ВСЕ ЛЮДИ

ИНТЕРВЬЮ / CONTINIUUM

Олеся Могилевская – соосновательница, партнер и главный архитектор бюро CONTINUUM. Мы поговорили с Олесей о том, как складывался её путь в архитектуре, как она решилась уйти из найма и о месте для творчества в её жизни.
Олеся закончила МАрхИ, работала в «Бюро 500», Homeland Group, «ГРАВИОН проект», 3Sgroup. Она прошла путь от архитектора до руководителя, управляла командами архитекторов и визуализаторов, участвовала в переговорах с заказчиками. В 2022 году основала бюро CONTINUUM, совместно с Виктором Перовым – специалистом по управлению проектной деятельностью.

Что вам помогло решится на открытие собственного бизнеса?

Работая в найме, ты привыкаешь к ограниченному уровню ответственности и стабильности. А потом, мечтая о собственном деле, не понимаешь, с чего начать. Кажется, что достаточно сказать: «Я открываю своё бюро» — и всё как-то само сложится. Но в реальности нужно решать множество вопросов, не связанных с архитектурой: искать офис в аренду, разбираться с налогами, открывать ИП или ООО, собирать команду.

Я долго решалась на этот шаг — понимала, что одна не справлюсь, и мне нужен партнёр, который закроет мои слабые места. Но найти такого человека было непросто. В какой-то очень правильный момент появился Виктор и сказал: «Давай сделаем!». Это было почти благословение вселенной — всё сразу встало на свои места.

В бюро у нас логичное разделение: я отвечаю за архитектурную часть и руковожу командой, а Виктор взял на себя задачи по управлению бизнесом и общению с новыми людьми, заказчиками и партнёрами. Ему это даётся очень легко, и мы хорошо друг друга дополняем.

Какие навыки, обретенные в найме, вам пригодились в собственном бизнесе?

Я наработала насмотренность на результат. Результат как в качестве работы, так и в процессах производства. Сначала работала в маленьком бюро — нас было всего пятеро, и это была уютная команда со своей атмосферой, со своим пониманием обязанностей, скорости и качества работы. Потом — в большом бюро, и это было совсем иначе: иерархичная структура, 250–300 человек, отделы, сложные процессы. Потом — у застройщика, где я увидела, как работает архитектор в структуре заказчика — как он ставит задачи, как мыслит.

В итоге у меня сложилась цельная картина: когда мы открывали бюро, я уже хорошо понимала, как всё устроено изнутри и снаружи.
Реконструкция гостиничного комплекса в Анапе

Как происходит выбор объектов для бюро – это случайность или осознанный подход?

И у меня, и у Виктора до открытия бюро сложился опыт в работе с крупными объектами — мы хорошо понимали, как над ними работать, и нам есть, что предложить заказчику. Поэтому, когда появляется такой проект, мы, конечно, его берём.

При этом мы не ограничиваем выборку объектовопределённой функцией — это может быть жилой комплекс, гостиница, офис или специализированныетехнологичные постройки (аэропорт, завод, ТПУ и др.)

Проекты меньшего масштаба (интерьеры или работа с частными домами) нас цепляют меньше — там нам сложнее конкурировать. Пока у нас есть выбор — мы выбираем крупные объекты, с которыми привыкли работать и под которые настроена вся команда.
Жилой комплекс ÁLIA, Блок 10F

Какие архитектурные задачи вы сохраняете за собой, а что — делегируете?

Я сейчас работаю как главный архитектор на основном проекте бюро —погружаюсь глубоко в детальную проектную работу. Это сложно: мозг не может одинаково эффективно переключаться между проектной работой и управлением бюро. Думаю, больше я так делать не буду.

Мне нравится работать над верхнеуровневыми архитектурными задачами. Это могут быть небольшие корректировки с целевой отстройкой направления работы команды, эскизирование, отладка коммуникации и взаимопонимания с Заказчиком. Для руководителя бюро это распространенная практика – возможность одновременно держать на контроле качество выпускаемойархитектуры и сохранять общий взгляд на процессы бюро.
Редевелопмент фабрики «Узбум»

Остаётся ли у вас время для личных проектов?

Я много лет занималась танцами и открыла с подругой свою школу. У нас получился классный проект с вечерними танцами для взрослых в стилях: свинг, буги-вуги, линди-хоп, бурлеск, чарльстон. Мы много сами танцевали, участвовали в российских и мировых чемпионатах, экспериментировали в рамках танцевального сообщества: устраивали фестивали, шоу, проводили интерактивные экскурсии, выпускали даже мини-сериал на ютьюбе. Было несколько залов по Москве, мы приглашали преподавателей и сами преподавали. Это нас затянуло.

Я давно хотела свой бизнес, но боялась уйти из найма. И по сути свои первые стремления я реализовала на этой школе — занималась управлением и менеджментом, совмещая это с работой архитектора. В какой-то момент, когда школа превратилась уже в серьезный бизнес, а не просто хобби, стала требовать максимальное количество внимания, пришлось выбирать между архитектурой и танцами — и мы закрыли школу. Сейчас её частично продолжают делать другие люди уже без моего участия.

Опыт с танцевальной школой помог при открытии своего бюро?

Точно да. Это настолько разные вещи — быть внутри исполнительского процесса или организовывать его самостоятельно. К тому же это было похоже на игру, а не на серъезный бизнес — мы всё придумывали сами, легко, весело и с удовольствием.

Я часто пытаюсь вспомнить это ощущение, чтобы перенести его сюда — в архитектуру. Это то самое чувство, которое помогает избегать шаблонов и искать нестандартные пути — и именно его мне хочется сохранить в бюро.