений. Поэтому важно не давать отдельным объектам нарушать иерархию восприятия.

Вечерний образ города и световая идентичность

Искусственный свет работает с ощущениями и создает вечерний облик города, который будет отличаться от своей дневной версии. После захода солнца наше внимание привлекают разные источники света — это может быть утонченное освещение исторической архитектуры, мачты дорожных фонарей, мерцающие стробоскопом неоновые вывески, которые будто стараются перекричать друг друга, а где-то будет просто темно. Темнота тоже может быть частью вечернего образа.

При этом самый весомый вклад в световую идентичность города вносит утилитарное дорожное освещение. Фасадное освещение почти всегда находится в поле зрения человека и поэтому является вторым по весу слагаемым световой идентичности. Здесь важна гармония и наличие общей эстетической программы. Хорошо, когда городские власти уделяют внимание не только центральным улицам и основным достопримечательностям, но стараются отстроить световую картину в целом.

Эффектность вечернего облика обеспечивает распределение световых доминант в городской панораме. Так обозначают хорошо подсвеченные здания, которые выделяются по своему историческому или культурному значению, или просто по размеру. Например, сталинские высотки, комплекс «Москва-Сити», Храм Христа Спасителя, дом Пашкова и другие здания, ставшие архитектурными символами столицы.

Они привлекают внимание, формируют неповторимый архитектурный силуэт города и организуют потоки пешеходов.

В сумме свет создает безопасность, которая трансформируется в удовольствие от общения с местом, где вы живете. Если же город, интересный и дружелюбный днем, вечером превращается в унылое царство тьмы, вряд ли вам захочется испытывать судьбу прогулками.

Сама гармоничная атмосфера вечернего города порождает многостороннее культурное взаимодействие: ночные экскурсии, фестивали, прогулки по рекам и каналам и другие виды досуга, привлекающие как местных жителей, так и туристов. Такие возможности обогащают жизнь каждого города и делают его намного более комфортным для жизни.