Работа с контекстом и историей места – основная сфера моих научных интересов. Уже несколько лет я изучаю то, как starchitecture встраивается в ткань европейских городов. С удовольствием поделюсь материалами с аудиторией ЛОКУС’а.
Сегодня мне хочется показать известнейший проекта Дэвида Чипперфильда James Simon Gallery с точки зрения, о которой вы возможно никогда не задумывались. Уместность, казалось бы, контрастного современного объёма галереи в историческом ансамбле Музейного Острова, признают даже самые консервативные ценители старины и классики. Проект настолько точно отражает дух места, что критиковать его становиться сложно.
Как архитекторам удалось добиться такого эффекта? В первую очередь, благодаря четкому ответу на функциональную необходимость. По словам Александра Шварца (партнёр бюро) Музейный остров, походил на пятерых друзей, сидящих вокруг стола спинами друг к другу и смотрящих в разные стороны. Музеям не хватало общей инфраструктуры и связанности друг с другом. Отсюда и появилась идея единой входной группы, с парадной лестницей и всеми необходимыми бытовыми функциями. Галереи с колоннадами связали музеи острова в единый ансамбль снаружи, а подземные проходы внутри.
Сегодня мне хочется показать известнейший проекта Дэвида Чипперфильда James Simon Gallery с точки зрения, о которой вы возможно никогда не задумывались. Уместность, казалось бы, контрастного современного объёма галереи в историческом ансамбле Музейного Острова, признают даже самые консервативные ценители старины и классики. Проект настолько точно отражает дух места, что критиковать его становиться сложно.
Как архитекторам удалось добиться такого эффекта? В первую очередь, благодаря четкому ответу на функциональную необходимость. По словам Александра Шварца (партнёр бюро) Музейный остров, походил на пятерых друзей, сидящих вокруг стола спинами друг к другу и смотрящих в разные стороны. Музеям не хватало общей инфраструктуры и связанности друг с другом. Отсюда и появилась идея единой входной группы, с парадной лестницей и всеми необходимыми бытовыми функциями. Галереи с колоннадами связали музеи острова в единый ансамбль снаружи, а подземные проходы внутри.
Но всё же, хочется разобраться откуда взялась эта простая и одновременно утонченная форма? Ответ кроется в тщательном изучении истории Музейного острова. Предпроектный анализ затрагивал не только то, что физически когда-то располагалось на месте галереи, но и архив идей немецких архитекторов, работавших с ансамблем Музейного Острова в XIX веке.
Оперевшись на лекции Александра Шварца и архивы немецких библиотек, проследим корни формообразования, которые, для ясности, можно свести к трём мотивам:
1. Фасад как продолжение берегового обрыва.
2. Входная группа как протяженный подъём.
3. Галерея с колоннадой по периметру участка.
Мотив фасада вырастающего прямо из берега реки очевидно продолжает логику Пергамского музея, к которому галерея примыкает вплотную. Однако, если обратиться к истории, то мы увидим, что на месте галереи ранее располагался ансамбль портовой администрации Пакхоф, построенный Фридрихом Шинкелем в 1831 г. Именно он задал мотив постановки зданий вплотную к берегу, который подхватили построенные позже Пергамский Музей (1910 г.) и Музей Боде (1904 г.).
Тема входной группы с парадным подъёмом впервые появилась в конкурсном проекте Августа Орта (1875 г.). Причём в первом варианте Орт развивал мотив длинного входного здания, а во втором мотив протяженного подъём как открытого парадного пандуса.
Идея оформления береговой линии колоннадой была заложена в самом первом проекте Музейного Острова (Август Штюлер, 1841 г.). В жизнь она воплотилась в ансамбле Старой Национальной галереи (1876 г.) обрамлённой колоннадой вдоль улицы Бодештрассе и берега основного русла реки Шпрее. Именно вдоль берега канала Купферграбен галерея появлялась в конкурсном проекте Бернарда Зеринга уже в 1882 г.
Все перечисленные идеи являются лишь каплей в море проработанного командой David Chipperfield Architects исторического материала. Чтобы подвести итог, хочется в очередной раз восхититься подходом бюро, который я бы описала так - работаешь с ансамблем XIX века, обратись к идеям архитекторов XIX в. Что может быть более очевидным?
Оперевшись на лекции Александра Шварца и архивы немецких библиотек, проследим корни формообразования, которые, для ясности, можно свести к трём мотивам:
1. Фасад как продолжение берегового обрыва.
2. Входная группа как протяженный подъём.
3. Галерея с колоннадой по периметру участка.
Мотив фасада вырастающего прямо из берега реки очевидно продолжает логику Пергамского музея, к которому галерея примыкает вплотную. Однако, если обратиться к истории, то мы увидим, что на месте галереи ранее располагался ансамбль портовой администрации Пакхоф, построенный Фридрихом Шинкелем в 1831 г. Именно он задал мотив постановки зданий вплотную к берегу, который подхватили построенные позже Пергамский Музей (1910 г.) и Музей Боде (1904 г.).
Тема входной группы с парадным подъёмом впервые появилась в конкурсном проекте Августа Орта (1875 г.). Причём в первом варианте Орт развивал мотив длинного входного здания, а во втором мотив протяженного подъём как открытого парадного пандуса.
Идея оформления береговой линии колоннадой была заложена в самом первом проекте Музейного Острова (Август Штюлер, 1841 г.). В жизнь она воплотилась в ансамбле Старой Национальной галереи (1876 г.) обрамлённой колоннадой вдоль улицы Бодештрассе и берега основного русла реки Шпрее. Именно вдоль берега канала Купферграбен галерея появлялась в конкурсном проекте Бернарда Зеринга уже в 1882 г.
Все перечисленные идеи являются лишь каплей в море проработанного командой David Chipperfield Architects исторического материала. Чтобы подвести итог, хочется в очередной раз восхититься подходом бюро, который я бы описала так - работаешь с ансамблем XIX века, обратись к идеям архитекторов XIX в. Что может быть более очевидным?
Иллюстрации:
6,7,8 - Ансамбль Пакхоф (арх. фридрих Шинкель, 1831 г.)
9 - Проект расширения северной части Музейного острова, Вариант №1 (арх. Август Орт, 1875 г.)
10 - Проект расширения северной части Музейного острова, Вариант №2 (арх. Август Орт, 1875 г.)
11 - Первый мастерплан Музейного острова и проект Нового музея (Арх. Август Штюлер, 1841 г.)
12 - Проект расширения северной части Музейного острова (арх. Бернхард Зеринг, 1882 г.)
6,7,8 - Ансамбль Пакхоф (арх. фридрих Шинкель, 1831 г.)
9 - Проект расширения северной части Музейного острова, Вариант №1 (арх. Август Орт, 1875 г.)
10 - Проект расширения северной части Музейного острова, Вариант №2 (арх. Август Орт, 1875 г.)
11 - Первый мастерплан Музейного острова и проект Нового музея (Арх. Август Штюлер, 1841 г.)
12 - Проект расширения северной части Музейного острова (арх. Бернхард Зеринг, 1882 г.)