Анна Куликова, партнер архитектурного бюро FANTALIS Architects, архитектор
FANTALIS Architects — междисциплинарная команда, создающая уникальные объекты загородной туристической инфраструктуры. Проекты бюро — концептуальные отели и комплексы в отдаленных и труднодоступных районах России, отвечающие на запросы современных туристов и формирующие новый стандарт комфортного, экологичного и востребованного объекта индустрии туризма и гостеприимства.
Команда FANTALIS c 2003 года реализует проекты загородных отелей, и более 10 лет развивают туристический потенциал Камчатки, и глубоко погружены в особенности региона и местного туризма. Проектные решения, мастер-план, выбор материалов — приоритетом всего является сохранение природы и интеграция объекта в окружающий контекст.
В материале мы поговорили с партнером FANTALIS Architects, архитектором Анной Куликовой.
В чем заключаются ценности вашего бюро? Какие ваши основополагающие принципы проектирования?
Для наших проектов мы выбираем одни из самых невероятных уголков России. Эти места поражают своей красотой и совершенно не уступают своей красотой иностранным курортам. И конечно, мы стараемся создавать такие проекты, которые станут не просто точкой отдыха, а продолжением этой природы, контекста, впечатлений. И это, безусловно, большая ответственность. Экологичность для нас — это не просто тренд, а осознанный выбор. Мы стараемся на протяжении всего процесса проектирования придерживаться этого принципа, начиная от материалов, которые мы используем при строительстве. В проектах мы стараемся относиться максимально бережно к природе и существующим объектам, восстанавливаем устаревшие санатории, базы отдыха — и туда возвращается жизнь. Часто такие объекты — места, связанные с детскими воспоминаниями местных жителей. И как показывает опыт: если довольны местные, то будут довольны и туристы.
Больше 10 лет мы проектируем на Камчатке, которая для многих людей ассоциируется с совершенно другой планетой. И для тех, кто туда приезжает, отель должен стать частью впечатлений от взаимодействия с окружающей средой.
Больше 10 лет мы проектируем на Камчатке, которая для многих людей ассоциируется с совершенно другой планетой. И для тех, кто туда приезжает, отель должен стать частью впечатлений от взаимодействия с окружающей средой.
Экстрим-отель «Аврора». Фотограф: Елизавета Гуровская
Какие проекты для вас особенно значимые и почему?
Самые особенные для меня проекты — это два наших объекта на Камчатке: SPA-отель «Лагуна» и экстрим-отель «Аврора».
SPA-отель «Лагуна». Фотограф: Елизавета Гуровская
«Лагуна» значима тем, что это проект реновации одной из старейших баз для семейного отдыха на Камчатке. В свое время она пользовалась огромной популярностью среди местных жителей. До реконструкции у объекта была достаточно низкая репутация, он был в запущенном состоянии, но нам важно было другое — у «Лагуны» была история, воспоминания многих поколений и нам хотелось это сохранить. За 6 лет работы над проектом нам удалось практически из пепла создать уникальную точку притяжения на Камчатке для туристов и местных. Для меня, как архитектора, и для нашего бюро самое ценное — увидеть путь перерождения этого объекта, который до сих пор продолжается. Мы продолжаем его совершенствовать, каждый год проект обретает новые черты, которые делают его лучше, чем раньше — и он живет и развивается.
Экстрим-отель «Аврора». Фотограф: Елизавета Гуровская
Наш второй объект на Камчатке — экстрим-отель «Аврора» — особенный тем, что проектные решения и вдохновение для которого полностью основывались на окружающем ландшафте Камчатки, который сам по себе уникален и неповторим.
Создавая «Аврору» мы опирались на традиции местных коренных народов, ительменов и коряков, а также к практике строительства мостов в Древней Руси. А выбирая локацию, мы обращали внимание на то, чтобы отель находился максимально далеко от цивилизации — так посетитель соприкоснется с настоящей Камчаткой.
Создавая «Аврору» мы опирались на традиции местных коренных народов, ительменов и коряков, а также к практике строительства мостов в Древней Руси. А выбирая локацию, мы обращали внимание на то, чтобы отель находился максимально далеко от цивилизации — так посетитель соприкоснется с настоящей Камчаткой.
Почему вы решили проектировать именно туристические объекты?
Изначально у меня не было цели проектировать именно отели. Но я всегда мечтала работать с большими природными территориями. Это понимание у меня возникло еще с университетских времен, я знала, что с городом мне будет не так интересно работать.
И когда я пришла в FANTALIS, у меня была четкая позиция, что мы не просто создаем отели, мы проектируем именно природные территории. Потому что по-другому невозможно: мы работаем с живой природой, и, как правило, с уникальными ландшафтами, поэтому проект не ограничивается лишь концепцией и строительством отеля. Объект интегрируется в окружающий контекст, должны быть продуманы коммуникации, логистика, взаимодействия с другими объектами — получается целая экосистема. И такой подход мне очень близок, поэтому в какой-то степени вопрос не стоял о том, какие проекты я буду создавать. И отели — это лишь часть более масштабных проектов, о которых я всегда мечтала.
И когда я пришла в FANTALIS, у меня была четкая позиция, что мы не просто создаем отели, мы проектируем именно природные территории. Потому что по-другому невозможно: мы работаем с живой природой, и, как правило, с уникальными ландшафтами, поэтому проект не ограничивается лишь концепцией и строительством отеля. Объект интегрируется в окружающий контекст, должны быть продуманы коммуникации, логистика, взаимодействия с другими объектами — получается целая экосистема. И такой подход мне очень близок, поэтому в какой-то степени вопрос не стоял о том, какие проекты я буду создавать. И отели — это лишь часть более масштабных проектов, о которых я всегда мечтала.
Гостиничные апартаменты «THE VILLAGE». Фотограф: Елизавета Гуровская
О каких особенностях проектирования отелей нужно знать архитекторам, которые хотят перейти в эту сферу? Чем проектирование отелей отличается от создания любых других жилых и общественных проектов?
Проекты общественных зданий по своей функции очень сильно отличаются от любых жилых объектов, поэтому и подход к проектированию совершенно другой. Самое главное отличие — конечный пользователь. Если вы проектируете квартиру для конкретного человека с его особенностями, потребностями, индивидуальным образом жизни, то когда вы будете создавать для него же отель, вы поймете, что у него будут совершенно другие потребности в отеле, отличный от привычной жизни сценарий поведения и времяпровождения. Эти нюансы необходимо учитывать в проекте любого общественного здания, в том числе туристического объекта.
Иногда возникают ситуации, когда архитектор, который впервые проектирует отель, не видит, почему планировка должна быть выполнена так, а не иначе, и почему некоторые аспекты настолько жестко регламентированы. В частном доме можно позволить себе намного больше, чем в таком же, на первый взгляд, гостевом. Частные проекты предполагают долгосрочный сценарий проживания, а в отеле гость проживает несколько дней или недель, и дальше его сменяет другой. Например, в отеле мебель в интерьере будет изнашиваться в ходе эксплуатации значительно быстрее, поэтому тот же стул, который можно выбрать для квартиры, в номер поставить нельзя.
Нужно понимать, что какая бы ни была конфигурация отельного номера, по своей функции и сценариям они все примерно в одной типологии. Существует стандарт, что должно быть в номере отеля, где и как должны быть расположены выключатели и розетки, в каком количестве и почему. Например, место, куда нужно положить чемодан или повесить верхнюю одежду. Соответственно, проектируя это пространство, мы должны задумываться о том, как новый посетитель будет перемещаться по номеру, продумать логическую навигацию, чтобы он комфортно расположил свои вещи и потом лег в кровать или сел за рабочий стол. Мы сейчас внутри команды разрабатываем собственные стандарты проектирования отелей, по которым будем обучать новых сотрудников бюро.
Иногда возникают ситуации, когда архитектор, который впервые проектирует отель, не видит, почему планировка должна быть выполнена так, а не иначе, и почему некоторые аспекты настолько жестко регламентированы. В частном доме можно позволить себе намного больше, чем в таком же, на первый взгляд, гостевом. Частные проекты предполагают долгосрочный сценарий проживания, а в отеле гость проживает несколько дней или недель, и дальше его сменяет другой. Например, в отеле мебель в интерьере будет изнашиваться в ходе эксплуатации значительно быстрее, поэтому тот же стул, который можно выбрать для квартиры, в номер поставить нельзя.
Нужно понимать, что какая бы ни была конфигурация отельного номера, по своей функции и сценариям они все примерно в одной типологии. Существует стандарт, что должно быть в номере отеля, где и как должны быть расположены выключатели и розетки, в каком количестве и почему. Например, место, куда нужно положить чемодан или повесить верхнюю одежду. Соответственно, проектируя это пространство, мы должны задумываться о том, как новый посетитель будет перемещаться по номеру, продумать логическую навигацию, чтобы он комфортно расположил свои вещи и потом лег в кровать или сел за рабочий стол. Мы сейчас внутри команды разрабатываем собственные стандарты проектирования отелей, по которым будем обучать новых сотрудников бюро.
Источник фотографии: Архитектурное бюро FANTALIS Architects
Какие особенности проектирования туристических объектов в таких уникальных природных местах как Камчатка?
Первая особенность проектирования в таких регионах — это сезонность. Все сроки любого проекта одинаковые: любо нужно успеть завершить проект к началу высокого сезона, либо к Новому году. Это сразу ставит проектную команду в более жесткие сроки.
Второй аспект — сложная логистика. Все материалы и предметы для интерьера закупаются либо на «материке», как местные называют основную территорию Камчатки, либо в Москве. Будь то окна, стулья, отделка или даже простая салфетка — все это «доплывает» до объекта за 1,5 - 2 месяца, что сильно влияет на график работы. До нашего проекта экстрим-отеля «Аврора» в принципе трудно добраться: он находится вдали от цивилизации, поэтому самый удобный вариант передвижения и транспортировки — это вертолет. А зимой логистика усложняется еще и из-за суровых погодных условий.
Еще одна сложность и особенность — авторский надзор. Строительство объекта, который находится в лесу, вдали от города, где в пешей доступности только общежитие и столовая строителей, усложняет долгое нахождение архитекторов на территории. Реализацию проекта приходится контролировать удаленно, периодически организовывая командные выезды совместно с управляющими строителями.
Ну и, безусловно, когда создаешь проект в таком удалении от города — нельзя забывать, что это все-таки отель и гости так или иначе ожидают должного уровня сервиса. Объект должен быть полностью самодостаточный, поэтому необходимо спроектировать автономную систему обеспечения энергией и водой, а также продумать размещение и проживание обслуживающего и управляющего персонала.
Второй аспект — сложная логистика. Все материалы и предметы для интерьера закупаются либо на «материке», как местные называют основную территорию Камчатки, либо в Москве. Будь то окна, стулья, отделка или даже простая салфетка — все это «доплывает» до объекта за 1,5 - 2 месяца, что сильно влияет на график работы. До нашего проекта экстрим-отеля «Аврора» в принципе трудно добраться: он находится вдали от цивилизации, поэтому самый удобный вариант передвижения и транспортировки — это вертолет. А зимой логистика усложняется еще и из-за суровых погодных условий.
Еще одна сложность и особенность — авторский надзор. Строительство объекта, который находится в лесу, вдали от города, где в пешей доступности только общежитие и столовая строителей, усложняет долгое нахождение архитекторов на территории. Реализацию проекта приходится контролировать удаленно, периодически организовывая командные выезды совместно с управляющими строителями.
Ну и, безусловно, когда создаешь проект в таком удалении от города — нельзя забывать, что это все-таки отель и гости так или иначе ожидают должного уровня сервиса. Объект должен быть полностью самодостаточный, поэтому необходимо спроектировать автономную систему обеспечения энергией и водой, а также продумать размещение и проживание обслуживающего и управляющего персонала.
Что нравится больше всего?
Самое для меня ценное — видеть конечных пользователей. Так как наши объекты общественные, у нас есть возможность наблюдать за впечатлениями людей, который там останавливаются. И, конечно, читая эти отзывы, испытываешь невероятные эмоции. В самом начале после проекта «Лагуна», в первые годы его работы изучала буквально каждый отзыв. Иногда они даже не были связаны с самой архитектурой, как ни странно. Но нам удалось там не просто восстановить прошлые воспоминания об объекте, но дать возможность создавать новые. У местных жителей появилось место, куда они могут приезжать с друзьями, с семьей и проводить вместе время, испытывать новые впечатления. Кто-то нам даже писал, что их ребенок научился кататься на коньках именно на нашем катке — и, конечно, это очень трогательно. Таких сообщений теперь десятки за зимний сезон.
В самом процессе проектирования больше всего нравится находиться посреди этой уникальной природы и взаимодействовать с ней. Камчатка очень отличается от любого другого места, даже в самой России, и это очень вдохновляет, команду в том числе. Нам очень повезло, что часть нашей работы — участвовать в процессе строительства, и все это в окружении вулканов.
В самом процессе проектирования больше всего нравится находиться посреди этой уникальной природы и взаимодействовать с ней. Камчатка очень отличается от любого другого места, даже в самой России, и это очень вдохновляет, команду в том числе. Нам очень повезло, что часть нашей работы — участвовать в процессе строительства, и все это в окружении вулканов.
Экстрим-отель «Аврора». Фотограф: Елизавета Гуровская
Какими вы хотите видеть отельные проекты в будущем?
Я надеюсь, что в будущем мы будем видеть проекты туризма, которые созданы именно профессионалами. Часто в России мы видим отели, которые построены по принципу «хочу построит отель», отчего страдает качество как архитектуры, так и сервиса. Сейчас сильно развивается культура осознанного потребления, и мне кажется — это серьезный толчок к проектировщикам. Современный пользователь становится более образованным и точно знает, чего он хочет, поэтому отельные проекты должны быть также детально продуманы и учитывали потребности гостей, а также окружающий контекст.
Каким вы видите будущее FANTALIS Architects?
С советских времен нам досталось огромное количество невероятных объектов туристической архитектуры — санаториев, турбаз. Некоторые до сих пор поражают своей красотой, хоть и большинство находятся в заброшенном состоянии. В свое время созданием этих объектов занимались проектные институции, они задавали стандарт и определяли качество проектов.
Мне бы хотелось, чтобы наше бюро продолжило развиваться, расширять как размер команды, так и географию наших проектов. Чтобы мы могли создавать больше таких проектов, где людям будет приятно находиться, наслаждаться жизнью, отдыхать и набираться сил, восстанавливать здоровье. И в момент, когда уже не станет нас, я хочу сделать все возможное, чтобы наши принципы и подходы дальше продолжили работать и совершенствоваться, тем самым задавая новые стандарты качества и эстетики.
Мне бы хотелось, чтобы наше бюро продолжило развиваться, расширять как размер команды, так и географию наших проектов. Чтобы мы могли создавать больше таких проектов, где людям будет приятно находиться, наслаждаться жизнью, отдыхать и набираться сил, восстанавливать здоровье. И в момент, когда уже не станет нас, я хочу сделать все возможное, чтобы наши принципы и подходы дальше продолжили работать и совершенствоваться, тем самым задавая новые стандарты качества и эстетики.