ВСЕ ТЕКСТЫ

Мозаика: нить из прошлого в будущее / Алина Гаврилова

ЭССЕ КОЛУМНИСТЫ

Ухватившись за прошлое

Вспоминая миф о Сизифе, невольно представляешь, что произошло, если бы герой осмелился нарушить указ богов и превратил огромный камень в мириаду крошечных частиц? Возможно, в таком случае, взбираясь на вершину горы, он нёс бы на себе сочинённое мозаичное полотно дивной красоты... Возможно, его ноша не была бы такой тяжёлой, изнуряющей как физически, так и ментально, а труд не был бы бесполезным...

Ведь наказание богов и заключалось в бессмысленном, непрерывно повторяющемся действии, что не имело конечного результата. За жизнь, обильно пропитанную грехами, Сизиф должен был вкатывать в гору камень, который, достигая вершины, вновь скатывался вниз.
Можно ли наказание обратить в благо, а невыносимо тяжёлую ношу — в нечто прекрасное, насыщенное духовным смыслом? Можно ли разрушение превратить в созидание? А молчаливый камень — в песнь о незабвенной красоте?

Попробуем найти ответ в самых первых мозаичных полотнах, сотворённых из камня.
Мозаичное искусство зародилось в древних цивилизациях, когда люди ощутили нужду во внешней красоте. В природе человека всегда была потребность в созидании, но о необходимых материалах и инструментах сумело рассказать лишь время.
Необработанная галька часто использовалась для создания полотен — преимущество отдавалось напольным покрытиям. Первые галечные мозаики появились в 5 веке до нашей эры — образцы были найдены во время раскопок Древнего Коринфа. На них были изображены люди, животные и мифические существа. Декоративная часть состояла из растительного орнамента и геометрических фигур.
В период античности мастера стали использовать при создании мозаики колотые камни и цветное стекло — посредством этих материалов удалось добиться более реалистичного и яркого изображения.

В Древнем Риме мозаичные полотна мастера стали называть литостротами — это были стены и полы, украшенные картинами из мелкой гальки или из фрагментов мрамора. Частицы камней, что использовались для литострот, были названы тессерами.
Наиболее известным произведением того времени смело можно назвать картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Полотно собрано из миллионов разноцветных каменных фрагментов — его площадь составляет 15 кв. м.
Битва при Иссе, или Александрова мозаика. Около 100 года до н. э., Дом Фавна, Помпеи, Италия.

Оставляя следы в будущем

Мозаичное ремесло за долгие годы прошло тернистый путь, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, — появлялись новые техники и материалы, посредством которых люди увековечивали истории. Но естественность и приверженность идеалам природной красоты сохранились и по сей день — в этом таится особенная, хрупкая уникальность ремесла.
Фрагменты мозаики в школе «Сад Гранат»
Мозаичное искусство словно движется по спирали, соединяя эпохи в одной точке на определённых временных отрезках. Несмотря на обилие используемых ныне материалов (различные вариации стекла, керамика, металл, древесина), мозаика из камня всё же привлекает внимание своей аутентичностью — она может казаться современной и одновременно архаической, несущей шлейф древних цивилизаций.
В России уже на протяжении 15 лет искусство мозаики бережно сохраняет и развивает школа «Сад Гранат». Мозаичисты, прошедшие обучение, участвуют в значимых с точки зрения культуры выставках, а также осуществляют собственные творческие проекты.

Истинное искусство не терпит границ — оно свободно и вездесуще. Именно поэтому мозаичисты со всего мира радеют за общую мечту, делясь друг с другом знаниями и опытом.
Побывав в гостях у одной из школ в Петербурге, мне посчастливилось вживую увидеть работы современных мозаичистов и ближе познакомиться с ремеслом в целом.

Мозаика, как вид искусства, уникальна в своей философии. Её образ предлагает человеку учиться созиданию через осознанное разрушение. Разламывая некогда целое на множество частиц, человек будто и свою жизнь разбирает на мириаду фрагментов — каждый из них уникальный, неповторимый и столь ценный.
Каким было «целое» до разлома — была ли видна его суть? Нет, ведь природа бережно спрятала истину внутри, чтобы лишь благодаря терпению и усердному труду можно было узнать её.

Как всего лишь через одну точку способно пройти бесконечное множество прямых, так и одну мысль может пересечь неисчерпаемое количество вариантов её воплощения. Идея рождается из пустоты и обретает осязаемые формы, сплетаясь со временем.
Мозаика символизирует объединение в целое потерянных во временном пространстве частиц. Соединяясь друг с другом, эти крупицы пропитывают смыслом полотно. Каждая из них приносит с собой историю — историю долгого пути к незабвенной красоте.
Автор: Алина Гаврилова, автор телеграм-канала Литературная мансарда.