ВСЯ АРХИТЕКТУРА

Мосты и мостки / Воркшоп

Категория: Воркшоп «Мосты и Мостки»
Кураторы: Света Зезюкина, Никита Моренов, Идрис Сулиман, Иван Ратушный, Трифон Миляев, Николай Пахомов, Юрий Касацкий
Участники: Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева, Николай Потапенко, Артём Матвиенко, Татьяна Черепнёва, Анна Варанкина, Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
Консультанты: Константин Трофименко (транспортный эксперт), Федор Кноков (краевед)
Организатор: dk-community
Год: 2025
Локация: Суздаль, Россия
Места проектирования на карте города
Каждый год в половодье на реке Каменка в Суздале сносит мосты. Часть из них отстраиваются заново, другие исчезают совсем.

Творческое сообщество МИРА совместно с DK-community пригласили архитекторов и студентов архитектурных вузов исследовать технологию мостов, рассмотреть современные мировые примеры и разработать решение по постоянным мостам.

Итоговые работы и исследования, возможно, станут частью новой речной системы в Суздале. А пока предлагаем рассмотреть проекты команд.
Река Каменка, на которой стоит Суздаль, петляет практически по всей его территории. Поэтому мостов и мостков разного назначения в городе всегда было много. Большая часть из них была, конечно, сезонная. Более-менее капитальными можно было считать мост (после 1913 года) на Б. Владимирской улице и, отчасти, Покровский мост. Все остальные мосты приходилось ежегодно восстанавливать после паводка. Причём, общее число их было непостоянным, некоторые мостки исчезали и появлялись по необходимости. Относительно постоянными были мосты, связанные с улицами, а мостки, ведущие через овражные спуски к низкому (луговому) берегу, наиболее изменчивыми.

Мост, связывающий Кожевенную слободу (ул. Шмидта) с районом ул. Слободской, можно отнести к постоянным, а мостки из оврага Дебрь к Покровке и из рва у Козьего вала к Ильинскому лугу — к временным, периодическим. Судя по старым фотографиям, они то появляются, то исчезают.

— Федор Кноков, редактор историко-краеведческого журнала по Суздалю и окрестностям «Вдаль», краевед
В целом, проходящая через Суздаль река Каменка является несудоходной, как и река Нерль, в которую она впадает. Исключением является курсирующий в центральной части города в период летней навигации частный речной трамвайчик "Колибри", используемый с экскурсионными целями. Организация речного транспортного сообщения Суздаля с реками Окой и Волгой, равно как возможность приема крупных речных судов, требуют значительных объемов берегоукрепительных и дноуглубительных работ, колоссаль- ного объема строительства гидротехнических сооружений, что требует инвестиций федерального уровня, и вряд ли будет окупаемо даже за счет некоторого роста туристического потока в город Суздаль. Таким образом предпосылок для развития интенсивного речного движения, требующего строительства разводных мостов, в настоящий момент и на перспективу не наблюдается.

— Константин Трофименко, преподаватель Высшей школы урбанистики, экспертиза и аналитика по тематике городского транспорта

Мост у Вала

Кураторы: Света Зезюкина, Никита Моренов, Юрий Касацкий
Участники: Наташа Крымская, Анна Ильичева, Анастасия Разгильдеева
Продолжая тему "Уместность" в Суздале, мы будем задаваться вопросом, как включить современную архитектуру в контекст старинного города. Новые технологии конструкций мостов, вписанные в такой сложный ландшафт города, это интересная задача для архитектора, как соединить инженерную идею, художественное произведение и утилитарную функцию вместе.

— Света Зезюкина, куратор, сооснователь DK-community, преподаватель МАРШ 23/24, студия «Уместность»
Мосты олицетворяют взаимосвязь людей и ландшафта. Разрабатывая мост, мы соединяем эти два берега, формируем впечатление места.

— Никита Моренов, куратор, сооснователь DK-community, преподаватель МАРШ 23/24, студия «Уместность»
Место проектирования на карте Суздаля
Исторически, мост у Ильинской церкви так или иначе был всегда. Его можно увидеть на фотографиях Прокудина-Горского, сделанных в Суздале в 1912. Позже, в советское время, когда Каменка стала менее полноводной, на место моста пришёл мосток — узкая полоска прямо над водой, позволяющая переправиться, но преграждающая путь по воде.
Почтовая карточка "Суздаль. Панорама Кремля", 1983 г.
Из-за нестабильного уровня воды в реке Каменке в период половодья луга затапливались и доступ к этому мосту бывал ограничен. А затем после очередного движения льда по реке он исчез окончательно.
Сейчас Ильинский луг продолжает исчезать под водой на несколько недель в году, превращая возвышенность Ильинской церкви в подобие острова. Прямо напротив высокой точки , смотровой площадки у церкви, другой важный сюжет — Кремлевский Вал. Нашим естественным желанием стало объединение этих двух островов. Одновременно с соединением важных культурных сюжетов, мы заметили важность располагающихся рядом природных объектов. Ильинский луг — один из крупнейших заказников с редким разнообразием растений и птиц.
Определяя место для нового моста, мы решили вернуть историческую связь и проложить новый туристический маршрут по Валу к Ильинской церкви. Крестовая связь на плане становится перекрестьем, соединяющим высокие точки островов и низкие точки лугов. Плавный спуск от Вала встречается над рекой со спуском от Ильинской церкви и продолжается к Ильинскому Лугу. Новая высота створа позволяет реке оставаться судоходной.
Конструктивное решение нового моста наследует историческому примеру. Простой деревянный настил поддерживается рядом деревянным стоек, защищенных от влаги металлическими базами. Внимательно приглядевшись к фотографии старого моста, можно заметить, что у него лишь одна перила. Мы решили повторить этот мотив, сделав перила по обе стороны различными: с одной простым деревянным брусом, удобным для руки, с другой – ограниченным тонкими металлическими тросами.
Новый Мост у Вала — это важный городской элемент, воссоздающий старые и активизирующий новые связи в Суздале.

Мост на Шмидта

Кураторы: Идрис Сулейман, Иван Ратушный, Юрий Касацкий
Участники: Николай Потапенко, Артём Матвиенко, Татьяна Черепнёва, Анна Варанкина
В Суздале всё очень быстро меняется: дома, улицы, люди и даже река. Казалось бы, лишь мосты постоянны — но это лишь иллюзия. Большое половодье уносит с собой большинство мостов почти каждый год, разрушая привычные маршруты и нарушая ритм жизни. Меня очень поразило, что мосты, по которым мы ходим из года в год, которые кажутся такими знакомыми и постоянными, на самом деле не одни и те же — они почти регулярно перестраиваются заново. Мост — важнейший элемент инфраструктуры, который должен быть надёжным и долговечным, а в таком городе, как Суздаль, он обязан сохранять свою сентиментальность. Поэтому важно осмыслить, как должен выглядеть современный пешеходный мост в Древнерусском городе.

— Идрис Сулейман, куратор, сооснователь студии МЕЖ
В маленьком городе, где каждое событие воспринимается особенно остро, разрушение моста или его отсутствие становится не только физической преградой, но и эмоциональной. Иногда другой берег предстает как нечто неведомое, таинственное, а порой как разрыв ткани привычного города. В Суздале полно таких переживаний, поэтому так важно осмыслить существующие и забытые связи через реку Каменку для сохранения целостного восприятия города.

— Иван Ратушный, куратор, сооснователь студии МЕЖ
Место проектирования на карте Суздаля
Мост к церкви Богоявления на улице Шмидта существовал в том или ином виде всегда. Он горел, гнил, разрушался, его сносило при половодье, но местные жители каждый раз его восстанавливали, пересобирали и адаптировали под новые нужды людей и города. Для таких временных мостов есть свое название — лава.
Несмотря на аутентичность и красоту существующего моста, у него есть очевидные недостатки: он узкий и не всегда удобный, не говоря о том, что он ежегодно разрушается и требует постоянного ремонта.
Современный мост это сложное и дорогое сооружение, требующее много времени и согласований. А проблемы нужно решать уже сейчас. Изучив существующий мост, мы предлагаем довольно традиционное решение в виде ледорубов, которые по весне защитят деревянные опоры от ледохода.. Также можно укрепить и расширить деревянный настил для комфортного передвижения и параллельно строить новый мост.
Мост окружен важными архитектурными доминантами и является видовой площадкой для них: Торговые ряды, Ильинская церковь, ансамбль Церкви Богоявления и Рождества Иоанна Предтечи, связывает луг и будущее ДК, где уже сейчас проводятся различные фестивали, а также он необходим местным жителям как часть ежедневного маршрута.
Усиливая функцию нового моста как смотровой площадки, мы разворачиваем его исходя из основного пешеходного потока, формируя вид на Преподобенскую колокольню с одной стороны и с другой стороны — на прострел Ильинской церкви между ансамблем Богоявленской и Предтеченской церкви, тем самым формируя новую визуальную перспективу и ориентируя человека по его маршруту, ненавязчиво обращая его внимание на уникальные связи различных пространств в городе. Также нам кажется необходимым и важным работать со средой вокруг моста, создать комфортную пешеходную среду с ограничением въезда машин по улице Шмидта (однополосная дорога, круговое движение) и отдать приоритет пешеходам, что поможет сделать центр города более безопасным и еще более прекрасным для прогулок!

Мост Тарковского

Кураторы: Трифон Миляев, Николай Пахомов, Юрий Касацкий
Участники: Андрей Кустов, Дмитрий Подлягаев, Анастасия Астраханцева
Мосты всегда были не просто инженерными сооружениями, но сакральными местами пересечения различных в том числе метафизических границ.

— Трифон Миляев, куратор, сооснователь DK-community, преподаватель МАРШ 23/24, студия «Уместность»
Мост — древнейший тип сооружений, играющий огромную роль в истории человечества, и как функциональный объект и, далеко не в последнюю очередь, как объект символический (вспомните мифологический Калинов мост или фразу «наводить мосты...»).

— Николай Пахомов, куратор, главный Архитектор Saga, преподаватель МАРШ 23/24, студия «Уместность»
Место проектирования на карте Суздаля
Мост, соединяющий Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, был запечатлен в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев», отчего и получил свое название по фамилии режиссера. Сегодня мост больше не существует, потому его местоположение оставалось открытым вопросом в начале нашего полевого исследования.
В первую очередь мы заметили актуальность маршрута вдоль берега реки Каменки, который мог бы соединить ряд знаковых объектов города: Александровский монастырь, музей Гастева, Ларец, смотровые площадки. При этом достаточно четко вырисовывалась линия маршрута от здания ГТК до улицы Ленина — двух крупных точек притяжения.

Таким образом, мы увидели возможность создать связь между монастырями, которая будет являться частью протяженных городских маршрутов: вдоль Каменки и между ГТК и улицей Ленина. Для этого необходимо было преодолеть реку и овраг.
Решением стала диаграмма треугольника. Треугольник деконструируется до 3 отрезков, которые преобразовываются в будущую композицию моста. Первый отрезок соединяет две стороны оврага. Второй отрезок является переправой через реку Каменка.
Переходя из двумерного в трехмерное пространство, боковые отрезки приобретают функцию вертикальных связующих. Образно, вся композиция напоминает 3 балки, изящно скрепленные между собой. Эти глухие протяженные объемы — обращение к образу стен монастырей. Балки направлены на основные доминанты – башни монастырей. Объект не вторгается в пространство исторических доминант, но при этом не теряется на общем фоне ансамбля. Сам мост продолжает ось оврага, в прошлом активно использовавшегося как спуск к воде.
Каждый из трех элементов спроектированного моста имеет в своей основе металлическую конструкцию из ферм. Сцепление верхней и центральной частей между собой происходит за счет удлиненных металлических колонн. Крепление центральной части к нижней выполняется за счет прямого наложения конструкций друг на друга и перевязки. Для облицовки предполагается использование фанерных листов из лиственницы, подчеркивающих массивность форм и подверженных эффектному старению.