ВСЕ ТЕКСТЫ
2025-01-04 02:15

Пиши всем телом / Кристина Донис

СТАТЬИ ОБРАЗОВАНИЕ
Всем привет. Меня зовут Кристина, и я — главный редактор городского журнала девелоперской компании Брусника и архитектурный пиарщик.

По роду деятельности я много пишу, выпускаю статьи и релизы на русском и английском языках об архитектурных, ландшафтных и дизайн-проектах Брусники. Чтобы найти вдохновение и свежие мысли постоянно читаю, смотрю, изучаю — проявляю любопытство к внешнему миру и тому, что делают другие. Так, у меня и сформировалась целая библиотека разных полезных штук, которыми я делюсь в своём канале «Душевный массинг», собирая подборки, показывая картинки и рассказывая истории. Может быть, часть из них не в полной мере архитектурные, но зато авторские. Это мои наблюдения изнутри и те источники, которые меня вдохновляют. Я верю, что они могут быть полезны кому-то ещё. Чем выше насмотренность, тем более притязателен человек в отношении выбора и создания чего-либо. В этой статье я поделюсь тем, как писать об архитектурном проекте, где черпать вдохновение и как формировать ту самую насмотренность.

Архитектурный текст: как писать

Для начала попробуем разобраться, в чём суть архитектурного текста и как его написать, чтобы вас поняли. Логично, что это текст, повествующий или презентующий какой-то архитектурный проект или чуть шире — проект ландшафтного или интерьерного дизайна, городского планирования, урбанистическую инициативу. Задача текста — донести ключевую идею, которую вложили в проект авторы, то есть архитекторы, и показать как он работает в пространстве. Если обобщить, то текст должен ответить на три базовых вопроса — что это, зачем и почему так.

При этом аудитория архитектурного текста может быть разной. Всё зависит от того, куда и для кого мы пишем. Профессиональное сообщество, урбанисты-любители или обыватели, например, покупатели апартаментов или домов. Для всех нужно писать по-разному. Однако каркас может быть общим, разница скорее в лексике, глубине подачи, примерах. Есть несколько универсальных правил, которые я всегда использую при написании текста.
Первое — чёткая структура: лид, основная часть, заключение. Текст условно должен содержать три части, как и любой литературный текст, и иметь логику от и до. Лид — это погружение в контекст. Чем точнее вы опишите среду и окружение проекта, тем понятнее для читателя будет ситуация, при которой вы начали работать с ним. Хорошо, если лид подводит к проблематике — какие вызовы стояли перед вами как перед архитектором в самом начале работы. Основная часть текста должна раскрывать суть проекта. Какими идеями вы отвечали на обозначенные вызовы и реагировали на контекст. Сюда хорошо ложатся особенности проекта: что именно отличает его от аналогов, и на каких принципах построен проект. Расскажите, зачем вы сделали полукруглые балконы или почему на углах здания расположены эркеры, а может быть окна выведены всего на три фасада из четырёх — почему так? В основной части можно опустить обыденные детали: то, что и так понятно читателю, если параллельно с текстом он будет просматривать фотографии или рендеры проекта. Сфокусируйтесь на тех решениях, которые необычны для жилого дома, общественного здания или ландшафтного парка. И, наконец, в заключении текста вам следует ответить на вопрос: а что в итоге? То есть какую задачу для города, района, жителей решит ваш проект. Как он изменит городскую ткань, сделает жизнь горожан лучше, на что повлияет его реализация, и что получат интересанты. Оптимально если вы уложите всё повествование в рамках одной или полутора страниц формата А4 — этого объёма достаточно для полноформатных изданий. Для социальных сетей и мессенджеров мы можем сохранять логику, но уменьшать объём до двух–трёх абзацев, сопровождая их поясняющими картинками или анимацией. В конце хочется сказать пару слов про стиль повествования. Здесь придерживаюсь основ: короткие и не сложные предложения. Описания должны быть точными и ёмкими. Избегайте аморфных метафор и излишне путаных объяснений того или иного решения. Допустимы понятные вашему читателю сравнения и отсылки к референсам и стилям: образность добавляет атмосферы.
Для формирования и улучшения письма собрала несколько книг, которые рекомендую к прочтению. Они могут показаться общими, но здесь речь идёт именно про подачу и стиль, а также про некий писательский базис вне зависимости от предмета.

Классика больше известная как то, что написал Максим Ильяхов в своей книге «Пиши, сокращай». Галь мне ближе по духу и сути, поэтому всегда рекомендую её к прочтению.

Собрание критических эссе об искусстве. Эссе, как жанр, весьма полезен. Во-первых, это «короткий метр»: можно читать непоследовательно и быстро. Во-вторых, каждое эссе имеет тему и, соответственно, разную манеру письма и лексику, которая способствует её раскрытию.
Манифест сродни эссе учит писать коротко и ёмко, но вкладывая ещё более глубокую мысль в каждое предложение и слово. После прочтения попробуйте написать манифест о своём проекте.
Книга-исследование о красоте, значимость которой описана дизайнерами. Работа содержит отличные сравнения и параллели изучаемого предмета с другими областями знания. Можно подсмотреть этот приём у авторов.
Архитектурная библия и интересная композиционная вещь. Сложная подача, но высокая образность города. Это как читать Достоевского или Толстого.
Эссе по философии урбанистики, которые появились из переработанных колонок, ранее выходивших в журнале «Коммерсантъ Weekend». Темы вечные — взгляд разносторонний. То, что нужно, чтобы понять суть письма.
Лирическое исследование феномена дома. Классная вещь про понимание пространств и наше ощущение от них. Через текст автор воздействует на наши чувства.

Графика: что показывать

Даже если ваш архитектурный текст необыкновенно хорош, без графики — фотографий, чертежей, скетчей, коллажей, картинок — он бессилен. Увы. Всё, что вы пишите, должно быть показано. Так читателю, на любом уровне и глубине восприятия, проще изучать проект, соотнося его образ с описанием. Здесь есть условный стандарт пакета графических материалов, которыми можно сопроводить свой текст.
  1. Чертежи. Любой проект необходимо показывать вместе с чертежами: они объяснят его внутреннее устройство лучше текста. Чертежи нужно очищать от лишних осей, размеров, выносок и экспликаций, оставляя на них самое важное. Используйте формат jpg и никогда не прикладывайте к описанию проекта весь альбом в pdf. Помните: каждый чертёж должен быть подписан — так читателю проще сориентироваться, особенно, если ваш читатель — редактор архитектурного медиа. Набор чертежей также меняется от проекта к проекту и зависит от задач повествования. Если обобщить, то я бы рекомендовала использовать следующие: мастер-план, ситуационный план, схемы и диаграммы с дизайн-принципами, аксонометрия, фасады и развёртки по улицам, поэтажный план, план ландшафта, поясняющие разрезы с устройством узлов, инженерных решений, конструктивов.
  2. Рендеры, скетчи, коллажи. Если мы имеем дело с нереализованным проектом, то это обязательные иллюстрации. Можно использовать более реалистичные изображения (компьютерную графику) или рукотворные — скетчи и коллажи. Мне импонируют последние. Кстати, в случае с уже реализованным объектом вы можете также показать его проект для демонстрации соответствия авторской задумке.
  3. Фотографии. Это самый убедительный способ показать проект. Именно фотографиям верят больше всего. От 10 до 20 кадров достаточно, чтобы рассказать о проекте в картинках. Фото следует подбирать по логике текста, продвигаясь от общего к частному: контекст и среда — здесь нужны съёмки с высоты; архитектура, ландшафт, интерьеры — здесь достаточно общих видов с человеческого восприятия и акцентных деталей. Чтобы показать масштаб проекта можно использовать человека в кадре, как некий модулор.
Как понять насколько хороши ваши иллюстрации? Тренировать насмотренность. Рекомендую регулярно смотреть красивые архитектурные журналы (например, Doma Magazine, FRAME, DETAIL Magazine) и медиа (Dezeen, Ignant, Archdaily, Archiscene и другие), обращая внимание на то, как презентованы проекты: текст в связке с графикой. Также можно подписаться на социальные страницы вдохновляющих международных или российских бюро, чтобы отслеживать выкладываемые ими проекты, и почаще смотреть архитектурные портфолио. Последние можно найти на Софт Культуре — по ссылке собраны лучшие образцы. Или на issue: часто листаю материалы именно здесь (включите vpn), и среди них немало классных портфолио. Это не альбомы конкретных проектов или архитекторов, а ежегодники архитектурных школ. Вот несколько выразительных примеров:

Всё это составляет содержание моего телеграм-канала «Душевный массинг»: по хештегам #mustread и #mustsee найдётся много красивого. Здесь хочу дополнительно посоветовать несколько книг по архитектурной фотографии и графике, чтобы понять суть построения кадра, графической подачи и вдохновиться.

Первое издание о творчестве фотографа. Документирует рост мегаполисов и изображает здания выдающихся современных архитекторов, в том числе Рема Колхаса и Захи Хадид.

Эта книга из серии «Руководства по строительству и дизайну» даёт основательное введение в необходимые навыки, методы и оборудование для первоклассной архитектурной фотографии, говоря, что, на самом деле, это нечто большее, чем просто механика фокуса, экспозиции и композиции.

Книга про экспериментальную программу строительства жилья в Америке в послевоенный период (1945-1966). Её придумал Джон Энтенц — главный редактор калифорнийского журнала о современной архитектуре «Arts and Architecture». В своё время он стал заказывать разным архитекторам проекты домов, чтобы публиковать их в журнале и, тем самым, популяризировать. Так появились 36 типов модернистских вилл в районе Hollywood Hills, которые и собраны в книге.

В качестве практики к этому разделу попробуйте подобрать десять самых информативных и удачных иллюстраций, которые могут рассказать о вашем проекте без текста, и затем расставить их по ходу повествования и посмотреть насколько они дополняют и отражают его.

Вдохновение и насмотренность: где искать

На мой взгляд, базовое понятие, на котором строится насмотренность — это любознательность. Мне больше импонирует её английский перевод: “curiosity”. Именно любознательность наталкивает нас на исследование мира и на вдохновение, которое рождает тот или иной продукт творчества. Это важное качество не только для представителей креативных индустрий, но и для любых других профессий. А архитекторов, дизайнеров, проектировщиков и инженеров я склонна определять к творческим. Поэтому, прежде всего, будьте любознательны. Сосредоточьтесь на исследовании, а не на цели, откажитесь от перфекционизма и больше экспериментируйте в манере повествования и визуальной подаче. В заключении — три главных лайфхака для тренировки любознательности в условиях обычной жизни.

  1. Изучайте города, в которых живёте и ближайшие к вам. Тойо Ито, японский архитектор и обладатель Притцкеровской премии, писал: «Главный (и порой единственный) источник моих впечатлений — это долгие прогулки по городу без определенной цели». Поэтому больше гуляйте пешком, смотрите по сторонам и наблюдайте, фотографируйте и пересматривайте снимки, используйте городские экскурсии как инструмент увидеть привычное по-новому, изучайте историю места, в котором живёте. Чтобы «насмотреться», не нужно сразу ехать заграницу. Совершайте маленькие путешествия — в соседние районы и города, внутри страны. После того как вы разовьете локальную насмотренность, навык анализировать архитектуру и узнавать новое, вы легко сможете его масштабировать.
  2. Читайте интервью, статьи, мемуары и автобиографии других архитекторов. Именно там можно встретить ту самую цепляющую фразу или мысль, которая откликается вашей работе, подходу, проекту и поможет написать о нём точнее и глубже. У меня на канале есть целая рубрика с цитатами архитекторов (#mustthink), которые в своё время помогли мне найти нужные слова для того или иного текста.
  3. Смотрите красивые и полезные источники: книги, журналы, сайты, социальные сети, фильмы. О книгах, журналах и медиа уже поговорили выше. Рекомендую сформировать собственную подборку и подписаться на то, что откликается. Выберите 5-7 каналов, которые будете смотреть регулярно. Подписываться на всё подряд не нужно: не успеете отслеживать контент и в итоге не получите ожидаемый результат. Со временем каналы можно менять и добавлять новые. В свободное время вечером или в выходные запланируйте просмотр архитектурного фильма или короткого видео, к примеру, с выступлением любимого архитектора на TED. Готовая подборка из 30 документальных фильмов про архитектуру и архитекторов ждёт вас по ссылке.