ВСЕ ЛЮДИ
2024-08-31 11:05

ИНТЕРВЬЮ / FANTALIS

Анна Куликова, партнер архитектурного бюро FANTALIS Architects, архитектор
FANTALIS Architects — междисциплинарная команда, создающая уникальные объекты загородной туристической инфраструктуры. Проекты бюро — концептуальные отели и комплексы в отдаленных и труднодоступных районах России, отвечающие на запросы современных туристов и формирующие новый стандарт комфортного, экологичного и востребованного объекта индустрии туризма и гостеприимства.

Команда FANTALIS c 2003 года реализует проекты загородных отелей, и более 10 лет развивают туристический потенциал Камчатки, и глубоко погружены в особенности региона и местного туризма. Проектные решения, мастер-план, выбор материалов — приоритетом всего является сохранение природы и интеграция объекта в окружающий контекст.

В материале мы поговорили с партнером FANTALIS Architects, архитектором Анной Куликовой.

В чем заключаются ценности вашего бюро? Какие ваши основополагающие принципы проектирования?

Для наших проектов мы выбираем одни из самых невероятных уголков России. Эти места поражают своей красотой и совершенно не уступают своей красотой иностранным курортам. И конечно, мы стараемся создавать такие проекты, которые станут не просто точкой отдыха, а продолжением этой природы, контекста, впечатлений. И это, безусловно, большая ответственность. Экологичность для нас — это не просто тренд, а осознанный выбор. Мы стараемся на протяжении всего процесса проектирования придерживаться этого принципа, начиная от материалов, которые мы используем при строительстве. В проектах мы стараемся относиться максимально бережно к природе и существующим объектам, восстанавливаем устаревшие санатории, базы отдыха — и туда возвращается жизнь. Часто такие объекты — места, связанные с детскими воспоминаниями местных жителей. И как показывает опыт: если довольны местные, то будут довольны и туристы.

Больше 10 лет мы проектируем на Камчатке, которая для многих людей ассоциируется с совершенно другой планетой. И для тех, кто туда приезжает, отель должен стать частью впечатлений от взаимодействия с окружающей средой.
Экстрим-отель «Аврора». Фотограф: Елизавета Гуровская

Какие проекты для вас особенно значимые и почему?

Самые особенные для меня проекты — это два наших объекта на Камчатке: SPA-отель «Лагуна» и экстрим-отель «Аврора».
SPA-отель «Лагуна». Фотограф: Елизавета Гуровская
«Лагуна» значима тем, что это проект реновации одной из старейших баз для семейного отдыха на Камчатке. В свое время она пользовалась огромной популярностью среди местных жителей. До реконструкции у объекта была достаточно низкая репутация, он был в запущенном состоянии, но нам важно было другое — у «Лагуны» была история, воспоминания многих поколений и нам хотелось это сохранить. За 6 лет работы над проектом нам удалось практически из пепла создать уникальную точку притяжения на Камчатке для туристов и местных. Для меня, как архитектора, и для нашего бюро самое ценное — увидеть путь перерождения этого объекта, который до сих пор продолжается. Мы продолжаем его совершенствовать, каждый год проект обретает новые черты, которые делают его лучше, чем раньше — и он живет и развивается.
Экстрим-отель «Аврора». Фотограф: Елизавета Гуровская
Наш второй объект на Камчатке — экстрим-отель «Аврора» — особенный тем, что проектные решения и вдохновение для которого полностью основывались на окружающем ландшафте Камчатки, который сам по себе уникален и неповторим.

Создавая «Аврору» мы опирались на традиции местных коренных народов, ительменов и коряков, а также к практике строительства мостов в Древней Руси. А выбирая локацию, мы обращали внимание на то, чтобы отель находился максимально далеко от цивилизации — так посетитель соприкоснется с настоящей Камчаткой.

Почему вы решили проектировать именно туристические объекты?

Изначально у меня не было цели проектировать именно отели. Но я всегда мечтала работать с большими природными территориями. Это понимание у меня возникло еще с университетских времен, я знала, что с городом мне будет не так интересно работать.

И когда я пришла в FANTALIS, у меня была четкая позиция, что мы не просто создаем отели, мы проектируем именно природные территории. Потому что по-другому невозможно: мы работаем с живой природой, и, как правило, с уникальными ландшафтами, поэтому проект не ограничивается лишь концепцией и строительством отеля. Объект интегрируется в окружающий контекст, должны быть продуманы коммуникации, логистика, взаимодействия с другими объектами — получается целая экосистема. И такой подход мне очень близок, поэтому в какой-то степени вопрос не стоял о том, какие проекты я буду создавать. И отели — это лишь часть более масштабных проектов, о которых я всегда мечтала.
Гостиничные апартаменты «THE VILLAGE». Фотограф: Елизавета Гуровская

О каких особенностях проектирования отелей нужно знать архитекторам, которые хотят перейти в эту сферу? Чем проектирование отелей отличается от создания любых других жилых и общественных проектов?

Проекты общественных зданий по своей функции очень сильно отличаются от любых жилых объектов, поэтому и подход к проектированию совершенно другой. Самое главное отличие — конечный пользователь. Если вы проектируете квартиру для конкретного человека с его особенностями, потребностями, индивидуальным образом жизни, то когда вы будете создавать для него же отель, вы поймете, что у него будут совершенно другие потребности в отеле, отличный от привычной жизни сценарий поведения и времяпровождения. Эти нюансы необходимо учитывать в проекте любого общественного здания, в том числе туристического объекта.

Иногда возникают ситуации, когда архитектор, который впервые проектирует отель, не видит, почему планировка должна быть выполнена так, а не иначе, и почему некоторые аспекты настолько жестко регламентированы. В частном доме можно позволить себе намного больше, чем в таком же, на первый взгляд, гостевом. Частные проекты предполагают долгосрочный сценарий проживания, а в отеле гость проживает несколько дней или недель, и дальше его сменяет другой. Например, в отеле мебель в интерьере будет изнашиваться в ходе эксплуатации значительно быстрее, поэтому тот же стул, который можно выбрать для квартиры, в номер поставить нельзя.

Нужно понимать, что какая бы ни была конфигурация отельного номера, по своей функции и сценариям они все примерно в одной типологии. Существует стандарт, что должно быть в номере отеля, где и как должны быть расположены выключатели и розетки, в каком количестве и почему. Например, место, куда нужно положить чемодан или повесить верхнюю одежду. Соответственно, проектируя это пространство, мы должны задумываться о том, как новый посетитель будет перемещаться по номеру, продумать логическую навигацию, чтобы он комфортно расположил свои вещи и потом лег в кровать или сел за рабочий стол. Мы сейчас внутри команды разрабатываем собственные стандарты проектирования отелей, по которым будем обучать новых сотрудников бюро.
Источник фотографии: Архитектурное бюро FANTALIS Architects

Какие особенности проектирования туристических объектов в таких уникальных природных местах как Камчатка?

Первая особенность проектирования в таких регионах — это сезонность. Все сроки любого проекта одинаковые: любо нужно успеть завершить проект к началу высокого сезона, либо к Новому году. Это сразу ставит проектную команду в более жесткие сроки.

Второй аспект — сложная логистика. Все материалы и предметы для интерьера закупаются либо на «материке», как местные называют основную территорию Камчатки, либо в Москве. Будь то окна, стулья, отделка или даже простая салфетка — все это «доплывает» до объекта за 1,5 - 2 месяца, что сильно влияет на график работы. До нашего проекта экстрим-отеля «Аврора» в принципе трудно добраться: он находится вдали от цивилизации, поэтому самый удобный вариант передвижения и транспортировки — это вертолет. А зимой логистика усложняется еще и из-за суровых погодных условий.

Еще одна сложность и особенность — авторский надзор. Строительство объекта, который находится в лесу, вдали от города, где в пешей доступности только общежитие и столовая строителей, усложняет долгое нахождение архитекторов на территории. Реализацию проекта приходится контролировать удаленно, периодически организовывая командные выезды совместно с управляющими строителями.

Ну и, безусловно, когда создаешь проект в таком удалении от города — нельзя забывать, что это все-таки отель и гости так или иначе ожидают должного уровня сервиса. Объект должен быть полностью самодостаточный, поэтому необходимо спроектировать автономную систему обеспечения энергией и водой, а также продумать размещение и проживание обслуживающего и управляющего персонала.

Что нравится больше всего?

Самое для меня ценное — видеть конечных пользователей. Так как наши объекты общественные, у нас есть возможность наблюдать за впечатлениями людей, который там останавливаются. И, конечно, читая эти отзывы, испытываешь невероятные эмоции. В самом начале после проекта «Лагуна», в первые годы его работы изучала буквально каждый отзыв. Иногда они даже не были связаны с самой архитектурой, как ни странно. Но нам удалось там не просто восстановить прошлые воспоминания об объекте, но дать возможность создавать новые. У местных жителей появилось место, куда они могут приезжать с друзьями, с семьей и проводить вместе время, испытывать новые впечатления. Кто-то нам даже писал, что их ребенок научился кататься на коньках именно на нашем катке — и, конечно, это очень трогательно. Таких сообщений теперь десятки за зимний сезон.

В самом процессе проектирования больше всего нравится находиться посреди этой уникальной природы и взаимодействовать с ней. Камчатка очень отличается от любого другого места, даже в самой России, и это очень вдохновляет, команду в том числе. Нам очень повезло, что часть нашей работы — участвовать в процессе строительства, и все это в окружении вулканов.
Экстрим-отель «Аврора». Фотограф: Елизавета Гуровская

Какими вы хотите видеть отельные проекты в будущем?

Я надеюсь, что в будущем мы будем видеть проекты туризма, которые созданы именно профессионалами. Часто в России мы видим отели, которые построены по принципу «хочу построит отель», отчего страдает качество как архитектуры, так и сервиса. Сейчас сильно развивается культура осознанного потребления, и мне кажется — это серьезный толчок к проектировщикам. Современный пользователь становится более образованным и точно знает, чего он хочет, поэтому отельные проекты должны быть также детально продуманы и учитывали потребности гостей, а также окружающий контекст.

Каким вы видите будущее FANTALIS Architects?

С советских времен нам досталось огромное количество невероятных объектов туристической архитектуры — санаториев, турбаз. Некоторые до сих пор поражают своей красотой, хоть и большинство находятся в заброшенном состоянии. В свое время созданием этих объектов занимались проектные институции, они задавали стандарт и определяли качество проектов.

Мне бы хотелось, чтобы наше бюро продолжило развиваться, расширять как размер команды, так и географию наших проектов. Чтобы мы могли создавать больше таких проектов, где людям будет приятно находиться, наслаждаться жизнью, отдыхать и набираться сил, восстанавливать здоровье. И в момент, когда уже не станет нас, я хочу сделать все возможное, чтобы наши принципы и подходы дальше продолжили работать и совершенствоваться, тем самым задавая новые стандарты качества и эстетики.