Всем привет. Меня зовут Кристина, и я — главный редактор городского журнала девелоперской компании Брусника и архитектурный пиарщик.
По роду деятельности я много пишу, выпускаю статьи и релизы на русском и английском языках об архитектурных, ландшафтных и дизайн-проектах Брусники. Чтобы найти вдохновение и свежие мысли постоянно читаю, смотрю, изучаю — проявляю любопытство к внешнему миру и тому, что делают другие. Так, у меня и сформировалась целая библиотека разных полезных штук, которыми я делюсь в своём канале «Душевный массинг», собирая подборки, показывая картинки и рассказывая истории. Может быть, часть из них не в полной мере архитектурные, но зато авторские. Это мои наблюдения изнутри и те источники, которые меня вдохновляют. Я верю, что они могут быть полезны кому-то ещё. Чем выше насмотренность, тем более притязателен человек в отношении выбора и создания чего-либо. В этой статье я поделюсь тем, как писать об архитектурном проекте, где черпать вдохновение и как формировать ту самую насмотренность.
По роду деятельности я много пишу, выпускаю статьи и релизы на русском и английском языках об архитектурных, ландшафтных и дизайн-проектах Брусники. Чтобы найти вдохновение и свежие мысли постоянно читаю, смотрю, изучаю — проявляю любопытство к внешнему миру и тому, что делают другие. Так, у меня и сформировалась целая библиотека разных полезных штук, которыми я делюсь в своём канале «Душевный массинг», собирая подборки, показывая картинки и рассказывая истории. Может быть, часть из них не в полной мере архитектурные, но зато авторские. Это мои наблюдения изнутри и те источники, которые меня вдохновляют. Я верю, что они могут быть полезны кому-то ещё. Чем выше насмотренность, тем более притязателен человек в отношении выбора и создания чего-либо. В этой статье я поделюсь тем, как писать об архитектурном проекте, где черпать вдохновение и как формировать ту самую насмотренность.
Архитектурный текст: как писать
Для начала попробуем разобраться, в чём суть архитектурного текста и как его написать, чтобы вас поняли. Логично, что это текст, повествующий или презентующий какой-то архитектурный проект или чуть шире — проект ландшафтного или интерьерного дизайна, городского планирования, урбанистическую инициативу. Задача текста — донести ключевую идею, которую вложили в проект авторы, то есть архитекторы, и показать как он работает в пространстве. Если обобщить, то текст должен ответить на три базовых вопроса — что это, зачем и почему так.
При этом аудитория архитектурного текста может быть разной. Всё зависит от того, куда и для кого мы пишем. Профессиональное сообщество, урбанисты-любители или обыватели, например, покупатели апартаментов или домов. Для всех нужно писать по-разному. Однако каркас может быть общим, разница скорее в лексике, глубине подачи, примерах. Есть несколько универсальных правил, которые я всегда использую при написании текста.
При этом аудитория архитектурного текста может быть разной. Всё зависит от того, куда и для кого мы пишем. Профессиональное сообщество, урбанисты-любители или обыватели, например, покупатели апартаментов или домов. Для всех нужно писать по-разному. Однако каркас может быть общим, разница скорее в лексике, глубине подачи, примерах. Есть несколько универсальных правил, которые я всегда использую при написании текста.
Первое — чёткая структура: лид, основная часть, заключение. Текст условно должен содержать три части, как и любой литературный текст, и иметь логику от и до. Лид — это погружение в контекст. Чем точнее вы опишите среду и окружение проекта, тем понятнее для читателя будет ситуация, при которой вы начали работать с ним. Хорошо, если лид подводит к проблематике — какие вызовы стояли перед вами как перед архитектором в самом начале работы. Основная часть текста должна раскрывать суть проекта. Какими идеями вы отвечали на обозначенные вызовы и реагировали на контекст. Сюда хорошо ложатся особенности проекта: что именно отличает его от аналогов, и на каких принципах построен проект. Расскажите, зачем вы сделали полукруглые балконы или почему на углах здания расположены эркеры, а может быть окна выведены всего на три фасада из четырёх — почему так? В основной части можно опустить обыденные детали: то, что и так понятно читателю, если параллельно с текстом он будет просматривать фотографии или рендеры проекта. Сфокусируйтесь на тех решениях, которые необычны для жилого дома, общественного здания или ландшафтного парка. И, наконец, в заключении текста вам следует ответить на вопрос: а что в итоге? То есть какую задачу для города, района, жителей решит ваш проект. Как он изменит городскую ткань, сделает жизнь горожан лучше, на что повлияет его реализация, и что получат интересанты. Оптимально если вы уложите всё повествование в рамках одной или полутора страниц формата А4 — этого объёма достаточно для полноформатных изданий. Для социальных сетей и мессенджеров мы можем сохранять логику, но уменьшать объём до двух–трёх абзацев, сопровождая их поясняющими картинками или анимацией. В конце хочется сказать пару слов про стиль повествования. Здесь придерживаюсь основ: короткие и не сложные предложения. Описания должны быть точными и ёмкими. Избегайте аморфных метафор и излишне путаных объяснений того или иного решения. Допустимы понятные вашему читателю сравнения и отсылки к референсам и стилям: образность добавляет атмосферы.
Для формирования и улучшения письма собрала несколько книг, которые рекомендую к прочтению. Они могут показаться общими, но здесь речь идёт именно про подачу и стиль, а также про некий писательский базис вне зависимости от предмета.
Классика больше известная как то, что написал Максим Ильяхов в своей книге «Пиши, сокращай». Галь мне ближе по духу и сути, поэтому всегда рекомендую её к прочтению.
Собрание критических эссе об искусстве. Эссе, как жанр, весьма полезен. Во-первых, это «короткий метр»: можно читать непоследовательно и быстро. Во-вторых, каждое эссе имеет тему и, соответственно, разную манеру письма и лексику, которая способствует её раскрытию.
Манифест сродни эссе учит писать коротко и ёмко, но вкладывая ещё более глубокую мысль в каждое предложение и слово. После прочтения попробуйте написать манифест о своём проекте.
Книга-исследование о красоте, значимость которой описана дизайнерами. Работа содержит отличные сравнения и параллели изучаемого предмета с другими областями знания. Можно подсмотреть этот приём у авторов.
Архитектурная библия и интересная композиционная вещь. Сложная подача, но высокая образность города. Это как читать Достоевского или Толстого.
Эссе по философии урбанистики, которые появились из переработанных колонок, ранее выходивших в журнале «Коммерсантъ Weekend». Темы вечные — взгляд разносторонний. То, что нужно, чтобы понять суть письма.
Лирическое исследование феномена дома. Классная вещь про понимание пространств и наше ощущение от них. Через текст автор воздействует на наши чувства.
Графика: что показывать
Даже если ваш архитектурный текст необыкновенно хорош, без графики — фотографий, чертежей, скетчей, коллажей, картинок — он бессилен. Увы. Всё, что вы пишите, должно быть показано. Так читателю, на любом уровне и глубине восприятия, проще изучать проект, соотнося его образ с описанием. Здесь есть условный стандарт пакета графических материалов, которыми можно сопроводить свой текст.
- Чертежи. Любой проект необходимо показывать вместе с чертежами: они объяснят его внутреннее устройство лучше текста. Чертежи нужно очищать от лишних осей, размеров, выносок и экспликаций, оставляя на них самое важное. Используйте формат jpg и никогда не прикладывайте к описанию проекта весь альбом в pdf. Помните: каждый чертёж должен быть подписан — так читателю проще сориентироваться, особенно, если ваш читатель — редактор архитектурного медиа. Набор чертежей также меняется от проекта к проекту и зависит от задач повествования. Если обобщить, то я бы рекомендовала использовать следующие: мастер-план, ситуационный план, схемы и диаграммы с дизайн-принципами, аксонометрия, фасады и развёртки по улицам, поэтажный план, план ландшафта, поясняющие разрезы с устройством узлов, инженерных решений, конструктивов.
- Рендеры, скетчи, коллажи. Если мы имеем дело с нереализованным проектом, то это обязательные иллюстрации. Можно использовать более реалистичные изображения (компьютерную графику) или рукотворные — скетчи и коллажи. Мне импонируют последние. Кстати, в случае с уже реализованным объектом вы можете также показать его проект для демонстрации соответствия авторской задумке.
- Фотографии. Это самый убедительный способ показать проект. Именно фотографиям верят больше всего. От 10 до 20 кадров достаточно, чтобы рассказать о проекте в картинках. Фото следует подбирать по логике текста, продвигаясь от общего к частному: контекст и среда — здесь нужны съёмки с высоты; архитектура, ландшафт, интерьеры — здесь достаточно общих видов с человеческого восприятия и акцентных деталей. Чтобы показать масштаб проекта можно использовать человека в кадре, как некий модулор.
Как понять насколько хороши ваши иллюстрации? Тренировать насмотренность. Рекомендую регулярно смотреть красивые архитектурные журналы (например, Doma Magazine, FRAME, DETAIL Magazine) и медиа (Dezeen, Ignant, Archdaily, Archiscene и другие), обращая внимание на то, как презентованы проекты: текст в связке с графикой. Также можно подписаться на социальные страницы вдохновляющих международных или российских бюро, чтобы отслеживать выкладываемые ими проекты, и почаще смотреть архитектурные портфолио. Последние можно найти на Софт Культуре — по ссылке собраны лучшие образцы. Или на issue: часто листаю материалы именно здесь (включите vpn), и среди них немало классных портфолио. Это не альбомы конкретных проектов или архитекторов, а ежегодники архитектурных школ. Вот несколько выразительных примеров:
- Выпускной альбом архитектурной школы в Сиднее, 2020
- Альбом архитектурной школы в Лондоне, 2019-2020
- Выпускной альбом академии архитектуры в Амстердаме, 2019-2020
- Выпускной каталог школы дизайна в университете Гринвича, 2020
Всё это составляет содержание моего телеграм-канала «Душевный массинг»: по хештегам #mustread и #mustsee найдётся много красивого. Здесь хочу дополнительно посоветовать несколько книг по архитектурной фотографии и графике, чтобы понять суть построения кадра, графической подачи и вдохновиться.
Первое издание о творчестве фотографа. Документирует рост мегаполисов и изображает здания выдающихся современных архитекторов, в том числе Рема Колхаса и Захи Хадид.
Эта книга из серии «Руководства по строительству и дизайну» даёт основательное введение в необходимые навыки, методы и оборудование для первоклассной архитектурной фотографии, говоря, что, на самом деле, это нечто большее, чем просто механика фокуса, экспозиции и композиции.
Книга про экспериментальную программу строительства жилья в Америке в послевоенный период (1945-1966). Её придумал Джон Энтенц — главный редактор калифорнийского журнала о современной архитектуре «Arts and Architecture». В своё время он стал заказывать разным архитекторам проекты домов, чтобы публиковать их в журнале и, тем самым, популяризировать. Так появились 36 типов модернистских вилл в районе Hollywood Hills, которые и собраны в книге.
В качестве практики к этому разделу попробуйте подобрать десять самых информативных и удачных иллюстраций, которые могут рассказать о вашем проекте без текста, и затем расставить их по ходу повествования и посмотреть насколько они дополняют и отражают его.
Вдохновение и насмотренность: где искать
На мой взгляд, базовое понятие, на котором строится насмотренность — это любознательность. Мне больше импонирует её английский перевод: “curiosity”. Именно любознательность наталкивает нас на исследование мира и на вдохновение, которое рождает тот или иной продукт творчества. Это важное качество не только для представителей креативных индустрий, но и для любых других профессий. А архитекторов, дизайнеров, проектировщиков и инженеров я склонна определять к творческим. Поэтому, прежде всего, будьте любознательны. Сосредоточьтесь на исследовании, а не на цели, откажитесь от перфекционизма и больше экспериментируйте в манере повествования и визуальной подаче. В заключении — три главных лайфхака для тренировки любознательности в условиях обычной жизни.
- Изучайте города, в которых живёте и ближайшие к вам. Тойо Ито, японский архитектор и обладатель Притцкеровской премии, писал: «Главный (и порой единственный) источник моих впечатлений — это долгие прогулки по городу без определенной цели». Поэтому больше гуляйте пешком, смотрите по сторонам и наблюдайте, фотографируйте и пересматривайте снимки, используйте городские экскурсии как инструмент увидеть привычное по-новому, изучайте историю места, в котором живёте. Чтобы «насмотреться», не нужно сразу ехать заграницу. Совершайте маленькие путешествия — в соседние районы и города, внутри страны. После того как вы разовьете локальную насмотренность, навык анализировать архитектуру и узнавать новое, вы легко сможете его масштабировать.
- Читайте интервью, статьи, мемуары и автобиографии других архитекторов. Именно там можно встретить ту самую цепляющую фразу или мысль, которая откликается вашей работе, подходу, проекту и поможет написать о нём точнее и глубже. У меня на канале есть целая рубрика с цитатами архитекторов (#mustthink), которые в своё время помогли мне найти нужные слова для того или иного текста.
- Смотрите красивые и полезные источники: книги, журналы, сайты, социальные сети, фильмы. О книгах, журналах и медиа уже поговорили выше. Рекомендую сформировать собственную подборку и подписаться на то, что откликается. Выберите 5-7 каналов, которые будете смотреть регулярно. Подписываться на всё подряд не нужно: не успеете отслеживать контент и в итоге не получите ожидаемый результат. Со временем каналы можно менять и добавлять новые. В свободное время вечером или в выходные запланируйте просмотр архитектурного фильма или короткого видео, к примеру, с выступлением любимого архитектора на TED. Готовая подборка из 30 документальных фильмов про архитектуру и архитекторов ждёт вас по ссылке.