ВСЕ ТЕКСТЫ
2025-06-28 19:31

Ландшафтный архитектор — кто он и как им стать / ALD Landscapes

СТАТЬИ
Сейчас всё больше говорят о профессии ландшафтного архитектора — о том, чем он отличается от дизайнера, как работает с пространством и, что не менее важно, как этому учится.

В начале работы часто возникает проблема, когда красивый проект крайне сложно реализовать. Замысел не учитывает особенности рельефа или специфику микроклимата, но проектирование ландшафта невозможно по шаблону. Каждый участок, каждая территория — это уникальный случай: ландшафтный архитектор применяет ситуационный, многослойный подход, где проектное решение вытекает из анализа множества факторов. Он не «накладывает» проект на территорию, а выстраивает структуру, исходя из потенциала места, ограничений среды и функциональной логики задачи.

Например, в частном объекте, расположенном на пойменном склоне реки, архитекторами был запроектирован дом на всю ширину участка. Архитектурное решение предполагало устройство высоких подпорных стен у дома, что в целом создавало ощущение чрезмерной монументальности, агрессивно вписанной в природное окружение. После строительных работ склон утратил пейзажность, превратившись в равномерный уклон. В задачи входило дополнительное размещение бани и нескольких функциональных зон (детская площадка, огород, зоны отдыха и небольшое поле для детского футбола). Футбольное поле нашло свое место на верхнем уровне склона, без ограждений и стационарных ворот, превратившись в открытый ровный партер, на небольшом расстоянии от широких террас дома. Баня и огород вписались в склон с соответствующим террасированием с одного бока участка. Детские зоны разделилась на две возрастных группы и также разместились на противоположной стороне участка.
Но как добиваться таких решений? Часть знаний и навыков закладывается в рамках профильного высшего образования, часть приобретается по мере накопления опыта и участия в реальных проектах.

В идеале, ландшафтному архитектору необходимо не только знать принципы композиции, ботанику, но и ориентироваться в инженерных системах, понимать ту самую специфику микроклимата, учитывать поведенческие сценарии и владеть основами градостроительного анализа.

Речь здесь не о том, чтобы заменить собой светотехника, эколога или геолога, — но без понимания базовых аспектов в смежных разделах, без способности сформулировать техническое задание и встроить их решения в целостную пространственную систему невозможен зрелый проект.

Например, когда при продумывании освещения территории учитывается несколько сценариев освещения: вечер — с более интенсивным освещением, рассчитанным на плотный поток людей, ночной — когда свет диммируется и приглушается, чтобы дать отдых не только людям, но и растениям (для которых не менее важны циклы природной освещенности). Зоны отдыха ночью гасятся, но остаётся возможность локального ручного включения с возможностью диммирования.
Чтобы связать природные, инженерные и социальные процессы в цельное, устойчивое пространство, ландшафтный архитектор должен обладать широким кругозором. Но при этом важно разграничивать, что входит в обязательную профессиональную базу, а что относится к области накапливаемых компетенций, зависящих от опыта и специфики проектов.

Обязательная академическая база — это неотъемлемые знания и навыки, которые закладываются в рамках профильного высшего образования и необходимы для участия в проектировании на всех стадиях, от концепции до рабочей документации:
  • градостроительное мышление;
  • архитектурное проектирование и композиция;
  • работа с рельефом — навыки вертикальной планировки;
  • понимание влияния климатических и природных факторов (инсоляция, ветровые и снежные нагрузки, климатические особенности и проч.);
  • дендрология;
  • состав проектной документации и стадийность;
  • графическая подача проектных решений, их презентация;
  • принципиальные основы разных типов ключевых конструкций.

Недостаточные навыки приводят к системным сбоям: нарушение водоотвода вызывает подтопления, размыв дорожек и деформацию покрытий, неучтённые уклоны мешают логистике движения, делают территорию небезопасной и неудобной, ошибки в ориентации зон отдыха делают их непригодными: постоянный ветер, тень или перегрев.

Компетенции же, формирующиеся в практике, — знания, которые не являются обязательными на старте, но становятся важными по мере накопления опыта и участия в реальных проектах:
  • принципиальное понимание дренажных решений, основания покрытий;
  • принципиальное понимание ограничений инженерных систем;
  • умение взаимодействовать с инженерами, а также интегрировать их решения в проект;
  • принципиальное понимание логики световых сценариев, норм по ослеплению, температуре света, принципам размещения светового оборудования;
  • понимание поведенческих и социокультурных сценариев;
  • умение выстраивать пространственную «сетку смыслов», грамотно определять точки для арт-доминант, инсталляций, скульптур и либо иметь возможность предложить авторское художественное решение, либо выстроить успешное сотрудничество с привлеченными художниками и скульпторами — здесь в качестве примеров мы можем назвать скульптуры LOVE Роберта Индианы в Индианаполисе, Cloud Gate Аниша Капура в Миллениум-парке в Чикаго и «Большую глину» Урса Фишера у ГЭС-2 в Москве.
  • коммуникации (с заказчиками, подрядчиками, строителями) и авторский надзор;
  • смета, логистика, организация стройки;
  • инновации и цифровая среда — например, BIM/GIS-модели ландшафта позволяют интегрировать геоподоснову, рельеф, сети, растительность и градостроительные ограничения в единую модель, AR/VR позволяет заказчику и жителям «пройтись» по территории ещё до реализации, анализ микроклимата позволяет заранее проверить комфортность среды;
  • отслеживание новых технологий в материалах, процессах изготовления, обработке, а также интерес и открытость к любым новым предложениям по планировочным подходам в организации ландшафтного пространства.

В целом, требования к ландшафтному архитектору практически не меняются со временем: необходимы профессиональная база, проектное мышление, ответственность, интерес к среде. Обновляются технологии, а вот способность структурно мыслить — остаётся краеугольной.

При переходе к новой задаче — особенно с иным контекстом, функцией или эстетикой — важно быть открытым к новым подходам. Это включает диалог с коллегами, приглашение специалистов из смежных сфер (художники, декораторы, свет, графика, сценография, социология и др.), а также внимательное отношение к нестандартным идеям — особенно молодых архитекторов. Такая гибкость позволяет не просто адаптироваться, а расширять собственные профессиональные границы.

Этими знаниями и навыками определяется ландшафтный архитектор, который работает в масштабах территории, формируя устойчивую пространственную систему — от концепции до рабочей документации. Подход — от общего к частному, с обязательным учётом контекста, нормативов и долгосрочной трансформации среды.
В начале мы сказали о том, что профессии ландшафтного архитектора и дизайнера различаются. Дизайнер работает преимущественно в частных и декоративных масштабах — с эстетикой, выбором растений, композицией малых форм. Подход — в рамках обусловленной задачи и функции, без участия в инженерной и градостроительной проработке.

Они не могут заменить друг друга, и в идеале — это профессиональный тандем, в котором архитектор выстраивает структуру, а дизайнер помогает наполнить её деталями и выразительной пластикой.

Где бы вы ни учились ландшафтной архитектуре, важно помнить, что это — не набор приёмов, а проектное мышление, что здесь нужно работать с задачей, но при этом выходить за её рамки при необходимости, что креативность очень востребована, но она должна идти в связке с функцией. Но самое главное — это интерес к профессии: чтение профессиональных журналов, знание актуальных проектов, интерес к международным практикам, самостоятельные наброски и исследования — это всё неформальные, но очень ценные маркеры.