ВСЕ ЛЮДИ
2024-11-29 17:50

ИНТЕРВЬЮ / Бюро А4

Бюро А4 — это профессиональная, увлечённая, постоянно развивающаяся команда, фокусирующаяся на создании общественных пространств — от интерьеров до благоустройства ЖК и развития территорий. На наши вопросы ответили сооснователи Бюро А4, архитекторы Сергей Марков и Алексей Афоничкин.

От МАрхИ и Моспроекта до собственного бюро

— Расскажите подробнее об истории бюро, что послужило «отправной точкой» для его создания?

Сергей Марков: Мы с Алексеем дружим очень давно: вместе занимались в школе при МАрхИ, затем оба поступили в архитектурный институт и учились на одном факультете жилых и общественных зданий. На третьем курсе начался наш путь как архитекторов в Одиннадцатой мастерской Моспроекта легендарного Якова Белопольского, а через 4-5 лет мы приняли решение открыть свое бюро.
Алексей Афоничкин: В Одиннадцатой мастерской мы не только проектировали, но и участвовали в переговорном процессе, в совещаниях, сами защищали те или иные решения. Мы поняли, как выстраиваются отношения с коллегами и клиентами, увидели разные стороны этого процесса. Опыт, полученный в Моспроекте, дал больше уверенности в своих силах, сформировал отношения к архитектуре как к бизнесу.
Если же говорить о проекте, который стал импульсом к развитию — это фасады и интерьеры торгово-развлекательного центра «Хорошо!». Это был достаточно крупный для нас объект, мы защищали свои идеи на Градсовете, и в итоге наши интерьерные решения были реализованы. Он позволил задуматься о создании полноценного бюро, аренде первого офиса и дальнейшем развитии в этом направлении.

— Какое влияние на вас оказала учеба в МАрхИ, и как это отражается в работе бюро сейчас?

Сергей Марков: Это очень сильная школа, которая формирует пространственное мышление и собственное видение архитектора. Но также это вуз, который создает архитектора-индивидуалиста, который чаще всего в дальнейшем с большим трудом учится работать в команде.
Например, во многих европейских вузах совместная работа является неотъемлемой частью процесса обучения: команда создает общий проект и защищает его. В нашем случае такая инициатива шла от нас самих. Мы с Алексеем и еще одним нашим однокурсником делали общий дипломный проект, и весь последний год обучения стал для нас хорошим опытом командной работы. Уже тогда мы поняли, что можем слаженно и эффективно работать вместе, достигать высоких результатов.
Алексей Афоничкин: МАрхИ — это база, которая дала нам основные принципы и, конечно, вдохновение. Были преподаватели, которые нас вдохновляли. Например, Маргарита Максимилиановна Гаврилова, одна из создателей проектного бюро «Товарищество Театральных Архитекторов», многие из ее зданий хорошо известны всем москвичам, в том числе, Театр «Мастерская Петра Фоменко» на набережной Тараса Шевченко и Дом музыки на Павелецкой.

— В чем заключаются ценности вашего бюро?

Сергей Марков: Во-первых, мы стремимся быть кампусом, постоянно обучать и обучаться, совершенствоваться и искать новое. Это важный тезис и подход, который мы год от года совершенствуем.
Во-вторых, мы человекоцентричны, всегда работаем уважительно и дружелюбно по отношению к человеку и к среде. Этот подход входит в понятие устойчивого развития и соответствует экологической повестке, но это очень важно и лично для нас.
В-третьих, мы стремимся создавать пространства, не просто комфортные для человека, но и вдохновляющие. Нам хочется, чтобы то, что мы делаем, вызывало эмоции и рождало значимые переживания.
Алексей Афоничкин: Также стоит отметить, что мы очень много внимания уделяем коммуникации как внутри бюро, так и с заказчиком. Внутри компании у нас нет авторитарной системы управления. С архитекторами в команде мы ведем партнерский, уважительный диалог. То же самое происходит и с заказчиками: мы выстраиваем отношения, проникнутые доверием и взаимным уважением. Поэтому нередко профессиональные отношения перерастают в тёплые дружеские как внутри команды, так и с нашими заказчиками.

Архитектурный сторителлинг и фокус на важном

— Есть ли у вас основополагающие принципы проектирования? Если да, то какие.

Алексей Афоничкин: В проектах мы всегда стараемся придумать сильный образ, который раскрываем при помощи сторителлинга, будь то интерьеры, благоустройство или архитектура. Это не просто набор элементов или некая форма, а целый рассказ, который живёт в наших объектах.
Сергей Марков: Причем девелоперские проекты такой подход дополнительно усиливает. Образ и видение, которые мы закладываем в наши концепции, помогают девелоперу самому обратить внимание на ценности своего объекта и рассказать об этом будущим жителям.

Делать больше, чем написано в ТЗ

— Какие ваши основные направления работы, что вас увлекает больше всего?

Сергей Марков: Сейчас нам интересны общественные пространства и нравится работать b2b — с бизнесом, а не с частным клиентом. Это и привычное для нас благоустройство, и развитие территорий, и общественные интерьеры, и создание интересной уникальной городской архитектуры, а сегодня мы говорим и о мастер-планировании. Это отвечает нашему желанию создавать нечто новое или прочитывать по-новому старое, раскрывать свое видение и всегда делать чуть больше, чем написано в ТЗ.
Алексей Афоничкин: Нам близка идея создания комплексных решений. Я в последнее время часто говорю о бесшовности пространства. Это подход, при котором в единой концепции решены разные типологии в составе одного объекта: и среда, и интерьер, и объём.
Возможность работать с такой степенью свободы выпадает довольно редко. Например, нам удалось приблизиться к этому в поселке Миронцево, где мы участвовали в создании градостроительного решения, архитектурной концепции, разработке типологии домов и общественных зон, а также продумывали конечный продукт вместе с заказчиком. Это совершенно другой уровень возможностей для архитектора, а итоговый результат в таком случае получается более интересными и полноценным.

— Какие проекты для вас особенно значимые. Почему?

Сергей Марков: Это и уже названный проект поселка для ИТ-предпринимателей в Миронцево, и, конечно, Павильон книги на ВДНХ. Мы создавали его еще в 2018 году, когда концепция «третьих мест» в городе только начала развиваться. По сути, это тоже комплексный, формирующий и архитектурное, и пространственное видение проект, в котором много внимания было уделено сценариям взаимодействия пользователей с пространством. Это не просто книжный магазин, а коворкинг, место для проведения лекций и кафе. При этом синтез разных смыслов в интерьере достигается за счет гармоничного сочетания неоклассицистических элементов, созданных в советскую эпоху, с открытостью и уютом современного общественного пространства.
Алексей Афоничкин: Кинотеатр в «Музеоне» – тоже очень важная для нас локация и проект, который отражает наш подход. В нем необходимо было создать сложное многофункциональное пространство для коммуникации внутри городского парка. Мы разработали архитектурные решения, которые получились достаточно узнаваемыми и уникальными, но при этом гармонично вписались в заданную изначально среду.
Сергей Марков: Если обратиться к недавнему времени и другой типологии, я бы отметил благоустройство в ЖК Nagatino i-Land, где благодаря налаженному диалогу с девелопером и взаимному доверию нам удалось реализовать большой и уникальный проект. Отличительная его черта — метафоричные образы и говорящие названия, которые формируют идентичность территории: «Мир птиц», «Затерянный город», плейхаб «Джунгли» и т.д.

— Каков ваш опыт в сотрудничестве с другими архитекторами?

Сергей Марков: Для меня лично и для бюро очень важным было знакомство и сотрудничество с бюро GAFA и непосредственно с Григориосом Гавалидисом. В начале 2021 года мы стали участниками международного архитектурного клуба «МАК», где познакомились с Григориосом. Он пригласил нас участвовать в спецпроекте NEXT на «АРХ Москве». Это был вызов и ещё одна точка отсчёта. Григориос также был одним из первых, кто обратил внимание на нашу идею создавать и издавать книги, первой из которых стала «Коля в Николе».
Если говорить о коллаборациях бюро в этом году, то недавно мы участвовали в конкурсе на систему общественных пространств для завода УРАЛ в городе Миасс, где работали с бюро «Пробел» и транспортной компанией «Степ», это тоже пример удачной коллаборации внутри индустрии.
Мне кажется, очень важно, что молодые архитекторы стали больше общаться между собой, не бояться придумывать совместные проекты. В настоящее время прекрасное сообщество архитекторов создает и объединяет команда A-House - A-Index. В рамках развития коммьюнити проводятся различные мероприятия, а в скором времени запустится диджитал-медиа с авторскими новостями.
Алексей Афоничкин: Для нас важны партнерские проекты не только с архитекторами, но и с культурными, образовательными институциями. Например, в рамках фестиваля «Открытый город» мы вместе с Сеченовским университетом стали организаторами воркшопа «Москва вне себя. Путь домой», направленного на фундаментальную проработку вопроса влияния стресса на городское население и тому, как с ним можно «работать».

Образцы и традиции

– Есть ли у вас традиции внутри бюро?

Сергей Марков: Да, например, следуя концепции бюро как кампуса, мы регулярно проводим «Проектологию». Это внутренние мероприятия в формате лекций, докладов и бесед, на которых архитекторы могут поделиться своими знаниями, идеями. Часто мы приглашаем на них экспертов, которые рассказывают о той или иной теме в контексте нашей профессии.

— Автором какого современного проекта из мировой практики вы бы хотели быть и почему?

Алексей Афоничкин: Мне нравятся проекты и подход к работе Томаса Хизервика . Он делает очень яркую архитектуру на стыке арта и функции, это, на мой взгляд, сложная и глубокая архитектура будущего.
Сергей Марков: Мне близки некоторые проекты Ренцо Пьяно, Захи Хадид, которые я видел в разных странах мира. Но если говорить именно о какой-то близости идей, то мне нравится подход бюро OMA и Рема Колхаса. У них есть даже отдельное исследовательское подразделение, институт, который изучает и анализирует данные, использующиеся затем в проектах OMA.
Алексей Афоничкин: Кстати, OMA вместе со своим дизайн-подразделением AMO создали Prada Epicentre – многофункциональное общественное пространства, совмещающее в себе функции бутика, галереи и творческой лаборатории. Такие выходящие за рамки собственно архитектуры проекты, где авторы пытаются донести свое комплексное видение через определенные образы и идеи, нам тоже близки.

— Какие навыки, по вашему мнению, являются наиболее важными для успешного архитектора в современном мире?

Сергей Марков: Архитектору, как и любому человеку, хорошо бы понимать, где он хочет оказаться через 5-10 лет, кем он себя видит: руководителем большой компании или владельцем маленького лампового бюро, активно включенным в рабочие процессы или отдающим приоритет времени с семьей? Исходя из этого понимая намного проще выбрать тактику дальнейших действий, фокус на конкретных целях может стать залогом успеха.
Если же говорить о прикладных навыках, то я, конечно, всем рекомендую работать с нейросетями. Чем раньше начать интегрировать их в свою работу и жизнь, тем проще будет потом. Это используется уже сейчас и обязательно будет частью профессии архитектора.
Алексей Афоничкин: Так как сейчас мир стремительно переходит в цифровой формат, и мы живём в эпоху активного развития искусственного интеллекта, архитектор становится глобальным оператором задач. Он должен управлять различными процессами, связанными не только с созданием образов, но и сценариев жизни. Он — режиссер, который закладывает в пространство сюжеты, собирает картину из множества компонентов, встраивая их в общую схему.

— Каких итогов удалось достичь бюро за 10 лет работы?

Сергей Марков: Бюро 10 лет постепенно развиваясь и прокладывая путь в архитектуре, в последние 4 года стремительно выросло. Многие процессы идут прямо сейчас, сегодня. Мы формируем команду мечты, в которой каждый сможет расти в интересном ему направлении, стремимся находить лучших специалистов и помогаем раскрывать их таланты. Как итог, бюро создает уникальные проекты по всей России, которыми мы гордимся.